Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277
Федеральной службы исполнения наказаний
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
По профессии: «Рамщик»
Код 17710
Срок освоения: 5 месяцев
Разработал: мастер производственного обучения
ФКП образовательное учреждение № 277
В.А.Чуклин
Красноярск 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
К рабочей учебной программе «Материаловедение»
Профессия «Рамщик»
Рабочая программа дисциплины: « Материаловедение» разработана в соответствии с квалификационными характеристиками по профессии «Рамщик»
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и рекомендуемую последовательность изучение тем учебного предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Согласно учебному плану по профессии: «Рамщик» срок реализации учебной программы дисциплины: составляет 12 часов
Цель изучения дисциплины: «Материаловедение» - формирование знаний и умений, позволяющих осуществлять более качественное использование древесины для распиловки на рамных, ленточных, круглопильных пилах.
Основными задачами являются:
1. Научить подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию по дисциплине: «Материаловедение» и применять её на практике,
2. Сформировать умение пользоваться терминологией по данной дисциплине, осуществлять самоконтроль своей деятельности;
3. Выработать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою работу
4. Самостоятельно уметь работать с учебной, технической, справочной литературой.
5. Развивать склонности к анализу и синтезу полученных компетенций по профессии.
6. Способствовать личностному развитию обучающихся в соответствии с их индивидуальностью;
7. Способствовать развитию творческого потенциала и профессионального интереса к профессии «Рамщик»;
8. Научить сохранять цель и следовать ей в учебно-практической деятельности, что достигается установлением связи дисциплины с производственным обучением и производством.
В программе по дисциплине определены учебные темы; сформулированы требования к знаниям и умениям обучающихся и их оцениванию.
Формы организации деятельности обучающихся на уроке разнообразны, индивидуальная, коллективная.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных работ обучающихся. Завершающим этапом изучения крупных тем является контрольная работа и контрольное тестирование обучающихся по полному курсу обучения данной программы в форме проведения дифференцированного зачета.
Должны знать:
Строение и свойства древесины.
Классификацию и стандартизацию лесных материалов.
Требования к качеству древесины по ГОСТу.
Способы хранения древесины.
Средства применяемые для защиты древесины от гниения.
Характеристику древесины основных пород и их промышленное значение.
Должны уметь:
Различать материалы по составу и свойству.
Определять свойства древесины для конкретной распиловки.
Основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
Наименование, маркировку, свойства распиливаемого материала;
Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
Основные сведения о металлах и сплавах;
Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнителях.
При изучении данной дисциплины целесообразно применять разнообразный дидактический материал: таблицы, карточки-задания, тестовые задания и др.
По завершению изучения данной дисциплины учащиеся сдают зачет.
Практические работы:
Предлагаемые темы:
1. Прочность древесины, трещины, механические свойства.
2. Из каких химических элементов состоит древесина
3. От чего зависит стойкость древесины к гниению
4. Изучение макроструктуры древесины, изучить пороки древесины.
5. Определение видов древесных пород.
СОДЕРЖАНИЕ.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
5. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программой профессиональной подготовки.
Программа рассчитана на 12 учебных часов.
Из них лабораторно – практических работ 2 часа
Нормативный срок обучения – 5 месяцев.
Главной задачей учебной дисциплины «Материаловедение» является получение и закрепление у обучаемых специальных знаний, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же приобретение знаний о традиционных материалах , используемых достаточно давно, так и о новых материалах, которые начали применяться в последнее время.
Дисциплина «Материаловедение» относится к числу специальных, тесно связанных с дисциплиной: «Специальная технология» и предусматривает изучение теоретических основ, технологических процессов в деревообрабатывающей промышленности.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
Организация разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №277 Федеральной службы исполнения наказаний.
Разработчик: Чуклин Виктор Александрович – мастер производственного обучения
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Материаловедение» входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен уметь:
Различать материалы по составу и свойству.
Определять свойства древесины для конкретного изделия.
Основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
Наименование, маркировку, свойства обрабатываемой древесины;
Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
Основные сведения о металлах и сплавах;
Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных веществ.
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен знать:
Строение и свойства древесины.
Классификацию и стандартизацию лесных материалов.
Требования к качеству древесины по ГОСТу.
Способы хранения древесины.
Физические, химические, механические свойства древесины.
Определять различные породы древесины.
Пороки древесины, различать их по характеру и признакам повреждений.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
№ п/п | Вид учебной работы | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
1. | Максимальная учебная нагрузка (всего) | 12 |
2. | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 12 |
3. | В том числе практические занятия. | 2 |
4. | Консультации (всего) | |
5. | Самостоятельная работа обучающихся. | |
В том числе: - работа с текстами учебника, конспектирование; - подготовка к практической работе, повторение и изучение пройденной темы; - работа с конспектами лекций и дополнительной литературой, ознакомление с современным новейшим оборудованием (механизированные и автоматизированные поточные линии, режущий инструмент и т.д.) в журналах деревообработка; - подготовка к экзамену. |
| | |
6. | Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных наглядных пособий (плакаты, журналы, стенды);
Технические средства обучения:
- компьютер (ноутбук) и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Список используемой литературы
1. Алексеев И.А. и др. Определение лиственных кольцесосудистых промышленных древесных пород по макроскопическим признакам. Йошкар-Ола: МарПИ, 1986.
2. Алексеев И.А. и др. Макроскопические признаки древесины промышленных хвойных пород. Йошкар-Ола: МарПИ, 1985.
3. Алексеев И.А. и др. Определение вредоносности пороков древесины на растущих деревьях и оценка качества стволов на корню. Йошкар-Ола: Мар ПИ, 1999.
4. Алексеев И.А., Венценосцева М.А., Вершинина Л.И., Муравьева Н.Б. Сборник задач по древесиноведению и лесному товароведению. Учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984.
5. Бубенчиков М.А. Лабораторный практикум. М.: Лесная промышленность, 1978. 6. Вакин А.Т., Полубояринов О.И., Соловьев В.А. Пророки древесины. М.: Лесная промышленность, 1980.
7. Варанкина Г.С. Древесиноведение и лесное товароведение. Учебное пособие. Братск: БрГТУ, 2001.
8. Калашников П.Л. Преподавание материаловедения длястоляров и плотников. М.: Высшая школа, 1972.
9. Кислый В.В. Контроль качества продукции лесопиления и деревообработки. М.: Лесная промышленность, 1985.
10. Леонтьев И.Л. Оценка качества круглых лесоматериалов. М.: Лесная промышленность, 1977.
11. Михайличенко А.Л., Садовничий Ф.П. Древесиноведение и лесное товароведение. М.: Высшая школа, 1987.
12. Пчелин В.И. Определитель хвойных древесных растений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 1995.
13. Тюкина Ю.П., Рыкунин С.Н., Шалаев В.С. Технология лесопильно –деревообрабатывающего производства. М.: Лесная промышленность, 1986.
14. Уголев Б.Н., Станко Я.Н. Древесиноведение коммерческих пород. Учебное пособие. М.: МГУ-Леса, 2000.
15. ГОСТ 2140-81 Пороки древесины. М.: Издательство стандартов, 1982.
16. ГОСТ 9463-88 Лесоматериалы круглые хвойных пород. М.: Издательство стандартов, 1991.
18.ГОСТ 9462-88 Лесоматериалы круглые лиственных пород. М.: Издательство стандартов, 1991.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания). | Показатели оценки результатов обучения | Формы и методы контроля |
Умения | | |
Правильно использовать и работать с технической литературой, справочниками, методическими пособиями. Рационально и комплексно использовать древесину путем переработки на полезную и полноценную продукцию с минимальными потерями. | 1. Правильно определять составные части древесины. 2. Отличать древесину хвойных пород от лиственных. 3. Сушить древесину естественным способом. 4. Выбирать породу древе – сины для качественного изготовления изделий. 5. Классифицировать способы распиловки. | 1. Анализ и оценка результата выполнения заданий в форме тестовых заданий. 2. Анализ и оценка результата ответа в форме устного опроса. 3. Анализ и оценка результата выполнения практических заданий. |
Знания | | |
Строение древесины ее свойства, пороки, основные породы, износостойкость, влияние дефектов древесины на качество изготавливаемых изделий. Чем обеспечивается долговечность древесины, защита древесины от гниения. | 1. Строение дерева, хими - ческий состав древесины. 2.Физические свойства. 3. Механические и техно – логические свойства. 4. Пороки и их влияние на качество. 5. Классификацию и стандартизацию лесных материалов. | 1. Анализ и оценка результата выполнения заданий в форме тестовых заданий . 2. Анализ и оценка результата ответа в форме устного опроса. 3. Анализ и оценка результата выполнения практических заданий. |
5. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
«Материаловедение»
Наименование Разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Содержание учебного материала. | 1 | |
Тема 1. Введение. Строение дерева. Основные сведения о древесине. | 1 | Значение древесины для деревообрабатывающего производства. Достоинства и недостатки древесины. Рациональное и комплексное использование древесины в связи с совершенствованием деревообрабатывающего производства. Строение дерева. Части растущего дерева: корни, ствол, крона их назначение. Разрезы древесины: радиальный, тангенциальный и поперечный. Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина. Годичные слои. | 1 | 2 |
Тема 2. Химический состав Древесины. | Содержание учебного материала. | 1 | |
1 | Химический состав древесины и коры, основные химические реакции древесины, имеющие промышленное значение, какие продукты получают при термическом расположении древесины | 1 | 3 |
Практическое занятие №1. | 1 | |
2 | Определение видов древесных пород, по макроскопическим признакам. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
Подготовка к практической работе. Самостоятельное изучение темы «Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина», работа с учебной литературой и раздаточным материалом. | | |
Тема 3. Физические свойства древесины. | Содержание учебного материала. | 1 | |
1 | Влажность. Виды влаги в древесине. Определение влажности древесины. Усушка, и разбухание. Плотность древесины. Тепловые, электрические, звуковые свойства древесины | 1 | 2 |
Тема 4. Механические свойства древесины. | Содержание учебного материала. | 1 | |
1 | Механические свойства древесины. Общие понятия о механических свойствах, особенности механических испытаний древесины. Естественные и искусственные факторы, влияющие на механические свойства древесины. | 1 | 2 |
Тема 5. Пороки древесины и их влияние на качество | Содержание учебного материала. | 2 | |
1 | Пороки формы ствола: сбежистость, закомелистость наросты, кривизна. Сучки их виды и измерение. Трещины. Виды трещин. Разновидности поражения древесины. Химические окраски. Биологические повреждения. Грибные поражения. Инородные включения, механические повреждения и дефекты обработки. Пороки обработки резанием. | 2 | 2 |
Практическое занятие №2 | 1 | |
2 | Изучение макроструктуры древесины, изучить пороки древесины. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
Подготовка к практической работе. Самостоятельное изучение темы «Пороки древесины и их влияние на качество» , работа с учебной литературой и раздаточным материалом. | | |
Тема 6. Стойкость Древесины. Средства применяемые для защиты древесины от гниения. | Содержание учебного материала. | 2 | |
1 | Стойкость древесины. Средства применяемые для защиты древесины от гниения. Характеристика древесины основных пород и их промышленное значение. | 2 | 3 |
| 2 | Дифференцированный зачет | 2 | |
| ИТОГО: | 12 | |
Вопросы для дифференцированного зачета.
Из каких основных частей состоит дерево? Какую роль каждая из частей играет в жизни дерева?
2. Назовите основные разрезы ствола дерева. Чем они отличаются друг от друга?
3. Что можно увидеть на поперечном разрезе ствола дерева? Дайте определение.
4. Назовите части растущего дерева. Их прижизненные функции и промышленное применение.
5. Какие элементы выполняют механическую и водопроводящую функцию у хвойных и лиственных пород?
6. Какие химические элементы входят в состав древесины? Зависит ли химический состав от породы?
7. Что называется физическими свойствами древесины? Что относят к этой группе свойств?
8. Что такое влажность древесины? Способы определения влажности.
9. Что такое плотность древесины, плотность древесного вещества? Способы определения плотности.
10. Дайте определения теплоёмкости, теплопроводности и температуропроводности. Как зависят эти коэффициенты от влажности и температуры?
11. Что такое прочность, твёрдость, жёсткость древесины?
12. Каково влияние влажности на показатели прочности древесины? Какая прочность у древесины больше: вдоль или поперёк волокон?
13. Как влияет на свойства древесины вода (морская, речная), температура (пониженная, повышенная), щёлочи, кислоты, и газы от чего зависит стойкость древесины.
14. Дайте классификацию сучков по форме, степени срастания и состоянию древесины сучка. Как влияют сучки на прочность и качество древесины?
15. Расскажите о видах трещин и их влияние на прочность древесины.
16. Назовите пороки формы ствола. Как влияют эти пороки на качество древесины?
17. Расскажите о причинах появления в древесине биологических повреждений и их влияние на качество.
18. Что такое покоробленности древесины? Виды покоробленностей.
19. Как отличить древесину хвойных пород от древесины лиственных пород?
20. Какие продукты получают при химической переработке древесины?
21. От чего зависят текстура, цвет и блеск древесины?
22. Какая влага содержится в древесине и где? Как определить влажность древесины?
23. Что такое усушка и разбухание древесины? Как они изменяются в зависимости от направления волокон?
24. Что такое прочность древесины? Как определяют твёрдость древесины?
25. За счёт чего в древесине удерживаются металлические крепления? Где используется способность древесины гнуться?
26. Какие трещины бывают в древесине и почему они появляются?
27. Что такое пороки строения древесины? Назовите их.
28. Дайте характеристику следующим понятиям: наклон волокон, свилеватость, завиток, глазки, кармашек.
29. Что такое грибные ядровые пятна, плесень, заболонные грибные окраски? Как они образуются? Какое влияние оказывают на качество древесины?
30. Перечислите признаки, по которым можно отличить одну породу древесины от другой?
Строение дерева. Главные разрезы
Химический состав древесины
Основные химические реакции древесины, имеющие промыш-ленное значение
Физические свойства древесины, свойства определяющие вид древесины
5. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
«Материаловедение»
Наименование Разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Содержание учебного материала. | 1 | |
Тема 1. Введение. Строение дерева. Основные сведения о древесине. | 1 | Значение древесины для деревообрабатывающего производства. Достоинства и недостатки древесины. Рациональное и комплексное использование древесины в связи с совершенствованием деревообрабатывающего производства. Строение дерева. Части растущего дерева: корни, ствол, крона их назначение. Разрезы древесины: радиальный, тангенциальный и поперечный. Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина. Годичные слои. | 1 | 2 |
Тема 2. Химический состав Древесины. | Содержание учебного материала. | 1 | |
1 | Химический состав древесины и коры, основные химические реакции древесины, имеющие промышленное значение, какие продукты получают при термическом расположении древесины | 1 | 3 |
Практическое занятие №1. | 1 | |
2 | Определение видов древесных пород, по макроскопическим признакам. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
Подготовка к практической работе. Самостоятельное изучение темы «Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина», работа с учебной литературой и раздаточным материалом. | | |
Тема 3. Физические свойства древесины. | Содержание учебного материала. | 1 | |
1 | Влажность. Виды влаги в древесине. Определение влажности древесины. Усушка, и разбухание. Плотность древесины. Тепловые, электрические, звуковые свойства древесины | 1 | 2 |
Тема 4. Механические свойства древесины. | Содержание учебного материала. | 1 | |
1 | Механические свойства древесины. Общие понятия о механических свойствах, особенности механических испытаний древесины. Естественные и искусственные факторы, влияющие на механические свойства древесины. | 1 | 2 |
Тема 5. Пороки древесины и их влияние на качество | Содержание учебного материала. | 2 | |
1 | Пороки формы ствола: сбежистость, закомелистость наросты, кривизна. Сучки их виды и измерение. Трещины. Виды трещин. Разновидности поражения древесины. Химические окраски. Биологические повреждения. Грибные поражения. Инородные включения, механические повреждения и дефекты обработки. Пороки обработки резанием. | 2 | 2 |
Практическое занятие №2 | 1 | |
2 | Изучение макроструктуры древесины, изучить пороки древесины. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
Подготовка к практической работе. Самостоятельное изучение темы «Пороки древесины и их влияние на качество» , работа с учебной литературой и раздаточным материалом. | | |
Тема 6. Стойкость Древесины. Средства применяемые для защиты древесины от гниения. Характеристика древесины основных пород и их промыш –ленное значение | Содержание учебного материала. | 2 | |
1 | Стойкость древесины. Средства применяемые для защиты древесины от гниения. Характеристика древесины основных пород и их промышленное значение. | 2 | 3 |
| 2 | Дифференцированный зачет | 2 | |
| ИТОГО: | 12 | |