МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Калининский техникум агробизнеса»
| Утверждаю Директор ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» _________/Т.Г.Кузина/ ФИО приказ № ___ от «___»_____ 20__г приказ № ___ от «___»_____ 20__г приказ № ___ от «___»_____ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ02
«Проверка и наладка электрооборудования»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технологического профиля
13.01.10. Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
код и наименование профессии
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
2020 г.
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УПР _______________/Е.Н.Торопова/ «_______»_____________202___г. _______________/_________________/ «_______»_____________202___ г. _______________/_________________/ «_______»_____________202___ г. | Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 140446.03 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_02_» _08 2013г № 802, с дополнениями и изменениями – приказ Министерства образования и науки РФ от 09.04.2015г. №247 |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии профессионального цикла Протокол №__, дата «___»________202__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ Протокол №__, дата «___»________202__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ Протокол №__, дата «___»________202__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ | ОДОБРЕНО методическим советом лицея Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2016 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель ___/ |
Составители (авторы):Васенкин Д.В. – мастер производственного обучения
СОДЕРЖАНИЕ.
| СТР |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 6 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 9 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 11 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО140446.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). Программа предназначена для освоения вида профессиональной деятельности: «Проверка и наладка электрооборудования», предусматривающего овладение следующими профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.
ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
Программа может быть использована для профессиональной подготовки по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслм)». Лица, поступающие на обучение должны иметь документ об основном общем образовании. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля-требования к результатам освоения учебной практики
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной практики должен:
иметь практический опыт: - заполнения технологической документации. - работы с измерительными электрическими приборами , средствами измерений, стендами. уметь: - выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок - проводить электрические измерения - снимать показания приборов - проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям знать: - общую классификацию измерительных приборов - схемы включения приборов в электрическую цепь - документацию на техническое обслуживание приборов - систему эксплуатации и поверки приборов - общие правила технического обслуживания измерительных приборов
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной практики:
216 часов(6 недель)
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Результатом освоения учебной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Проверка и наладка электрооборудования», в том числе, профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу. |
ПК 2.2. | Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала. |
ПК 2.3. | Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Содержание учебной практики
Код и наименование профессионального модуля | Формируемый образовательный результат (практический опыт, уметь) | Виды выполняемых работ | Содержание (детализация выполняемых работ) | Количество часов на каждый вид работы |
ПМ 02 «Проверка и наладка электрооборудова ния» | Раздел 1 «Проверка и наладка электрооборудования» |
Практический опыт: -заполнение технологической документации; -работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами; Уметь: -выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок; -проводить электрические изменения; -снимать показания приборов; -проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям; знать: -общую классификацию измерительных приборов; -схемы включения приборов в электрическую цепь; -документацию на техническое обслуживание приборов; -систему эксплуатации и проверку приборов; -общие правила технического обслуживания измерительных приборов; | Задачи и структура наладочной организации. Организация наладочных работ, подготовка документации и приборов к работе. Организация сдачи пусконаладочных работ. Назначение и классификация приборов. Выбор измерительных приборов, испытательного оборудования, схемы их включения. Методы испытания. Выявление пробоя сопротивления изоляции электрических цепей. Искусственные заземлители. Использование заземлителей. Ввод заземления и крепление шин. Наладки релейной защиты и электроавтоматики. Проектно-техническая документация по наладке и испытанию. Классификация электроизмерительных приборов. Назначение, схемы включения и область применения шунтов и добавочных резисторов. Схемы включения, режимы работы измерительных трансформаторов тока. Правила безопасности при работе с измерительными трансформаторами. Выпрямительные приборы. Измерительная цепь как преобразователь. Назначение принцип действия, область применения мостовых и компенсационных цепей. Характеристики и область применения электронных вольтметров, омметров, счётчиков. Измерительные генераторы и осциллографы. Структурные схемы и область применения цифровых вольтметров, мультиметров, цифровых вольтметров с микропроцессорным управлением. Измерение сопротивлений омметрами, мегаомметрами, одинарным и двойным мостом. Трхэлементный ваттметр. Измерение активной энергии в трёхфазной цепи. Измерение магнитного потока с помощью веберметра. Измерение потерь мощности в стали. Классификация первичных измерительных преобразователей. Принцип работы фотометрических приборов. | -Подготовка организации пусконаладочных работ; -Общие испытания электроустановок; -Наладка и испытание электрооборудования подстанций и распределительных пунктов; -Наладка и испытание силовых и измерительных трансформаторов; -Наладка и испытание токопроводов и заземляющих устройств; -Наладка и испытание электрических машин; -Наладка и испытание защитной и пускорегулирующей аппаратуры; -Наладка и испытание релейной защиты и электроавтоматики; -Средства измерений электрических величин; -Измерение электрических и магнитных величин; -Измерение неэлектрических величин. | 108 часов (3 недели) 102 часа (3 недели) |
Дифференциальный зачет 6 часов Итого: 216 часов |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной практики предполагает наличие:
Учебного кабинета электротехники;
Электромонтажной мастерской;
Лаборатории контрольно-измерительных приборов
Оборудование учебного кабинета электротехники:
-рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект бланков технической документации;
-комплект деталей, инструментов, приспособлений, промышленных образцов;
-комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения
-мультимедийное оборудование;
-лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
Оборудование электромонтажной мастерской:
-посадочные места по количеству студентов;
-рабочее место мастера;
-комплект рабочих инструментов по количеству студентов;
-электроизмерительные приборы;
-механизмы (механические, пневматические, электрические);
-оборудование электротехническое низковольтное (автоматические выключатели,электродвигатели, контакторы, предохранители, магнитные пускатели и др.);
-технологическое оборудование для обработки металла;
-приспособления (верстаки с наковальней и тисками, сверлильный станок, заточный станок) и вспомогательный инструмент
-наглядные пособия, детали, узлы, механизмы, сборочные узлы, плакаты
-инструкционные карты по операциям, альбомы рабочих чертежей;
-комплект противопожарных средств;
-инструкции и плакаты по охране труда.
Оборудование лаборатории контрольно-измерительных приборов
-посадочные места по количеству студентов;
-рабочее место мастера;
-комплект рабочих инструментов по количеству студентов;
-комплект электроизмерительных приборов;
-стенды с контрольно-измерительными приборами;
-источник бесперебойного питания;
-приборы для измерения неэлектрических неэлектрических величин;
-комплект бланков технической документации;
-наглядные пособия, схемы, плакаты;
-инструкции и плакаты по охране труда.
Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Сибикин Ю.Д. «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования промышленных предприятий» учебник, книга 2, ИКЦ «Академия» 2012 г.
Акимова Н.А. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования» учебник, ИКЦ «Академия» - 2012г.
Дополнительные источники:
Шишмарёв В.Ю. «Измерительная техника» учебное пособие. ИКЦ «Академия» - 2011г.
Прошин В.М. «Лабараторные работы по электротехнике» тетрадь ИКЦ «Академия» 2010 г..
Касаткин А.С. Электротехника» учебник ИКЦ
Интернет-ресурсы:
http://ру68ulkanl.narod.ru/proektychdisciplihy
http://www.eltray.com (Мультимедийный курс «В мире электричества»)
http://elib.ispu/lidrary/elektrol/index.htm(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая электротехника»)
Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Максимальный объем аудиторной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов. Программа учебной практики обеспечивается учебно-методической литературой. Каждый студент обеспечивается не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием и имеет доступ к комплектам библиотечного фонда. Для студентов создана возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Интернета. Внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляется в форме работы с информационными источниками, подготовки творческих и аналитических отчетов и предоставление результатов деятельности в виде работ. Самостоятельная работа сопровождается индивидуальными и групповыми консультациями. Консультации для студентов проводятся согласно утвержденного графика. Форма проведения определяется преподователем (групповые, индивидуальные, письменные, устные). При реализации программы предусматриваются теоретические занятия и два вида практик: учебная и производственная. Учебная практика является обязательным разделом программы профессионального модкля и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студентов.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряды по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение студентами профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКО РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1 Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу. | Точное выполнение слесарной обработки электрооборудования в пределах различных классов чистоты и точности; правильность выполнения пайки, лужения при ремонте деталей и узлов; точность выполнения слесарно-сборочных работ по технологическим картам; демонстрация навыков по выполнению слесарных работ в соответствии с требованиями технологического процесса; выполнение слесарно-сборочных работ в соответствии с требованиями технологического процесса. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике. |
ПК 2.2 Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала. | Правильность выбора заготовок и инструмента для изготовления приспособлений; качество и правильность изготовления приспособлений для сборки и ремонта по технологическим картам; демонстрация навыков по изготовлению приспособлений; соблюдение правил техники безопасности при изготовлении. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике. |
ПК 2.3 Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты. | Соблюдение правил по безопасности условиям труда при проверке, ремонте электрооборудования; демонстрация навыков выполнения устранения дефектов; демонстрация навыков при сборке, монтажу и регулировании оборудования. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике |
| Итоговый экзамен | |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -эффективность и качество выполнения домашних самостоятельных работ -наличие положительных отзывов по итогам практики -участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и т.п. | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Оценка и наблюдение деятельности обучающихся в ходе конкурсов профмастерства,олимпиад выставок технического творчества, в процессе освоения модуля. Экспертиза портфолио личных достижений обучающихся. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. | -применение эффективных и качественных методов и способов решения профессиональных задач | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий |
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях -самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий Наблюдение, Экспертная оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач. | -регулярное использование различных источников информации для выполнения профессиональных задач | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -использование информации для решения нетиповых профессиональных задач с привлечением найденной информацией | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение, оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | -соблюдение правил работы в группе и инструкций при выполнении заданий на учебной и производственной практике | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение, оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Освоение материала модуля с возможностью применения полученных знаний при исполнении воинской обязанности | Наблюдение за деятельностью обучающихся. .Экспертиза портфо-лио личных достижении обучаю-щегося. Сведения военкомата. |
5