Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Красночетайская средняя общеобразовательная школа»
Красночетайского района Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык
10-11 классы
(базовый уровень)
1. Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать –
перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь –
перечень конкретных умений и навыков по русскому языку; основных видов речевой деятельности; выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
По окончании 10 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
- имена выдающихся ученых – лингвистов;
- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);
- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);
- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
уметь:
говорение и письмо
- создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
- выявлять подтекст;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);
- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
- принимать участие в диспуте, дискуссии;
- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;
аудирование и чтение
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.
По окончании 11 класса выпускники должны
знать/понимать:
- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
- имена выдающихся ученых – лингвистов;
- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);
- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);
- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
Уметь:
говорение и письмо
- создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
- выявлять подтекст;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);
- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
- принимать участие в диспуте, дискуссии;
- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;
аудирование и чтение
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
2. Содержание учебного предмета.
Направленность курса русского (родного) языка базового уровня на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. Как и в примерной программе для основной школы, в ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия в программе включает разделы «Введение в науку о языке», «Языковая система», «Функциональная стилистика» и «Культура речи».. Изучение этих разделов даст возможность углубить и расширить лингвистические знания учащихся, их лингвистический кругозор, усовершенствовать основные умения и навыки проведения языкового анализа разных единиц языка и углубиться в область функциональной стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, что позволит сформировать навыки целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения.
Вторая содержательная линия представлена в программе разделом «Речь. Речевое общение», изучение которого направлено на сознательное и целенаправленное совершенствование навыков речевого общения.
Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Раздел 1. Введение в науку о языке
1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место
лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Язык — важнейшее средство
человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка:
коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
2. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Раздел 2. Языковая система
1. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русскогоязыка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Интонационныеособенности русской речи. Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Исторические изменения в словарном составе языка.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемный уровень. Морфема и ее виды.
Варианты морфем. Этимология как раздел лингвистики. Система современного русскогословообразования. Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения играмматические формы.
Проблема классификации частей речи в русистике.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Синонимия синтаксическихконструкций. Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.
Изобразительные средства синтаксиса. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
2. Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц.
Элементарный исторический комментарий к различным языковым явлениям. Оценкакоммуникативной, нормативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Раздел 3. Функциональная стилистика
1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление:
выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.
2. Выявление особенностей разговорной речи, языкахудожественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностейи использованных языковых средств.
Создание письменных высказываний разных стилейи жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.
Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.
Раздел 4. Культура речи
1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Языковая норма, ее основные признаки и функции.
Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические),стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 5. Речь. Речевое общение
1. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма
2. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронное виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.
Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой сферах общения. Владение различными
видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических идр.).
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематическое планирование
10 класс
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1. | Повторение. | 1 ч. |
2. | Общие сведения о языке | 6 ч. |
3. | Фонетика, орфоэпия, орфография | 4 ч. |
4. | Лексика и фразеология. | 6 ч. |
5. | Морфемика и словообразование | 3 ч. |
6. | Морфология. | 3 ч. |
7. | Текст. Функциональные разновидности русского литературного языка. | 6 ч. |
8. | Научный стиль речи. | 3 ч. |
9. | Повторение и обобщение изученного. | 2 ч. |
Итого | 34 ч. |
Тематическое планирование
11 класс
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1. | Синтаксис и пунктуация. | 6 ч. |
2. | Публицистический стиль речи. | 5 ч. |
3. | Официально – деловой стиль речи. | 2 ч. |
4. | Язык художественной литературы. | 4 ч. |
5. | Разговорная речь. | 1 ч. |
6. | Речевое общение. Культура речи. | 2 ч. |
7. | Повторение и обобщение изученного: 1. Орфография. 2. Пунктуация. | 14 ч. (6 ч.) (8 ч.) |
Итого | 34 ч. |
Тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение |
1. | Повторение. | 1 |
| Общие сведения о языке | |
2. | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. | 1 |
3. | Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. | 1 |
4. | Язык и речь. | 1 |
5,6 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. | 2 |
7. | Единицы языка. Уровни языковой системы. Словари русского языка. | 1 |
Фонетика, орфоэпия, орфография |
8. | Повторение. | 1 |
9. | Фонема. Особенности русского словесного ударения. | 1 |
10. | Фонетические и орфоэпические нормы. Выразительные средства фонетики. | 1 |
11. | Написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. | 1 |
Лексика и фразеология |
12. | Русская лексика с точки зрения сферы ее происхождения. Изобразительные средства лексики. | 1 |
13. | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. | 1 |
14. | Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари. | 1 |
15. | Русская фразеология. Фразеологические словари. | 1 |
16. | Контрольная работа (речеведческий анализ текста). | 1 |
17. | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология». | 1 |
Морфемика и словообразование |
18. | Повторение. | 1 |
19. | Способы словообразования. Словообразовательный разбор. | 1 |
20. | Выразительные средства словообразования. | 1 |
Морфология |
21. | Части речи. | 1 |
22. | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. | 1 |
23. | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов различных частей речи. | 1 |
Текст. Функциональные разновидности русского литературного языка (9 ч) | |
24, 25, 26, 27, 28 | Текст, его строение, виды преобразования. | 5 |
29. | Функциональные стили речи. | 1 |
|
30. | Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи. | 1 |
31. | Лексика научного стиля речи. | 1 |
32. | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи. | 1 |
| Повторение и обобщение изученного | |
33,34 | Контрольное изложение с творческим заданием. | 2 |
Тематическое планирование
11 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Синтаксис и пунктуация |
1. | Повторение. | 1 |
2. | Нормативное построение словосочетаний и предложений. | 1 |
3. | Принципы и функции русской пунктуации. | 1 |
4. | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 1 |
5. | Виды синтаксического разбора. | 1 |
6. | Анализ синтаксических структур художественного текста. | 1 |
Публицистический стиль речи |
7. | Особенности публицистического стиля речи. | 1 |
8. | Очерк. | 1 |
9. | Эссе. | 1 |
10. | Устное выступление. | 1 |
11. | Дискуссия. | 1 |
Официально – деловой стиль речи |
12,13 | Официально – деловой стиль речи. | 1 |
Язык художественной литературы |
14,15 | Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. | 2 |
16. | Анализ художественного текста. | 1 |
17. | Индивидуально – языковой стиль писателя. | 1 |
Разговорная речь |
18. | Разговорная речь. | 1 |
| Речевое общение. Культура речи | |
19. | Речевая ситуация. | 1 |
20. | Три компонента культуры речи. Языковая норма. | 1 |
| Повторение и обобщение изученного Орфография. Пунктуация | |
21. | Орфограммы корня. | 1 |
22. | Правописание приставок. | 1 |
23. | Правописание суффиксов различных частей речи. | 1 |
24. | Правописание окончаний различных частей речи | 1 |
25. | Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи. | 1 |
26. | Слитное, раздельное и дефисное написание слов. | 1. |
27. | Принципы русской пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. | 1 |
28. | Знаки препинания при однородных членах. | 1 |
29. | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 1 |
30. | Знаки препинания при обособленных членах предложения. | 1 |
31. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
32. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при диалоге и цитатах. | 1 |
33. | Контрольная работа (комплексный анализ текста). | 1 |
34. | Итоговый контрольный диктант. | 1 |