г. Аткарск – 2020 г.
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии / специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
Широкова Н.С. мастер п/о
Стрепетков С.Ю. преподаватель спецдисциплин
Программа учебной практики является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «02» августа 2013 г. № 770
Всего учебной нагрузки обучающегося 648 часов ( 18 недель ).
Итоговый контроль по завершению учебной практики проводится в форме дифференцированного зачета.
2. результаты освоения программы учебной практики
Результатом освоения программы учебной практики является форсированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ППКРС СПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД),
Необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.
3.2. Содержание учебной практики
Наименование темы учебной практики | Содержание учебных занятий, учебно-производственные работы | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. | Учебно-производственные работы | 6 |
1 | Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, пожарная безопасность, ознакомление с производственной деятельностью предприятия и системой управления. |
Тема 2. Осмотр и проверка механической части тормоза | Учебно-производственные работы | 64 |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Проверка исправности рычажной передачи Проверка надежности крепления и состояния рычагов, тяг Осмотр и проверка предохранительных скоб, подвесок, наличия шайб Осмотр и проверка шплинтов, тормозных колодок Замена тормозных колодок Регулировка расстояния между вертикальным рычагом и кромкой кронштейна рамы тележки Регулировка величины выхода штока тормозного цилиндра и ручного тормоза Проверка крепления воздухопроводов, тормозных приборов и резервуаров на локомотивах |
Тема 3. Проверка действия пневматической тормозной системы | Учебно-производственные работы | 40 |
| 1 | Контроль уровня масла в картерах компрессоров |
2 | Зарядка тормозной сети локомотива. Проверка плотности тормозной сети |
3 | Проверка регулировки крана вспомогательного тормоза. Проверка действия крана машиниста, крана вспомогательного тормоза |
4 | Проверка включения воздухораспределителя Проверкам воздухораспределителя на чувствительность к торможению и отпуску |
5 | Проверка мест замерзания пневматической системы |
Тема 4. Проверка плотности тормозной сети состава | Учебно-производственные работы | 40 |
| 1 | Проверка утечки воздуха в местах соединения труб (тройники, муфты, пылеловки) |
2 | Проверка утечки воздуха в соединениях запасных резервуаров, концевых кранах и кранах экстренного торможения |
3 | Проверка утечки воздуха в местах соединения резиновых рукавов и между прокладочными кольцами соединительных головок |
4 | Проверка утечки воздуха в тормозных цилиндрах |
5 | Проверка утечки воздуха в заглушке задней крышки |
Тема 5. Проверка электропневматического тормоза на локомотивах | Учебно-производственные работы | 30 |
| 1 | Зарядка тормозной системы |
2 | Включение пакетного переключателя и подача тока в электрические цепи тормоза Проверка времени наполнения тормозных цилиндров и величины конечного давления в них |
3 | Выполнение ступенчатого торможения. Полный отпуск тормоза и выполнение экстренного торможения. Полный отпуск тормоза и выполнение экстренного торможения |
4 | Проверка действия электрических устройств тормоза |
Тема 6. Опробывание автотормозов | Учебно-производственные работы | 20 |
1 | Полное и сокращенное опробывание тормозов. |
2 | Проверка действия автотормозов в пути следования Контрольное опробывание на станции |
3 | Синхронизация управления автотормозами в соединенных грузовых поездах |
Тема 7. Подъезд локомотива к составу | Учебно-производственные работы | 22 |
1 | Выход электровоза из депо и следование его к составу |
2 | Проверка действия реостатного тормоза |
3 | Прицепка локомотива к составу. Отцепка от состава |
Тема 8. Включение тормозов на недействующих локомотивах | Учебно-производственные работы | 16 |
| 1 | Блокировка тормозов 367. Включение тормозов при следовании в сплотке |
2 | Включение тормозов при следовании в сплотке |
Тема 9. Кузов локомотива | Учебно-производственные работы | 14 |
| 1 | Проверка состояния доступных осмотру частей рамы кузова, опор, обшивки, плотности закрывания дверей и оконных проемов |
2 !Проверка надежности закрывания штор и щитов высоковольтных камер и механических ! блокировок безопасности |
Тема 10. Колесные пары и буксы | Учебно-производственные работы | 36 |
| 1 | Проверка профилей бандажей колесной пары, проверка бандажа на отсутствие трещин, проверка ослабления бандажа колесной пары. |
2 | Осмотр колесной пары на обнаружение "ползуна". |
3 | Осмотр колесной пары на обнаружение «навара". Осмотр осей колесных пар на износы, трещины и изломы. |
4 | Осмотр передних крышек букс с фланцами |
5 | Разборка буксы и проверка конструкций буксовых узлов. Определение радиального зазора подшипников буксы. Смазывание буксы и подшипников. |
Тема 11.Тележки электровоза ВЛ-80С. | Учебно-производственные работы | 50 |
| 1 | Осмотр рамы в местах возможного появления трещин. Осмотр крепления буксовых направляющих. |
2 | Проверка рамы крестовым угольником. |
3 | Проверка параметров рессорного подвешивания тележки электровоза ВЛ80 С. |
4 | Осмотр конструкций сбалансированного и индивидуального рессорного подвешивания. |
5 | Осмотр конструкций рессор, пружин и гасителей колебаний. |
6 | Определение параметров рессорного подвешивания на сдвиг. Смазка поверхностей трения между стержнем и стаканом. |
7 | Обтирка и очистка загрязненных доступных мест рамы тележки. |
Тема 12.Песочницы. | Учебно-производственные работы | 22 |
| 1 | Проверка наличия и состояния сеток в горловинах песочных ящиков. |
2 | Проверка действий песочниц. |
3 | Проверка подачи всех форсунок и четкости дозировки порций песка. Проверка положения наконечников подсыпных труб и при необходимости их замена. |
Тема 13. Автосцепное оборудование | Учебно-производственные работы | 36 |
| 1 | Разборка автосцепного оборудования и осмотр его узлов. |
2 | Проверка параметров узлов автосцепки |
3 | Проверка высоты установки корпуса автосцепки от головки рельс. |
4 | Смазка опорной подкладки головки маятниковых болтов |
5 | Проверка действия механизмов автосцепки. |
Тема 14. Тяговые двигатели и вспомогательные машины. | Учебно-производственные работы | 108 |
| 1 | Проверка состояния подводящих кабелей, крепления проводов в коробке. Проверка вентиляционных патрубков. |
2 | Проверка вентиляционных патрубков. |
3 | Проверка прочности крепления болтов букс моторно-осевых подшипников и их замена. |
4 | Проверка подшипниковых щитов и вентиляционных сеток |
5 | Проверка плотности крышки коллекторного люка. |
6 | Осмотр поверхности коллектора. Осмотр бандажа переднего конуса. |
7 | Осмотр бандажа переднего конуса. |
8 | Осмотр внутренних поверхностей тягового двигателя |
9 | Проверка состояния кронштейнов щеткодержателей. |
10 | Продувка двигателя сжатым воздухом. |
11 | Продувка двигателя сжатым воздухом |
12 | Проверка крепления остовов электрических машин и компрессоров. |
13 | Проверка уровня масла у компрессора КТ-6. |
14 | Осмотр видимых частей асинхронных двигателей. |
15 | Смазка роликовых подшипников. |
Тема 15.Эксплуатация электровоза | Учебно-производственные работы | 144 |
| 1 | Инструктаж по технике безопасности при техническом обслуживании электровоза. |
2 | Подготовка системы вентиляции. |
3 | Подготовка электрооборудования на электровозе. |
4 | Подготовка аккумуляторных батарей |
5 | Подготовка электрических аппаратов. |
6 | Проверка пневмооборудования на электровозе. |
7 | Проверка электрических цепей при опущенном токоприемнике. |
8 | Проверка цепей под контактным проводом. |
9 | Подготовка электровоза к работе в зимних условиях. |
| 10 | Подготовка электровоза к эксплуатации после хранения. |
11 | Проверка на путях депо. |
12 | Пуск и движение электровоза. |
13 | Обязанности и действия локомотивной бригады при приемке электровоза в депо или пункте оборота. |
14 | Действия локомотивной бригады при выезде из депо или из пункта оборота. |
15 | Подготовка электровоза к сдаче другой бригаде. |
16 | Сдача и приемка электровоза на линии. |
17 | Проверка последовательности включения электрических аппаратов при опущенных токоприемниках с помощью выключателей и контроллера машиниста |
18 | Выполнение действий помощника машиниста при выезде из депо и подходе к составу, перед отправлением и при отправлении поезда со станции. |
19 | Управление в режиме торможения |
20 | Наблюдение за работой электровоза и показаниями сигналов во время следования по участку. |
21 | Движение электровоза по перегону, при производстве маневровой работы и передвижении электровоза другим локомотивом |
22 | Соблюдение правил техники безопасности при вынужденной остановке, возникновении неисправностей контактной сети и в случае повреждения электровоза. |
23 | Осуществление контроля за работой приборов и обслуживание агрегатов в пути следования. Пользования локомотивной радиостанцией. |
24 | Дифференцированный зачет |
Реализация программы учебной практики предполагает проведение учебной практики в слесарной мастерской колледжа, на предприятиях/организациях на основе прямого договора, заключаемого между ГБПОУ СО «АПК» и предприятием « Сервисное локомотивное депо ООО Локо-Тех- Сервис» «Филиал Южный» г. Саратов, куда направляются обучающиеся.
1. Г.С.Афонин, В.Н.Барщенков, Н.В.Кондратьев Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава Москва «Академия» 2014г.
2. Л.Е. Венцевич Тормоза подвижного состава железных дорог Москва 2010 г.
3. И.В. Абашкин, Н.С. Кукуев, В. П. Свеников Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава жежезных дорог Москва ТРАНСИНФО 2011г.
4. ПТЭ железных дорог Российской Федерации Москва ИНФОА. М 2018г.
5. Для помощника машиниста локомотива. Абдуллаев С.С. Учебное пособие. 2015.
Реализация учебной практики проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля.
Учебная практика обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам профессионального модуля.
Руководство учебной практикой осуществляют мастера производственного обучения, а также работники предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися.
Мастера производственного обучения, осуществляющие непосредственное руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - объясняет должностные обязанности, перечисляет профессиональные квалификационные характеристики слесаря по обслуживанию и ремонту подвижного состава | Портфолио |
ОК 2Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - планирует выполнение типовых практических задач; Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области проверки взаимодействия узлов локомотива, монтажа, разборки, соединения и регулировки частей ремонтируемого объекта локомотива; - оценка эффективности и качества выполнения; | Портфолио |
ОК 3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - решение типовых практических задач; - выбор способа действий, из известных, по правилам технической эксплуатации и инструкциям железных дорог РФ № ЦРБ-756 от 26.05.2000г. - корректировка действий с учетом условий их выполнения | Дифференцированный зачет |
ОК 4Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | Дифференцированный зачет |
ОК 5Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - использование информационно-коммуникационных технологий при выполнении самостоятельных занятий | Портфолио |
ОК 6Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами п/о; - вести переговоры в соответствии с регламентом переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденном распоряжением МПС России № 876р от 22.12.1987г. | Дифференцированный зачет |
ОК 7Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - объясняет требования, предъявляемые к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте; - применение полученных профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности | Портфолио |