РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Программа составлена на основе авторской программы
Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
УМК «Школа России», Просвещение, 2011г.
Учебник «Математика», 2016, автор Л.А. Неменский
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в учебном году: 34 часа
Составитель: Соловьева О.В.
Брянск, 2016
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание курса 2 класса
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
Обучающиеся должны знать/понимать:
Три сферы художественной деятельности и их единство;
Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
Многообразие природных форм, их рациональность и красота;
Основные и составные цвета;
Цель использования художником выразительности цвета, линий, пятна в творчестве;
Имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
Уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
Иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
Иметь навыки построения композиций на всем листе;
Уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;
Свободно заполнять лист цветовым пятном;
Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Содержание учебного предмета, курса
Тема второго года обучения: «Ты и искусство».
Раздел 1: Чем и как работают художники – 8 ч.
Гуашь. Цветочная поляна (1 ч)
Гуашь, добавление чёрной и белой краски. Природная стихия(1ч)
Восковые мелки. Букет осени (2ч)
Аппликация из осенних листьев (1ч)
Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа) (1ч)
Графические материалы. Волшебный цветок (1ч)
Пластилин. Древний мир (1ч)
Раздел 2: Мы изображаем, украшаем, строим – 8 ч.
Изображение и реальность. Птицы родного края (1ч)
Изображение и фантазия. Сказочная птица (2ч)
Украшение и реальность. Паутинка (1ч)
Украшение и фантазия. Кружева (1ч)
Постройка и реальность. Мой дом (1ч)
Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) (2ч)
Раздел 3: О чём говорит искусство-9 ч.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море (1ч)
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных (1ч)
Образ человека и его характер (женский образ) (2ч)
Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) (1ч)
Выражение характера человека через украшение (1ч)
Выражение намерений человека через конструкцию и декор (2ч)
Обобщение темы четверти. Космическое путешествие (1ч)
Раздел 4: Как говорит искусство-9ч.
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные тона (2ч)
Цвет как средство выражения. Автопортрет (1ч)
Пятно как средство выражения. Силуэт (2ч)
Линия как средство выражения. Мыльные пузыри (1ч)
Цвет, ритм, композиция - средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) (2ч)
Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой (1ч)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) |
Чем и как работают художники |
1 | Гуашь. Цветочная поляна | 1ч | 1.09-2.09 | |
2 | Гуашь, добавление чёрной и белой краски. Природная стихия | 1ч | 12.09-16.09 | |
3 | Пластилин. Древний мир | 1ч | 19.09-23.09 | |
4 | Аппликация из осенних листьев | 1ч | 26.09-30.09 | |
5 | Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа) | 1ч | 3.10-7.10 | |
6-7 | Восковые мелки. Букет осени | 2ч | 10.10-14.10 17.10-21.10 | |
8 | Графические материалы. Волшебный цветок | 1ч | 24.10-28.10 | |
Мы изображаем, украшаем, строим |
9 | Изображение и реальность. Птицы родного края | 1ч | 7.11-11.11 | |
10-11 | Изображение и фантазия. Сказочная птица | 2ч | 14.11-18.11 21.11-25.11 | |
12 | Украшение и реальность. Паутинка | 1ч | 28.11-2.12 | |
13 | Украшение и фантазия. Кружева | 1ч | 5.12-9.12 | |
14 | Постройка и реальность. Мой дом | 1ч | 12.12-16.12 | |
15-16 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) | 2ч | 19.12-23.12 26.12-30.12 | |
О чём говорит искусство |
17 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | 1ч | 9.01-13.01 | |
18 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | 1ч | 16.01-20.01 | |
19-20 | Образ человека и его характер (женский образ) | 2ч | 23.01-27.01 30.01-3.02 | |
21 | Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) | 1ч | 6.02-10.02 | |
22 | Выражение характера человека через украшение | 1ч | 13.02-17.02 | |
23-24 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор | 2ч | 20.02-24.02 27.02-03.03 | |
25 | Обобщение темы четверти. Космическое путешествие | 1ч | 6.03-10.03 | |
Как говорит искусство |
26-27 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные тона | 2ч | 13.03-17.03 20.03-24.03 | |
28 | Цвет как средство выражения. Автопортрет | 1ч | 3.04-7.04 | |
29-30 | Пятно как средство выражения. Силуэт | 2ч | 10.04-14.04 17.04-21.04 | |
31 | Линия как средство выражения. Мыльные пузыри | 1ч | 24.04-28.04 | |
32-33 | Цвет, ритм, композиция - средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) | 2ч | 1.05-5.05 8.05-12.05 | |
34 | Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой | 1ч | 15.05-19.05 | |
11