СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 Основы бережливого производства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 Основы бережливого производства. Профессия "Сварщик"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 Основы бережливого производства»

7

Приложение 2.6.

к ППРКС по профессии

15.01.05 «Сварщик (ручной и частично

механизированной сварки (наплавки)»
















Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины

СГ.06 «основы бережливого производства»

































Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2023 № 863.


Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)


Разработчики:

преподаватель филиала № 2

ФКП образовательного учреждения № 142 Прокудин В.В.




Работодатель: ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан



































СОДЕРЖАНИЕ


1.

Общая характеристика рабочей программы

4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре программы

4

1.3.

Требование к результатам освоения учебной дисциплины

4

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

6

1.5.

Форма промежуточной аттестации

6

2.

Содержание учебной дисциплины

6

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины

7

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

9

3.1.

Материально-техническое обеспечение обучения

9

3.2.

Информационное обеспечение обучения

9

3.3.

Общие требования к организации образовательного процесса

10

3.4.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

10

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10





























  1. 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.06 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 «Основы бережливого производства» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», срок обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входящей в состав укрупненной группы 15.00.00 Машиностроение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области машиностроения, строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 «Основы бережливого производства»может быть использована при освоении профессии: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы:

учебная дисциплина относится к социально-гуманитарному циклу ППКРС СПО.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09


1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.


Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-02, ОК 04-07, ОК 09

осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства; моделировать производственный процесс и строить карту потока создания ценностей; применять методы диагностики потерь и устранять потери в процессах применять ключевые инструменты анализа и решения проблем, оценивать затраты на несоответствие; организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям; применять инструменты бережливого производства в соответствии со спецификой бизнес-процессов организации/производства

принципы и концепцию бережливого производства; основы картирования потока создания ценностей; методы выявления, анализа и решения проблем производства; инструменты бережливого производства; принципы организации взаимодействия в цепочке процесса; виды потерь и методы их устранения; современные технологии повышения эффективности технологии внедрения улучшений; технологии вовлечения персонала в процесс непрерывных улучшений; систему подачи предложений


Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся общие компетенции (ОК) и личностные результаты (ЛР):


Код

Наименование

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 9.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.


ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 14

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:

самостоятельной работы обучающихся – 16 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 32 часа


1.5. Форма промежуточной аттестации

Зачёт



2. содержание учебной дисциплины

СГ.06 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего), в том числе:

48

самостоятельная работа обучающихся

16

обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе:

32

практические занятия

Промежуточная аттестация (зачет)

1




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.06 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем, ак. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч

Код компетенции, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

5

Тема 1. Введение в Бережливое производство

Содержание учебного материала:

5 / 0


1

Традиционное производство

5 / 0

ОК 01-02, ОК 04-07, ОК 09

2

Бережливое производство

3

История развития бережливого производства

4

Бережливое производство (Россия).

5

Основные понятия и терминология.

Самостоятельная работа обучающегося:

2 / 0

1

Традиционное производство

2 / 0

2

История развития бережливого производства

Тема 2.

Философия бережливого производства

Содержание учебного материала:

9 / 0


1

Принципы бережливого производства.

9 / 0

ОК 01-02, ОК 04-07, ОК 09

2

Кайдзен, Гемба.

3

Физическая и психологическая безопасность

4

Отсутствие дефектов.

5

Требование заказчика. Минимальные затраты.

6

Потери. Классификация потерь.

7

Хейджунка. Выравнивание производства

8

Виды потерь.

9

Причины и способы борьбы с потерями

Самостоятельная работа обучающегося:

6 / 0

1

Кайдзен, Гемба.

6 / 0

2

Физическая и психологическая безопасность

3

Отсутствие дефектов.

4

Требование заказчика. Минимальные затраты.

5

Потери. Классификация потерь.

6

Хейджунка. Выравнивание производства


Тема 3

Инструментарий бережливого производства

Содержание учебного материала:

18 / 0


1

"Система 5С".

18 / 0

ОК 01-02, ОК 04-07, ОК 09

2

Примеры кайдзенов: "Метод теней", "Наведение порядка".

3

Стандартизированная работа.

4

Хронометраж

5

Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР)

6

Поток создания ценности.

7

Поток единичных изделий.

8

Поток единичных изделий при широкой номенклатуре

9

Карта потока

10

Система канбан подачи материалов.

11

Переналадка оборудования.

12

Быстрая переналадка.

13

Всеобщее обслуживание оборудования.

14

Автономное обслуживание оборудования.

15

Решение проблем.

16

Производственный анализ.

17

Необратимость изменений.

18

Бережливое производство в сварочном деле.

Самостоятельная работа обучающегося:

8 / 0

1

"Система 5С".

8 / 0

2

Примеры кайзенов: "Метод теней", "Наведение порядка".

3

Стандартизированная работа.

4

Хронометраж

5

Карта потока

6

Система канбан подачи материалов.

7

Переналадка оборудования.

8

Решение проблем. Производственный анализ.


Теоретические занятия

32


Практические занятия

-

Самостоятельная работа

16

Всего

48

Промежуточная аттестация (зачет)

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-гуманитарного цикла»

Эффективность преподавания курса зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь, его многопрофильностью и практической направленностью.


Оборудование учебного кабинета:


  • информационно-коммуникационные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; интерактивная доска, выход в локальную сеть);


3.2. Информационное обеспечение реализации программы обучения
  1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.

  2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.


Основные печатные издания

3.2.1. Основные печатные издания

1. Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 76 с. — ISBN 978-5-507-45505-8. 

2. Зинчик Н.С., Бережливое производство: учебник/Н.С. Зинчик, О.В. Кадырова, Ю.И. Растова; под общ. ред. А.Г. Бездудной. – Москва: КноРус, 2022. – 203 с. – Текст: непосредственный

3. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 472 с. – Текст: непосредственный.


3.2.2. Дополнительные источники

  1. Бородулин А.Л., Казарин В.В., Косарева Н.С., Серебренников С.С., Харитонов С.С. Бережливое производство. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2022. – 224с.:

  2. Фролов В.П. Внедрение технологий бережливого производства в управление производством и организацию рабочих мест: монография. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. - 77с.

  3. ГОСТ Р 56404-2021 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента — Москва: Стандартинформ, 2021. — 16 с.

  4. Вейдер М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с.

  5. Клюев А. В. Бережливое производство [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / А. В. Клюев; под ред. И. В. Ершовой. - Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - 87 c.

  6. Лайкер Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 586 с.


3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 академических часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования. Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных опросов, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка результатов освоения дисциплины (аттестация) осуществляется в форме зачета.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

принципы и концепцию бережливого производства; основы картирования потока создания ценностей; методы выявления, анализа и решения проблем производства; инструменты бережливого производства; принципы организации взаимодействия в цепочке процесса; виды потерь и методы их устранения; современные технологии повышения эффективности технологии внедрения улучшений; технологии вовлечения персонала в процесс непрерывных улучшений; систему подачи предложений

Демонстрирует системные знания об истории становления и развития бережливого производства; формулирует основные понятия бережливого производства; поясняет содержание принципов бережливого производства в соответствии с направленностью профессиональной деятельности; описывает основные подходы к картированию потока создания ценности; владеет основными понятиями для картирования процесса; демонстрирует системные знания о действиях, добавляющие ценности и потери; владеет основными методами выявления и анализа проблем; формулирует перечень необходимых шагов/действий для решения проблем; демонстрирует системные знания об инструментах бережливого производства и областях его применения; оперирует знаниями при выборе инструментов для решения производственной задачи, приводит теоретическое обоснование потенциальной пользы и рисков; демонстрирует знания при анализе в цепочке процесса; описывает последовательность организационных действий для улучшения процесса; демонстрирует знания по типизации производственных потерь и причинах их возникновения; демонстрирует системные знания о ключевые показатели эффективности бережливого производства; владеет основными понятиями реинжиниринга и демонстрирует знания инструментов процесса преобразований; описывает основные подходы к технологии мотивации персонала, принципы и методики вовлечения персонал в процесс непрерывных улучшений; формулирует перечень необходимых шагов для подачи предложений по улучшениям

Тестовый и устный контроль по заданной тематике.

Оценка решений ситуационных задач.

Деловые игры

Уметь:

осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства; моделировать производственный процесс и строить карту потока создания ценностей; применять методы диагностики потерь и устранять потери в процессах применять ключевые инструменты анализа и решения проблем, оценивать затраты на несоответствие; организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям; применять инструменты бережливого производства в соответствии со спецификой бизнес-процессов организации/производства

Демонстрирует уровень внедрения принципов бережливого производства в профессиональную деятельность при решении производственных задач;

демонстрирует навык по выявлению ценности картированию потока создания ценностей; выбирает средства и методы моделирования и описания процесса; демонстрирует умение выявлять, диагностировать и устранять потери в процессах; осуществляет и аргументирует выбор инструментов диагностики проблем; оценивает «цену» производственной ошибки и определяет возможность для корректирующих действий; предлагает алгоритм решения с учетом имеющихся ресурсов и ограничений; демонстрирует умение организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям; демонстрирует умение выбора и применения инструментов бережливого производства в заданных производственных условиях

Оценка решений ситуационных

задач.

Деловые игры.


Контроль и оценка личностных результатов реализации рабочей программы воспитания

Личностные достижения

Формы и методы контроля и оценки

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

Оценивать поступки;

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

объяснять оценки поступков;

объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;

объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

– свои наиболее заметные достижения;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур;

осуществлять добрые дела;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.