СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык 10-11 классы (базовый уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык 10-11 классы (базовый уровень)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Красночетайская средняя общеобразовательная школа»

Красночетайского района Чувашской Республики

 

 

 

 

  




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык  

10-11 классы

(базовый уровень)


 

 

   

 











1. Планируемые результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

знать/понимать

перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь

перечень конкретных умений и навыков по русскому языку; основных видов речевой деятельности; выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


По окончании 10 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;

- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;

- имена выдающихся ученых – лингвистов;

- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);

- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);

- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).


уметь:

говорение и письмо

- создавать высказывания на лингвистическую тему;

- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;

- выявлять подтекст;

- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);

- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

- принимать участие в диспуте, дискуссии;

- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;

аудирование и чтение

- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

анализ текста и языковых единиц

- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);

- анализировать особенности употребления основных единиц языка;

- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.




По окончании 11 класса выпускники должны

знать/понимать:

- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;

- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;

- имена выдающихся ученых – лингвистов;

- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);

- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);

- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).


Уметь:

говорение и письмо

- создавать высказывания на лингвистическую тему;

- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;

- выявлять подтекст;

- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);

- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

- принимать участие в диспуте, дискуссии;

- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;

аудирование и чтение

- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

анализ текста и языковых единиц

- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);

- анализировать особенности употребления основных единиц языка;

- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



2. Содержание учебного предмета.

Направленность курса русского (родного) языка базового уровня на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. Как и в примерной программе для основной школы, в ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия в программе включает разделы «Введение в науку о языке», «Языковая система», «Функциональная стилистика» и «Культура речи».. Изучение этих разделов даст возможность углубить и расширить лингвистические знания учащихся, их лингвистический кругозор, усовершенствовать основные умения и навыки проведения языкового анализа разных единиц языка и углубиться в область функциональной стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, что позволит сформировать навыки целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения.

Вторая содержательная линия представлена в программе разделом «Речь. Речевое общение», изучение которого направлено на сознательное и целенаправленное совершенствование навыков речевого общения.

Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.



Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Раздел 1. Введение в науку о языке

1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место

лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Язык — важнейшее средство

человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка:

коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

2. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

Раздел 2. Языковая система

1. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.

Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русскогоязыка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Интонационныеособенности русской речи. Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Исторические изменения в словарном составе языка.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемный уровень. Морфема и ее виды.

Варианты морфем. Этимология как раздел лингвистики. Система современного русскогословообразования. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения играмматические формы.

Проблема классификации частей речи в русистике.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.

Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Синонимия синтаксическихконструкций. Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

Изобразительные средства синтаксиса. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

2. Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц.

Элементарный исторический комментарий к различным языковым явлениям. Оценкакоммуникативной, нормативной и эстетической стороны речевого высказывания.


Раздел 3. Функциональная стилистика

1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление:

выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.


Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного

русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.

2. Выявление особенностей разговорной речи, языкахудожественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностейи использованных языковых средств.

Создание письменных высказываний разных стилейи жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.


Раздел 4. Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Языковая норма, ее основные признаки и функции.

Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические),стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции





Раздел 5. Речь. Речевое общение

1. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма

2. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронное виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.

Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой сферах общения. Владение различными

видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).


Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических идр.).

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.












Раздел 3. Тематическое планирование


Тематическое планирование
10 класс



раздела

Разделы

Кол-во часов

1.

Повторение.

1 ч.

2.

Общие сведения о языке

6 ч.

3.

Фонетика, орфоэпия, орфография

4 ч.

4.

Лексика и фразеология.

6 ч.

5.

Морфемика и словообразование

3 ч.

6.

Морфология.

3 ч.

7.

Текст. Функциональные разновидности русского литературного языка.

6 ч.

8.

Научный стиль речи.

3 ч.

9.

Повторение и обобщение изученного.

2 ч.

Итого

34 ч.







Тематическое планирование
11 класс



раздела

Разделы

Кол-во часов

1.

Синтаксис и пунктуация.

6 ч.

2.

Публицистический стиль речи.

5 ч.

3.

Официально – деловой стиль речи.

2 ч.

4.

Язык художественной литературы.

4 ч.

5.

Разговорная речь.

1 ч.

6.

Речевое общение. Культура речи.

2 ч.

7.

Повторение и обобщение изученного:

1. Орфография.

2. Пунктуация.

14 ч.

(6 ч.)

(8 ч.)

Итого

34 ч.













Тематическое планирование
10 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Повторение

1.

Повторение.

1


Общие сведения о языке


2.

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.

1

3.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

1

4.

Язык и речь.

1

5,6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

2

7.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Словари русского языка.

1

Фонетика, орфоэпия, орфография

8.

Повторение.

1

9.

Фонема. Особенности русского словесного ударения.

1

10.

Фонетические и орфоэпические нормы. Выразительные средства фонетики.

1

11.

Написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

1

Лексика и фразеология

12.

Русская лексика с точки зрения сферы ее происхождения. Изобразительные средства лексики.

1

13.

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

1

14.

Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари.

1

15.

Русская фразеология. Фразеологические словари.

1

16.

Контрольная работа (речеведческий анализ текста).

1

17.

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология».

1

Морфемика и словообразование

18.

Повторение.

1

19.

Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

1

20.

Выразительные средства словообразования.

1

Морфология

21.

Части речи.

1

22.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.

1

23.

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов различных частей речи.

1

Текст. Функциональные разновидности русского литературного языка

(9 ч)


24, 25, 26, 27, 28

Текст, его строение, виды преобразования.

5

29.

Функциональные стили речи.

1

Научный стиль речи


30.

Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи.

1

31.

Лексика научного стиля речи.

1

32.

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.

1


Повторение и обобщение изученного


33,34

Контрольное изложение с творческим заданием.

2





Тематическое планирование
11 класс


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Синтаксис и пунктуация

1.

Повторение.

1

2.

Нормативное построение словосочетаний и предложений.

1

3.

Принципы и функции русской пунктуации.

1

4.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

1

5.

Виды синтаксического разбора.

1

6.

Анализ синтаксических структур художественного текста.

1

Публицистический стиль речи

7.

Особенности публицистического стиля речи.

1

8.

Очерк.

1

9.

Эссе.

1

10.

Устное выступление.

1

11.

Дискуссия.

1

Официально – деловой стиль речи

12,13

Официально – деловой стиль речи.

1

Язык художественной литературы

14,15

Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур.

2

16.

Анализ художественного текста.

1

17.

Индивидуально – языковой стиль писателя.

1

Разговорная речь

18.


Разговорная речь.

1


Речевое общение. Культура речи


19.

Речевая ситуация.

1

20.

Три компонента культуры речи. Языковая норма.

1


Повторение и обобщение изученного

Орфография. Пунктуация


21.

Орфограммы корня.

1

22.

Правописание приставок.

1

23.

Правописание суффиксов различных частей речи.

1

24.

Правописание окончаний различных частей речи

1

25.

Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

1

26.

Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

1.

27.

Принципы русской пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

1

28.

Знаки препинания при однородных членах.

1

29.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

30.

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

1

31.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

32.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при диалоге и цитатах.

1

33.

Контрольная работа (комплексный анализ текста).

1

34.

Итоговый контрольный диктант.

1