СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» УМК  «Школа России», Просвещение, 2011г.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для 2 класса

на 2016-2017 учебный год


Программа составлена на основе авторской программы

Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

УМК «Школа России», Просвещение, 2011г.





Учебник «Математика», 2016, автор Л.А. Неменский

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в учебном году: 34 часа




Составитель: Соловьева О.В.








Брянск, 2016


Результаты освоения учебного предмета



В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.



Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.



Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Выпускник научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание курса 2 класса



Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.



Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов



Обучающиеся должны знать/понимать:

  • Три сферы художественной деятельности и их единство;

  • Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;

  • Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;

  • Многообразие природных форм, их рациональность и красота;

  • Основные и составные цвета;

  • Цель использования художником выразительности цвета, линий, пятна в творчестве;

  • Имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

Обучающиеся должны:

  • Уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;

  • Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;

  • Иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;

  • Иметь навыки построения композиций на всем листе;

  • Уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;

  • Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;

  • Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;

  • Свободно заполнять лист цветовым пятном;

  • Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;

  • Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;

  • Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;

  • Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).

Содержание учебного предмета, курса

Тема второго года обучения: «Ты и искусство».

Раздел 1: Чем и как работают художники – 8 ч.

Гуашь. Цветочная поляна (1 ч)

Гуашь, добавление чёрной и белой краски. Природная стихия(1ч)

Восковые мелки. Букет осени (2ч)

Аппликация из осенних листьев (1ч)

Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа) (1ч)

Графические материалы. Волшебный цветок (1ч)

Пластилин. Древний мир (1ч)

Раздел 2: Мы изображаем, украшаем, строим – 8 ч.

Изображение и реальность. Птицы родного края (1ч)

Изображение и фантазия. Сказочная птица (2ч)

Украшение и реальность. Паутинка (1ч)

Украшение и фантазия. Кружева (1ч)

Постройка и реальность. Мой дом (1ч)

Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) (2ч)

Раздел 3: О чём говорит искусство-9 ч.

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море (1ч)

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных (1ч)

Образ человека и его характер (женский образ) (2ч)

Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) (1ч)

Выражение характера человека через украшение (1ч)

Выражение намерений человека через конструкцию и декор (2ч)

Обобщение темы четверти. Космическое путешествие (1ч)

Раздел 4: Как говорит искусство-9ч.

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные тона (2ч)

Цвет как средство выражения. Автопортрет (1ч)

Пятно как средство выражения. Силуэт (2ч)

Линия как средство выражения. Мыльные пузыри (1ч)

Цвет, ритм, композиция - средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) (2ч)

Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой (1ч)

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

(план)

Дата (факт)

Чем и как работают художники

1

Гуашь. Цветочная поляна

1.09-2.09


2

Гуашь, добавление чёрной и белой краски. Природная стихия

12.09-16.09


3

Пластилин. Древний мир


19.09-23.09


4

Аппликация из осенних листьев


26.09-30.09


5

Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа)


3.10-7.10


6-7

Восковые мелки. Букет осени


10.10-14.10

17.10-21.10


8

Графические материалы. Волшебный цветок


24.10-28.10


Мы изображаем, украшаем, строим

9

Изображение и реальность. Птицы родного края


7.11-11.11


10-11

Изображение и фантазия. Сказочная птица

14.11-18.11

21.11-25.11


12

Украшение и реальность. Паутинка

28.11-2.12


13

Украшение и фантазия. Кружева

5.12-9.12


14

Постройка и реальность. Мой дом

12.12-16.12


15-16

Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа)

19.12-23.12

26.12-30.12


О чём говорит искусство

17

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море

9.01-13.01


18

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных

16.01-20.01


19-20

Образ человека и его характер (женский образ)

23.01-27.01

30.01-3.02


21

Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ)


6.02-10.02


22

Выражение характера человека через украшение


13.02-17.02


23-24

Выражение намерений человека через конструкцию и декор


20.02-24.02

27.02-03.03


25

Обобщение темы четверти. Космическое путешествие

6.03-10.03


Как говорит искусство

26-27

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные тона

13.03-17.03

20.03-24.03


28

Цвет как средство выражения. Автопортрет

3.04-7.04


29-30

Пятно как средство выражения. Силуэт

10.04-14.04

17.04-21.04


31

Линия как средство выражения. Мыльные пузыри

24.04-28.04


32-33

Цвет, ритм, композиция - средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа)

1.05-5.05

8.05-12.05


34

Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой

15.05-19.05






11