ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа учебной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «02» августа 2013 г. № 770
Укрупненная группа 23.00.00Техника и технологии наземного транспортаОрганизация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Аткарский политехнический колледж».
Широкова Наталия Славиановна . мастер производственного обучения
Стукалина Елена Алексеевна . мастер производственного обучения
Программа учебной практики является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «02» августа 2013 г. № 770
Всего учебной нагрузки обучающегося 252 часа (7 недель).
Итоговый контроль по завершению учебной практики проводится в форме дифференцированного зачета.
2. результаты освоения программы учебной практики
Результатом освоения программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ППКРС СПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД),
необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.
Код | Наименование результата освоения практики |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 1.1. | Проверять взаимодействие узлов локомотива. |
ПК 1.2. | Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива. |
ЛР1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ; |
ЛР2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях |
ЛР7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР13 | Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. |
ЛР14 | Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР15 | Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. . |
ЛР16 | Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР17 | Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР18 | Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР19 | Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР20 | выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью. |
ЛР21 | в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению Самостоятельный и ответственный разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
3.2. Содержание учебной практики
Наименование темы учебной практики | Содержание учебных занятий, учебно-производственные работы | Количество часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Вводное занятие. | Учебно-производственные работы | 6 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК 6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
1 | Задачи курса. Учебно-материальная база учебной практики. Общая характеристика, структура и производственные возможности предприятия. Содержание труда в рамках профессии. Этапы профессионального роста и становления рабочего. Значение соблюдения трудовой и технологической дисциплины в обеспечении качества учебной практики. Контроль качества выполняемых обучающимися работ. Знакомство с учебной мастерской, правилами внутреннего распорядка. Режим работы слесарной мастерской. Организация рабочего места учащегося. Техника безопасности во время выполнения слесарных операций. Электро- и пожарная безопасность. |
Тема 2 Правка и гибка металла. Разметка плоскостная. | Учебно-производственные работы | 6 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1,ОК3,ОК 6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
Правка полосовой стали, круглого стального прутка на плите. Правка с применением простейших приспособлений, правка листовой стали в тисках, на плите и с применением приспособлений, колец из проволоки и оболочек из полосовой стали. Основные приемы ручной гибки деталей из полосового и листового металла. Гибка труб. Подготовка деталей к разметке. Упражнения в нанесении произвольно расположенных, параллельных, перпендикулярных прямолинейных рисок, рисок под углами, кернение. Построение замкнутых контуров, образованных отрезками, прямых линий, окружностей и радиусных кривых. Разметка осевых линий. Разметка контурных деталей с отчетом размеров от кромок заготовки и осевых линий. Разметка по шаблонам. |
Тема 3. Резка и рубка металла. | Учебно-производственные работы | 6 | |
| 1 Крепление полотна в рамках ножовки. Упражнения в постановке корпуса и рабочих движений при резании слесарной ножовкой. Резка полосовой, квадратной и угловой стали слесарной ножовкой в тисках и по рискам. Резка листового материала ручными ножницами. Резка металла на рычажных ножницах. Упражнения в выполнении основных приемов рубки. Рубка листовой стали по уровню губок тисков. Вырубание прямо- и криволинейных пазов на широкой поверхности. Упражнения в выполнении основных приемов рубки. Рубка листовой стали по уровню губок тисков. Вырубание прямо- и криволинейных пазов на широкой поверхности. Срубание слоя на поверхности заготовки. Вырубание на плите заготовок различных конфигураций из листовой стали. Обрубание кромок под сварку, выступов и неровностей на поверхностях отлитых заготовок. Заточка инструмента. | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3,ОК 6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
Тема 4. Опиливание металла. Обработка отверстий. | Учебно-производственные работы | 6 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3,ОК 6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
1 Упражнения в обработке основных приемов опиливания плоских поверхностей, широких и узких поверхностей с проверкой плоскостности поверочной линейкой, открытых и закрытых плоских поверхностей сопряженных под углом 90 градусов, под острыми и тупыми углами. Проверка углов угольником, шаблоном и угломером. Упражнения в измерении деталей штангенциркулем с точностью отсчета до 0,1 мм. Опиливание параллельных плоских поверхностей, цилиндрических стержней и фосок на них. Опиливание криволинейных выпуклых и вогнутых поверхностей. Проверка радиусомером и шаблонами Упражнения в сверлении ручными дрелями. Сверление сквозных отверстий по разметке. Зенкование, зенкерование. Развертывание отверстий, техника развертывания. |
Тема 5. Нарезание резьбы. Клепка. | Учебно-производственные работы | 6 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
1Нарезание наружной резьбы. Нарезание внутренней резьбы. Выбор материала, размеров и видов заклепок. Сборка и крепление нахлесточного соединения с полукруглыми и потайными головками Сборка и крепление стыкового соединения с полукруглыми и потайными головками |
Тема 6. Распиливание и припасовка. Пайка и лужение | Учебно-производственные работы | 6 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
1Высверливание и вырубание проемов и отверстий. Обработка проемов и отверстий несложного контура вручную напильником. Проверка формы и размера контура по шаблонам и вкладышам. Взаимная припасовка двух деталей с прямолинейными контурами. |
Тема 7. Знакомство с предприятием. | Учебно-производственные работы | 6 | |
| 1 | Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда, пожарная безопасность. Ознакомление с планированием производственной деятельности предприятия, система управления. | | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3,ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
Тема 8. Демонтаж оборудования, подъём кузова локомотива. | Учебно-производственные работы | 24 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 Подъём кузова. Разъединение всех соединений между кузовом и тележками. Разъединение соединений между секциями локомотивов и выкатывание тележек. |
2 Демонтаж подкузовного оборудования, вспомогательных машин, аппаратов, элементов системы охлаждения, электрических проводов. |
3 Демонтаж элементов системы охлаждения. Демонтаж электрических проводов. |
4 Проверка состояния воздушных трубопроводов. |
Тема 9. Осмотр и выявление неисправностей экипажной части и кузова локомотива. | Учебно-производственные работы | 24 | |
| 1 Разборка рамы тележки. Подъем рамы тележки | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
2 Выкатка колесно-моторных блоков Осмотр состояния сварных прокатных профилей |
3 Осмотр состояния швеллеров |
4 Осмотр состояния элементов кузова. Выявление неисправностей |
Тема 10. Демонтаж тормозной и рычажной передачи электровоза ВЛ80-С | Учебно-производственные работы | 24 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК 6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 Разборка. Обмывка |
2 Проверка посадки втулок, их износ. |
3 Проверка подвесок, рычагов, тяг, поперечин, балансиров. |
4 Проверка состояния предохранительных устройств рычажной передачи. |
Тема 11. Демонтаж колесной пары. Демонтаж букс и рессорного подвешивания | Учебно-производственные работы | 24 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3,ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 Осмотр бандажей колесной пары на выявление поперечных или косых трещин. |
2 Проверка плотности посадки колесного центра, выявление признаков ослабления. |
3 Осмотр состояния оси колесной пары на выявление продольных трещин. Осмотр состояния оси колесной пары на выявление поперечных трещин |
4 Проверка состояния зубчатых колес на наличие трещин Проверка состояния зубчатых колес на наличие отколов. Проверка износа зубьев колес. |
| 5Осмотр и ревизия букс. Проверка целостности корпусов букс. Проверка плотности прилегания крышек, надежности крепления. | |
6 Проверка крепления буксовых поводков. Осмотр и дефектовка листовых рессор, балансиров, рессорных стоек и подвесок. |
7 Осмотр и дефектовка стопорных устройств, рессорных валиков и шарнирных соединений. |
8Проверка правильности регулировки рессорного подвешивания по положению рессор и балансиров. |
Тема 12. Демонтаж автосцепного устройства | Учебно-производственные работы | 24 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3,ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 | Разборка автосцепного устройства. Осмотр. |
2 | Проверка элементов автосцепки комбинированным шаблоном. |
3 | Проверка высоты установки от головки рельса. |
4 | Проверка действия механизмов автосцепки. |
Тема 13 Демонтаж и осмотр песочной системы. Демонтаж электрических машин. | Учебно-производственные работы | 24 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3,ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 Осмотр песочных труб Осмотр наконечников |
2 Осмотр деталей крепления. Осмотр крышек горловин. |
3 Проверка установочных размеров форсунок. |
4 Проверка действий форсунок. |
6 Очистка и тщательный осмотр машин. Выявление внешних дефектов. Измерение параметров электрической машины, осевого разбега якоря, биения и износа коллекторов. |
7 Измерение радиального зазора якорных подшипников и биения наружных колец. |
Тема 14. Демонтаж и осмотр трансформаторов и выпрямительных установок. | Учебно-производственные работы | 18 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК 6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 Ревизия тягового трансформатора без выемки активной части. Осмотр шин проводов. Проверка уровня масла по маслоуказателю, проверка отсутствия течи масла по изоляторам, соединения маслопровода в местах крепления крышки к баку. |
2 Проверка состояния шинного монтажа и надежности крепления электрического контакта. Проверка состояния поверхностей катушек, магнитопроводов, резьбовых соединений . |
3 Проверка электрических контактов и стягивающих шпилек. Проверка катушки на отсутствие обрыва, пробоя изоляции трансформаторов. |
Тема 15. Демонтаж электрической аппаратуры электровоза ВЛ80-С | Учебно-производственные работы | 18 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 Разборка токоприемника. Осмотр деталей токоприемника, Определение состояния деталей и выполнение необходимых замеров. Проверка основания токоприемника, опорных изоляторов, привода токоприемника, рамы токоприемника, каретки и полоза. |
Разборка, дефектовка главного воздушного выключателя. Снятие с воздушного резервуара дугогасительной камеры, изоляторов, разъединителя и заземляющего кронштейна. |
2 Разборка шарнирных соединений, снятие поворотного вала, рейки зажимов, электромагнитов, реле, блока клапанов, привода поворотного вала. Осмотр и разборка реле перегрузки, дифференциального реле, реле боксования, реле времени, теплового реле, главных предохранителей. Осмотр состояния контроллера машиниста, определение износов и повреждений, осмотр крепления рукояток, зубчатых секторов, защелки главной рукоятки, деталей контакторных элементов, профиля кулачковых шайб. |
3 Разборка контроллера, промывка в бензине и осмотр. Проверка износа ножей разъединителей. Разборка, промывка. Проверка параметров взаимного прилегания их контактных поверхностей. Осмотр состояния резисторов, печей обогревателей и калориферов на обрывы фехралевых лент, проволочных спиралей и выводных соединений. Проверка изоляторов на сколы, трещины, изломы, обрывы нагревательных элементов и шин заземления. |
Тема 16. Демонтаж аккумуляторных батарей. Проверка электрических цепей электровоза | Учебно-производственные работы | 12 | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
| 1 | Снятие аккумуляторной батареи, разрядка и промывка. |
2 | Приготовление электролита. Заливка. |
1.Проверка правильности соединения схемы электровоза. Обнаружение неисправностей в электрических цепях методом «прозвонки» с помощью контрольной лампы. |
3. Обнаружение неисправностей в электрических цепях методом «прозвонки» с помощью «временного» предохранителя. Обнаружение неисправностей в электрических цепях методом разделения электрической цепи на отдельные участки. |
4. Обнаружение неисправностей в электрических цепях методом анализа последовательности срабатывания электрических аппаратов Проверка величины сопротивления изоляции в электрических цепях |
Тема 17. Демонтаж и осмотр тормозного оборудования электровоза ВЛ80-С | Учебно-производственные работы | 12 | |
1 Осмотр компрессора КТ6-ЭЛ. Измерение зазора между поршнем и цилиндром компрессора. Проверка износа по диаметру. | ПК1.1, ПК 1.2 ОК1, ОК3, ОК6 ЛР 13, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17 |
2 Разборка клапанной коробки. Притирка седла и клапанных пластин. Разборка регулировки давления. |
3 Разборка узлов и деталей крана машиниста, крана вспомогательного тормоза. Разборка воздухораспределителя. Разборка и проверка состояния тормозного цилиндра. |
4 Смена манжет, фильтра, сальника, проверка высоты пружины. Проверка прочности и плотности соединительных рукавов. Прочности их соединения. |
Тема 18. | | Дифференцированный зачет. | 6 | |
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной практики предполагает проведение учебной практики в слесарной мастерской лицея и на базовом предприятии на основе прямого договора, заключаемого между ГАПОУ СО «АПК» и предприятием «Сервисное локомотивное депо ООО Локо-Тех- Сервис» «Филиал Южный» г. Саратов, куда направляются обучающиеся.
Реализация учебной практики проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля.
Учебная практика обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам профессионального модуля.
Руководство учебной практикой осуществляют преподаватели или мастера производственного обучения, а также работники предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися.
Мастера производственного обучения, осуществляющие непосредственное руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля.