Приложение ___.
к программе «Швея»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 67
Федеральной службы исполнения наказаний
Утверждаю:
Директор
ФКП образовательное учреждение№67
_________________/_А.Н.Черных
«____»__________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.00
(производственного обучения)
Ливны
2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС); Выпуск №46 Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 03.07.2002 N 47 Раздел ЕТКС «Швейное производство», Швея, § 86.
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 67 Федеральной службы исполнения наказаний
Разработчики:
1.Агарков Игорь Сергеевич, мастер производственного обучения ФКП ОУ № 67
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины |
2. структура и примерное содержание учебной дисциплины |
3. условия реализации учебной дисциплины |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УП.ОО Учебная практика (Производственное обучение)
1.1. Область применения рабочей программы - Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы профессионального обучения на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС); Выпуск №46 Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 03.07.2002 N 47 Раздел ЕТКС «Швейное производство», Швея, § 86. В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ВПД | Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов. |
ПК 1.1 | Выполнят операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву изделий, узлов и изделий из текстильных материалов. |
ПК 1.2 | Контролировать соответствие цвета деталей, изделий и ниток, прикладных материалов. |
ПК 1.3 | Контролировать качество кроя и качество выполненных операций. |
ПК 1.4 | Устранять мелкие неполадки в работе оборудования. |
ПК 1.5 | Соблюдать правила безопасности труда. |
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: Оператор швейного оборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
иметь практический опыт:
-выполнять работы по швейному делу;
-выполнения швейных работ различной сложности,
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся.
должен уметь:
- изготавливать изделия из различных материалов,
- применять традиционные способы обработки изделий с элементами новых технологий.
- изготовить лекала,
- определять технологические приемы обработки деталей изделия,
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- обработке деталей и узлов швейных изделий;
- особенности обработки изделий из различных материалов,
- традиционные способы обработки изделий с элементами новых технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы Учебной практики (Производственное обучение)
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа.
2. структура и примерное содержание УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (производственного обучения)
2.1. Объем учебной и пролизводственной практики и виды работ.
Объем учебной и пролизводственной практики | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 240 |
№ тем | Наименование учебных элементов | Количество часов |
1. | Вводное занятие Т.Б. и П.М. в учебных мастерских. Ознакомление учащихся с профессией «швея» | 6 |
2. | Ознакомление учащихся с устройством швейной машинки. Простейшие неисправности их устранение. | 24 |
3. | Ручные работы. Технические условия на выполнение ручных работ. Терминология ручных работ, область применения. Виды выполнения ручных стежков. | 12 |
4. | Машинные работы. Терминология машинных работ, область применения. Классификация машинных швов. | 12 |
5. | Влажно-тепловые работы. Режимы влажно-тепловой обработки «для утюга». Технические условия при выполнении влажно-тепловых работ. Терминология влажно - тепловых работ. | 12 |
6. | Раскрой и обработка деталей и узлов швейных изделий. | 6 |
7. | Проверочная работа: раскрой и пошив рабочих рукавиц. | 18 |
8. | Особенности обработки брюк. | 12 |
9. | Особенности обработки курток. | 30 |
11. | Стандартизация и контроль качества. | 12 |
12. | Производственная практика | 96 |
| ИТОГО | 306 |
| | |
2.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
УП.00 Учебная практика | | | |
ПП. 00. Производственная практика. | | | |
Тема 1. Вводное занятие Т.Б. и П.М. в учебных мастерских. Ознакомление учащихся с профессией «швея» | Рассказать по технику безопасности и пожарную безопасность при работе на швейных машинках. Объяснить, зачем проводится заземление электродвигателя и промышленного стола машины. Показать, что должна выполнять швея по уходу за швейной машиной ежедневно и еженедельно. Разъяснить, какие меры безопасности должен соблюдать работающий при работе или наладке швейной машины. | 6 | 3 |
Тема 2. Ознакомление учащихся с устройством швейной машинки. Простейшие неисправности их устранение. | Содержание | 24 | |
Тема 2.1 Ознакомление учащихся с устройством швейной машины. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Ознакомить учащихся с устройством швейных машин. Показать из каких основных частей состоит головка швейной машины. Рассказать какие виды механизмов используют в швейном оборудовании. Объяснить чем различаются вал и ось. А также показать отличие шатуна от рычага. | 6 | 3 |
Тема 2.2 Ознакомление по узлам швейной машины и их назначения. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Показать из каких основных узлов состоит швейная машина. Ознакомить учащихся с швейной мастерской и показать из каких деталей состоит швейная машинка. Швейные машины имеют четыре вида назначения. | 6 | 3 |
Тема 2.3 Ознакомление с простейшими неисправностями швейных машин и их устранение. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать какие неисправности в работе машины известны и, каким образом они устанавливаются. Объяснить, что является общей причиной пропуска стежка в швейной машине. Показать, что может быть причиной обрыва нитки в швейной машине. Рассказать какова общая причина посадки материала на швейной машине с реечным двигателем. | 6 | 3 |
Тема 2.4 Смазочные материалы и система смазывания механизмов швейной машины. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать какие виды смазок и смазочных устройств, применяются к швейным машинам. Показать на швейной машине процесс смазки и узлы, подвергающиеся трению. Провести технику безопасности о горюче – смазочных веществах. | 6 | 3 |
Тема 3. Ручные работы. Технические условия на выполнение ручных работ. Терминология ручных работ, область применения. Виды выполнения ручных стежков. | Содержание | 12 | |
Тема 3.1 Ознакомление с видами ручных работ. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Ознакомить с видами ручных работ. Рассказать, какие технические условия необходимо соблюдать при выполнении ручных работ. Показать какие инструменты применяются при выполнении ручных работ. Показать в учебной литературе виды стежков по своему строению и назначению. Охарактеризовать каждый из стежков и строчек по их применению и технологическим параметрам. | 6 | 3 |
Тема 3.2 Инструмент и приспособления для ручных работ. Основные приёмы ручных стежков. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать и показать основные приёмы ручных работ. Показать и ознакомить с инструментом (приспособлениями) для ручных работ. Рассказать какие виды игл и обрабатываемым тканям следует подбирать нитки. Объяснить, для чего предназначена: сантиметровая лента, напёрсток и ножницы. Показать, как выглядит приспособления: манекен, колышек, булавки, линейки, угольники и лекала, а также резцы и мел. Показать способы образования и шесть видов ручных стежков. | 6 | 3 |
Тема 4. Машинные работы. Терминология машинных работ. Классификация машинных швов. | Содержание | 12 | |
Тема 4.1 Рабочее место для машинных работ. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать о правильной организации рабочего места, которая повышает производительность труда и качество продукции. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. Ознакомить учащихся с рабочим местом для машинных работ. | 6 | 3 |
Тема 4.2 Машинные ниточные швы. Виды швов. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать, как обеспечивается высокое качество швов с соблюдением технических условий выполнения операции: ширины шва, числа строчек и расстояния между ними, частоты стежков, степени затягивания их в строчке, номера ниток и игл. Ознакомить учащихся с видами швов( стачной, расстрочной, настрочной, накладной, встык, двойной, запошивочный), в зависимости от назначения и расположения деталей относительно его. | 6 | 3 |
Тема 5. Влажно-тепловые работы. Режимы влажно-тепловой обработки «для утюга». Технические условия при выполнении влажно-тепловых работ. Терминология влажно - тепловых работ. | Содержание | 12 | |
Тема 5.1 Оборудование и приспособление для ВТО. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать о правильной организации рабочего места, которая повышает производительность труда и качество продукции, при влажно – тепловой обработке. Проинструктировать учащихся по безопасности при влажно – тепловой обработке. Объяснить от чего зависят параметры влажно – тепловой обработки деталей швейных изделий. Перечислить факторы, влияющие на качество готового швейного изделия. Рассказать учащимся про терминологию влажно – тепловых работ. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 5.2 Режимы влажно-тепловой обработки. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать, что понимается под процессом влажно – тепловой обработки материалов и способы их выполнения. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 6. Раскрой и обработка деталей и узлов швейных изделий. | Содержание | 6 | |
Тема 6.1 Обработка мелких изделий. Вытачки. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся, что относится к мелким деталям: клапана, листочки, хлястики, паты, шлевки, пояса, бретели, полкодержатели. Показать в учебной литературе виды вытачек их применение. Разъяснить процесс обработки вытачек, операции и технические условия на её выполнение. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 7. Проверочная работа: раскрой и пошив рабочих рукавиц. | Содержание | 18 | |
Тема 7.1 Правила раскроя рукавиц. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать правила раскроя рукавиц. Показать на примере раскроенное изделие. Объяснить порядок раскроя рукавиц. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 7.2 Изучение пошива рабочих рука виц. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать правила пошива рабочих рукавиц. Показать готовое изделие – рукавицу. Объяснить и показать последовательность операций и порядок пошива. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 7.3 Пошив рабочих рукавиц. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать правила пошива рабочих рукавиц. Показать готовое изделие – рукавицу. Поверить готовое изделие и оценить работу учеников. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 8. Особенности обработки брюк. | Содержание | 12 | |
Тема 8.1 Модели брюк и их описание. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся про модели брюк. Показать какие модели брюк бывают, и объяснить, как они зависят от моды: расширенные, зауженные, с поясом, без пояса, с застёжкой – молнией, застёжкой на петли и пуговицы, низ брюк может быть с манжетами и без них. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 8.2 Детали брюк. Наименование линий и срезов деталей. Раскрой и подготовка брюк к пошиву. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся про наименование линий и срезов деталей. Объяснить учащимся про подготовку брюк к пошиву. Показать детали брюк в учебной литературе. Объяснить, правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 9. Особенности обработки курток. | Содержание | 30 | |
Тема 9.1 Обработка утепляющей прокладки. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся, как обрабатывается утепляющая подкладка, для чего предназначена. Показать готовую подкладку и материал, из которого она делается. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 9.2 Раскрой и соединение утепляющей прокладки с верхом изделия. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся процесс обработки соединения утепляющей прокладки с верхом изделия. Показать процесс соединения и особенности при выполнении соединения утепляющей прокладки с верхом изделия. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 9.3 Обработка воротника. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся процесс обработки воротника и правильность технологического процесса. Назвать особенности обработки меховых воротников. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 9.4 Обработка рукавов. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся процесс обработки рукавов. Показать правильный процесс обработки рукавов. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема 9.5 Соединение рукавов с проймами и обработка пройм. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся процесс соединения рукавов с проймами и обработки пройм. Рассказать в чём отличие и особенности обработки пройм в зимних пальто. Объяснить, правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Тема10. Стандартизация и контроль качества. | Содержание | 12 | |
Тема 10.1 Стандартизация и её роль в развитии научно – технического прогресса. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся о стандартизации, и её роли в развитии научно – технического прогресса. Дать определение понятию стандартизация. Охарактеризовать основные задачи стандартизации. Объяснить правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. Перечислить основные методы стандартизации. | 6 | 3 |
Тема 10.2 Государственная система стандартизации. Виды стандартов. | Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Инструктаж по пожарной безопасности в учебных мастерских. Рассказать учащимся, что технические условия являются одним из видов нормативно – технической документации. Объяснить, правила поведения во время и по окончанию работ, правила уборки рабочего места. | 6 | 3 |
Производственная практика | | 96 | |
Практика может проводится как в швейных цехах ФКУ ИК-2, так и в швейной мастерской училища. Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом рабочем месте практики. Стажировка на рабочем месте. Отработка комплекса работ по изготовлению: - куртки укороченной с притачным поясом, - куртки длинной с меховым воротником, - обработке воротников, - обработке курток, - обработке брюк, - рабочих рукавиц. | | |
ВСЕГО | | 240 | |
Уровни усвоения знаний:
1-информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации. 2-репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера. 3- базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма. 4- повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы у условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск. 5-творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.
3. условия реализации программы производственного обучения 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация рабочей программы учебной дисциплины производственное обучение предполагает наличие учебного кабинета и швейной мастерской.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места для обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект инструментов и приспособлений;
комплект учебно-наглядных пособий;
макеты швейных изделий;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
комплект плакатов;
учебные пособия;
средства индивидуальной защиты.
Оборудование мастерской и рабочих мест швейной мастерской:
автоматизированное рабочее место;
рабочее место мастера п/о;
комплект инструментов и приспособлений;
комплект учебно-наглядных пособий;
швейные материалы
средства индивидуальной защиты.
аптечка.
Реализация программы предполагает обязательную итоговую производственную практику.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, и дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Амирова Э.К. Технология швейных изделий, учебник для СПО.-11-е изд.: Издательский центр «Академия», 2018.-512с.
2. Бессонова Н.Г. Бузов Б.А. Материалы для отделки одежды. Уч.пособие 2017
3. Бузов Б.А. Швейные нитки и клеевые материалы. Уч. Пособие: ИД ФОРУМ; ИНФРА – М,2020.- 192с. Высшее образование.
4. Бузов Б.А.Румянцева Г.П. Материалы для одежды. Уч. Пособие 2020
5. Бузов Б.А.Румянцева Г.П. Материалы для одежды. Ткани. Учебное пособие/Москва: ИД ФОРУМ; ИНФРА-М,2020.- 224с.- Высшее образование.
6. Бессонова Н.Г.Бузов Б.А. Материалы для отделки одежды. Учебное пособие/ -Москва: ИД ФОРУМ; ИНФРА-М,2020.- 144с. Среднее профессиональное образование.
7. Ермаков А.С. Оборудование швейного производства. Уч. пособие для среднего проф. Образования.-2-е изд.- Москва: Издательство Юрайт,2020. -259с. Профессиональное образование.
8. Каграманова И.Н. Конопальцева Н.М. Технология швейных изделий :учебное пособие-Москва: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М,2020.-304с. Среднее профессиональное образование.
9. Кирсанова Е.А.Шустов Ю.С. Материаловедение. (Дизайн костюма): учебник – Москва: ИНФРА-М,2021.-395с. Среднее профессиональное образование.
10. Кошелева М.К. Процессы и аппараты текстильных технологий в примерах, лабораторных работ: учебное пособие.-Москва: ИНФРА-М,2020.-321с. Среднее профессиональное образование.
11. Махоткина Л.Ю.Никитина Л.Л. Конструирование изделий лёгкой промышленности: теоретическиеосновы проектирования:-Москва: ИНФРА-М,2020.-274с. Среднее профессиональное образование.
12. Орленко Л.В.Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды , учебное пособие.-Москва: ИД ФОРУМ; ИНФРА-М,2020.-287с. Среднее профессиональное образование.
13. Смирнова Н.И.Конопальцева Н.М. Проектирование конструкций швейных изделий Уч.пособие.-Москва: ИНФРА-М, 2021.-430с. Среднее профессиональное образование.
14. Стельмашенко В.И. Материаловедение для одежды и конфекцирование. Учебник для среднего профессионального образования.-3-е изд..-Москва: Издательство Юрайт,. 2020.-308с. Профессиональное образование.
15. Тархан Л.З. Основы современного производства . Швейная промышленность, учебное пособие- Санкт-Петербург: Лань,2019.-144с.
16. Труевцева М.А Подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве: в2ч. Ч.2:учебник для студ. Среднего проф. Образования.-Издательский центр «Академия», 2018.-384с.
17. Шершнёва Л.П. Конструирование одежды: учебное пособие.-Москва: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М,2020.-288с.
Шершнёва Л.П. Конструктивное моделирование одежды в терминах, эскизах и чертежах
2017.
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин, «Охрана труда», «Оборудование швейного производства», «Материаловедение».
Реализация рабочей программы предполагает производственную практику. Производственная практика должна проводиться в помещениях и в цехах, оборудовании ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в соответствии с договором о совместном использовании оборудования и сотрудничестве.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) является освоение междисциплинарного курса «Технология обработки текстильных изделий».
При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение междисциплинарному курсу: наличие высшего (среднего) профессионального образования, практический опыт работ соответствующего профилю модуля и профессии «Швея».
4. Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения
Контроль и оценка результатов освоения практического опыта и умений обучающихся осуществляются мастером производственного обучения в процессе проведения производственной практики, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий производственной практики.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Иметь практический опыт: | |
-выполнять работы по швейному делу. | Дифференцированный зачет, комплексный экзамен профессиональному модулю. |
Умения: | |
- особенности обработки изделий из различных материалов. | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно - производственных работ |
- выкроить по лекалам детали кроя модели и образцы изделий . | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно - производственных работ |
- определять технологические приемы обработки деталей изделия, подготовить изделие к сдаче. | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно - производственных работ |