СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА »
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей естественно - научного профиля :
19.01.17 «Повар, кондитер» -
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………... |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………… |
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА » …………… |
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА »
Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Информатика» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., для профессий среднего профессионального образования естественно - научного профиля, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования , с получением среднего общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180) , с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Учебная дисциплина «Информатика» является общеобразовательной учебной дисциплиной по выбору, из обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественно - научного профиля.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у студентов представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
• формирование у студентов умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
• формирование у студентов умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
• развитие у студентов познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• приобретение студентами опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
• приобретение студентами знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
• владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
−− осознание своего места в информационном обществе;
−− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятель-ности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
−− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
−− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
−− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
−− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
−− сформированность представлений о компьютерно - математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка студента устанавливается в объёме 162 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка студента составляет 108 часов;
самостоятельная работа студента – 54 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: |
|
практические занятия | 70 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: |
|
Подготовка информационного сообщения Написание справки Написание плана-конспекта Составление конспект – схемы Работа с литературой и конспектом Написание реферата-обзора Создание сравнительной таблицы Составление блок-схемы Изучение проблемы Подготовка материала к практическому занятию Выполнение практической работы в соответствии с заданием Разработка структуры информационного объекта Создание презентации Решение задач Составление алгоритмов Написание программ Написание конспекта |
|
Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уро-вень осво-ения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тема 1. Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. | 12 | 2 | ||||
1 | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Основные этапы становления информационного общества. . Значение информатики при освоении профессий СПО. |
|
| ||||
2 | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | ||||||
3 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | ||||||
Практические занятия У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; У9 - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. | 4
|
| |||||
ПЗ 1- Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. | |||||||
ПЗ 2-Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | |||||||
Самостоятельная работа «Роль информационной деятельности в современном обществе»- доклад «Нанотехнологии в современном мире»- доклад Законы РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи»- конспект | 4 |
| |||||
Тема 2. Информация и информацион-ные процессы
| Содержание учебного материала З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; З3- назначение и функции операционных систем. | 45 | 2 | ||||
1 | Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. |
|
| ||||
2 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации. 1). Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера. 2). Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному. 3). Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. 4). Компьютерные модели различных процессов. | ||||||
3 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации 1). Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | ||||||
Практические занятия У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя. | 20
|
| |||||
ПЗ 3-Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. | |||||||
ПЗ 4 -Представление информации в различных системах счисления. | |||||||
ПЗ 5 -Среда программирования. | |||||||
ПЗ 6 -Тестирование готовой программы. | |||||||
ПЗ 7 -Программная реализация несложного алгоритма. | |||||||
ПЗ 8 -Программная реализация несложного алгоритма. | |||||||
ПЗ 9 -Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели. | |||||||
ПЗ 10 -Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | |||||||
ПЗ 11 -Поиск информации на государственных образовательных порталах. | |||||||
ПЗ 12 -Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | |||||||
Самостоятельная работа «Представление информации в двоичной системе счисления»- практические задания «Представление информации в различных системах счисления»- практические задания «Системы и технологии объектно-ориентированного программирования»- доклад (сообщение) «Системы и технологии программирования. Синтаксис программы»- практические задания «Системы и технологии программирования. Семантика программы» - практические задания «Применение информатики, математических моделей и методов в управлении»- доклад (сообщение) «Логические функции и схемы как основа элементной базы компьютера»- практические задания | 15 |
| |||||
Тема 3. Средства информацион-ных и коммуникацион-ных технологий | Содержание учебного материала З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; З3- назначение и функции операционных систем. | 30 | 2 | ||||
1 | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. |
|
| ||||
2 | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | ||||||
3 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | ||||||
Практические занятия У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики | 12
|
| |||||
ПЗ 13 - Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в технической сфере деятельности | |||||||
ПЗ 14 - Операционная система. Графический интерфейс | |||||||
ПЗ 15 - Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности | |||||||
Самостоятельная работа «Многообразие компьютеров» - конспект (сообщение) «Устройства обработки видео- и аудиоинформации» - доклад (сообщение) «Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера»- доклад (сообщение) «Сетевые операционные системы» - доклад (сообщение) «Администрирование локальной компьютерной сети» - отчет «Эргономика программного обеспечения» - доклад (сообщение) | 10 |
| |||||
Тема 4. Технологии создания и преобразования информацион-ных объектов | Содержание учебного материала З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий | 44 | 2 | ||||
1 | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. |
|
| ||||
2 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | ||||||
3 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | ||||||
4
5 | Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования. | ||||||
Практические занятия У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; У2 - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических системах; У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики. | 22
|
| |||||
ПЗ 16 - Использование систем проверки орфографии и грамматики. | |||||||
ПЗ 17 - Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. | |||||||
ПЗ 18 - Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц . | |||||||
ПЗ 19 - Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | |||||||
ПЗ 20 - Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | |||||||
ПЗ 21 - Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. | |||||||
Самостоятельная работа «Системы искусственного интеллекта» - конспект (сообщение) «Основы работы в издательской системе PageMaker» - презентация PowerPoint «Моделирование в электронной таблице» - решение задач с профессиональной направленностью «База данных как модель информационной структуры» -многотабличная база данных «Студенты лицея» Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения - учебный фильм | 15 |
| |||||
Тема 5. Телекоммуни-кационные технологии | Содержание учебного материала З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; З3- назначение и функции операционных систем | 30 | 2 | ||||
1
2
3 | 1).Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. 2).Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. 3).Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. 4).Методы создания и сопровождения сайта. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах. | ||||||
Практические занятия У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; У2 - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических системах; У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; У9 - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. | 12
|
| |||||
ПЗ 22 - Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином. Примеры работы с Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой. | |||||||
ПЗ 23 - Средства создания и сопровождения сайта. (Созданиеweb-сайта на языке HTML). | |||||||
ПЗ 24 - Средства создания и сопровождения сайта. (Созданиеweb-сайта с помощью Word). | |||||||
ПЗ 25 - Средства создания и сопровождения сайта. (Создание web-сайта с помощью редактора сайтов uCoz).
| |||||||
ПЗ 26 - Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. | |||||||
Самостоятельная работа «Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации» - презентация PowerPoint «Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа» - реферат «Видеоконференция, Интернет-телефония» - доклад, презентация PowerPoint | 10 |
| |||||
| Дифференцированный зачет | 2 |
| ||||
| Всего: | 162 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) :
З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
З3- назначение и функции операционных систем;
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) :
У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
У2 - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических системах;
У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
У9 - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач :
У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики .
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «Информатика » имеется учебный кабинет и лаборатория информатики.
Оборудование учебного кабинета:
– учебная мебель;
- рабочее место преподавателя;
- доска.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
-интерактивная доска;
- компьютеры, подключенные к глобальной сети Интернет;
сканер;
принтер
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- персональные компьютеры IBM PC;
- интерактивная доска
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники:
Для студентов
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ :
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —М., 2013.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2013
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и
специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —
№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-
ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным
законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для
профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. —
М., 2013.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова —
М., 2013.
Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2013.
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ /
под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.
пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М.,
2013.
Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации
и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс:
учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2013.
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и
специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2013.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информа-
тика»).
www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информа-
ционным технологиям).
http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-
СКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.
Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www. ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-
нии»).
www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образова-
ния»).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе-
дерации).
www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения).
www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория
и практика»).__
Методические разработки:
Методические рекомендации по изучению дисциплины « Информатика » для студентов СПО ;
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»;
методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий по дисциплине «Информатика»;
методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Информатика»;
методические рекомендации по работе с литературой ;
методические рекомендации по составлению конспекта ;
методические рекомендации по подготовке доклада ;
методические рекомендации по выполнению реферата ;
методические рекомендации по подготовке презентации ;
методические рекомендации по выполнению проектов .
методическая разработка итогового теста по дисциплине.
методические рекомендации по теме «Особенности использования проектного обучения в системе СПО»
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, проверочные работы, доклады).
Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачета по завершению курса.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в форме устного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, проверки и оценки выполнения практических заданий, а также итогового контроля в форме дифференцированного зачета по завершению курса.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки Основные показатели оценки результата |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Информатика": - сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; - владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; - владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; - владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; - сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; - владение компьютерными средствами представления и анализа данных; - овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; - владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; - владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; - владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами; - сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных. |
Оперативный контроль: - проверка качества выполнения практических работ; - проверка индивидуальных заданий; - компьютерное тестирование. |
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. - владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; - сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; - сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; - сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; - владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; | Оперативный контроль - индивидуальный устный опрос; - тестовый контроль; - письменная проверочная работа; - проверка и оценка докладов.
Итоговый контроль ‑ дифференцированный зачет |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
Личностные результаты | |||
-чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; − осознание своего места в информационном обществе; -готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; | - знание истории развития и достижениям отечествен- ной информатики в мировой индустрии информационных технологий; - демонстрация умения использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. | |
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; −− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
| - проявление умения выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе с использованием современных средств сетевых коммуникаций ; - проявление умения использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
| |
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; −− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; −− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - демонстрация готовности к самостоятельной избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности; - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе;
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
метапредметные результаты | |||
-использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; −− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; −− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
| - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - организация самостоятельных занятий в ходе изучения дисциплины; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей; | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ. Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. | |
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; | - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию; | Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио | |
-использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; - умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; | - демонстрация коммуникативных способностей; - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач; - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные;
| Наблюдение за ролью студентов в группе; портфолио. Учебно-практические конференции. Конкурсы.
| |
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
| - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;
| Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.
| |
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | Количество аудиторных часов | Самост. работа | |
Всего | В том числе практ. занят. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | 1 | 1 | - | - |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 12 | 8 | 4 | 4 |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 45 | 30 | 20 | 15 |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. | 9 | 6 | 4 | 2 |
Тема 2.2. Основные информационные процессы | 30 | 20 | 13 | 10 |
Тема 2.3. Управление процессами. | 6 | 4 | 3 | 2 |
Раздел 3. Средства ИКТ | 30 | 20 | 12 | 10 |
Тема 3.1. Архитектура компьютера | 18 | 12 | 8 | 6 |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 3.3. Безопасность. Защита информации. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самост. работа | ||||
| Всего | В том числе практ. занят. |
| ||||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 44 | 29 | 22 | 15 | |||
Тема 4.1. Понятие об информационных системах | 2 | 1 | - | 1 | |||
Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем | 10 | 7 | 6 | 3 | |||
Тема 4.3. Возможности динамических таблиц | 8 | 5 | 4 | 3 | |||
Тема 4.4. Представление об организации баз данных и СУБД | 12 | 8 | 6 | 4 | |||
Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики | 12 | 8 | 6 | 4 | |||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 30 | 20 | 12 | 10 | |||
Тема 5.1. Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий | 17 | 11 | 6 | 6 | |||
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечение | 13 | 9 | 6 | 4 | |||
Итого | 162 | 108 | 70 | 54 |