ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова»
(ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ 07 Биология
Воронеж
2014
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии естественнонаучных и экономических дисциплин | | УТВЕРЖДАЮ |
| Заместитель директора по учебной работе ________________ |
Протокол № _____ «___»__________2014 г. | | «_____» _______________ 2014 г. |
Председатель _____________ | | МП |
СОГЛАСОВАНО | |
Методист __________________ | |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с приказом министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», письмом Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180 «О рекомендациях по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», на основе примерной программы учебной дисциплины БИОЛОГИЯ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 10.04.2008, Департаментом государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России от 29.05.2007.
Организация-разработчик:
ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
Разработчики:
Кузнецова Е.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5-10 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с примерной программой, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и может быть
использована для реализации базисного учебного плана, реализующего основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к общеобразовательному циклу в блоке профессиональные образовательные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 4 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов, подготовка сообщений по темам, исследовательская работа). | 39 |
Аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | 78 | |
ВВЕДЕНИЕ | | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Многообразие живых организмов. Методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и в практической деятельности люде | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | 0 | |
Практические занятия. | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | | Содержание учебного материала | 14 |
1 | Краткая история изучения клетки. Клеточная теория. | 2 | 2 |
2 | Химическая организация клетки | 2 | 2 |
3 | Строение и функции клетки. Органоиды клетки. | 2 | 2 |
4 | Прокариоты, эукариоты, вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) | 2 | 2 |
5 | Лабораторная работа № 1«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 2 | 3 |
6 | Лабораторная работа №2 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам». | 2 | 3 |
7 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | 4 | |
Практические занятия. | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Заполнение таблицы: «Органоиды клетки» Тест по теме: «Строение клетки» Подготовка сообщений по темам: Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения. Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток. Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. | 5 |
2.ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬ-НОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Организм – единое целое. Размножение. Митоз. Половое и бесполое размножение. Мейоз. | 2 | 2 |
2 | Индивидуальное развитие организма. Причины нарушений в развитии организмов. | 2 | 2 |
3 | Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | 2 | 2 |
4 | Практическая работа №1«Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных» | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | 0 | |
Практические занятия | 2 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка к зачету. Подготовка сообщений по темам: Биологическое значение митоза и мейоза. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование. Половое размножение и его биологическое значение. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. | 3 |
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | | Содержание учебного материала | 18 |
1 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 2 | 2 |
2 | Законы генетики, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. | 2 | 2 |
3 | Практическая работа №2 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания». | 2 | 2 |
4 | Практическая работа №3 «Решение генетических задач» | 2 | 2 |
5 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 2 | 2 |
6 | Значение генетики. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 2 | 2 |
7 | Закономерности изменчивости. | 2 | 2 |
8 | Основные методы селекции, ее основные достижения. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | 2 | 2 |
9 | Контрольная работа №1 | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | 0 | |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений по темам: Закономерности фенетической и генетической изменчивости. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. | 3 |
4.ЭВОЛЮЦИОН-НОЕ УЧЕНИЕ | | Содержание учебного материала | 10 |
1 | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 2 | 2 |
2 | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 2 | 2 |
3 | Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 2 | 2 |
4 | Движущие силы эволюции. Доказательства эволюции. | 2 | 2 |
5 | Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы. Причины вымирания видов. | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | 0 | |
Практические занятия. | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка к зачету. Подготовка сообщений по темам: История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. | 3 |
5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 2 | 2 |
2 | Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 2 | 2 |
3 | Практическая работа №4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека». | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | 0 | |
Практические занятия. | 2 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений по темам: Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. | 3 |
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Экология – как наука. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 2 | 2 |
2 | Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. | 2 | 2 |
3 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. | 2 | 2 |
4 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | 2 | 2 |
5 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 2 | 2 |
6 | Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе». | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 1 | |
Практические занятия. | 5 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений по темам: Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. | 4 |
7. БИОНИКА | | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Бионика как наука. Генная инженерия и ее влияние на организмы. | 2 | 2 |
2 | Дифференцированный зачет | 2 | 2 |
Лабораторные работы. | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Вопросы к практическим занятиям. Подготовка к итоговому зачету. | 4 |
Резерв времени | 4 |
Всего | 78 |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся
и рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
телевизор
Видеомагнитофон
DVD
Диски
Видеокассеты
Обучающие средства:
- инструкции для практических работ;
- инструкции для лабораторных работ;
- учебные элементы;
- уроки презентаций;
- учебный видеоматериал
Контрольные материалы:
- тесты по темам;
- индивидуальные контрольные задания;
- пакет контрольных вопросов;
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Для обучающихся
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Для преподавателей
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
Перечень интернет-ресурсов, дополнительной литературы: 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
2.Центр образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ru/
3. Школа LV. http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=5
4.Все для учителя биологии. http://bio.1september.ru/
5.Биология в школе. http://bioirk.ru/
6.Электронные ресурсы по биологии. http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
7. Биология .Электронный учебник. http://www.ebio.ru/
8. Биология. 6-11 класс. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: Учебное электронное издание. http://www.publicliceum.ru/biblioteka/mediateka/biology/biology_196.html
9.БИО-INFORM. Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru/node/348
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных, практических и самостоятельных проверочных, исследовательских работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен: - знать/понимать: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Тематический контроль проводится по завершении изучения темы. Заключительный контроль проводится в конце курса -дифференцированный зачет. Практический контроль проводится при проведении практических, лабораторных занятий. Индивидуальный контроль проводится на уроках. Оценка деятельности обучающегося осуществляется: в процессе освоения образовательной программы: выполнения лабораторных опытов, практических работ, качественных задач творческо-поисковой, научно-исследовательской работы; интерпретации результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
5