СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей естественно - научного профиля.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА »

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальностей  естественно - научного профиля :

19.01.17 «Повар, кондитер» -

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей естественно - научного профиля.»

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………...


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА » ……………




































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА »

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Информатика» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., для профессий среднего профессионального образования естественно - научного профиля, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования , с получением среднего общего образования.

Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180) , с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

    1. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

Учебная дисциплина «Информатика» является общеобразовательной учебной дисциплиной по выбору, из обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественно - научного профиля.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

• формирование у студентов представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

• формирование у студентов умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

• формирование у студентов умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

• развитие у студентов познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• приобретение студентами опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;

• приобретение студентами знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;

• владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.


Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

−− осознание своего места в информационном обществе;

−− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятель-ности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

−− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

−− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

−− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

−− сформированность представлений о компьютерно - математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

максимальная учебная нагрузка студента устанавливается в объёме 162 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка студента составляет 108 часов;

самостоятельная работа студента – 54 часа.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:


практические занятия

70

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:


Подготовка информационного сообщения

Написание справки

Написание плана-конспекта

Составление конспект – схемы

Работа с литературой и конспектом

Написание реферата-обзора

Создание сравнительной таблицы

Составление блок-схемы

Изучение проблемы

Подготовка материала к практическому занятию

Выполнение практической работы в соответствии с заданием

Разработка структуры информационного объекта

Создание презентации

Решение задач

Составление алгоритмов

Написание программ

Написание конспекта


Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса



















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»

Наименование разделов и тем



Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уро-вень осво-ения

1

2

3

4

Тема 1.

Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.

12

2

1

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Основные этапы становления информационного общества. . Значение информатики при освоении профессий СПО.





2

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

3

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практические занятия

У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

У9 - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

4



ПЗ 1- Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

ПЗ 2-Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Самостоятельная работа

«Роль информационной деятельности в современном обществе»- доклад

«Нанотехнологии в современном мире»- доклад

Законы РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи»- конспект

4


Тема 2. Информация и информацион-ные процессы


Содержание учебного материала

З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

З3- назначение и функции операционных систем.

45

2

1

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.



2

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации.

1). Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.

2). Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

3). Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.

4). Компьютерные модели различных процессов.

3

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации

1). Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Практические занятия

У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя.

20



ПЗ 3-Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

ПЗ 4 -Представление информации в различных системах счисления.

ПЗ 5 -Среда программирования.

ПЗ 6 -Тестирование готовой программы.

ПЗ 7 -Программная реализация несложного алгоритма.

ПЗ 8 -Программная реализация несложного алгоритма.

ПЗ 9 -Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели.

ПЗ 10 -Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

ПЗ 11 -Поиск информации на государственных образовательных порталах.

ПЗ 12 -Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

Самостоятельная работа

«Представление информации в двоичной системе счисления»- практические задания

«Представление информации в различных системах счисления»- практические задания

«Системы и технологии объектно-ориентированного программирования»- доклад (сообщение)

«Системы и технологии программирования. Синтаксис программы»- практические задания

«Системы и технологии программирования. Семантика программы» - практические задания

«Применение информатики, математических моделей и методов в управлении»- доклад (сообщение)

«Логические функции и схемы как основа элементной базы компьютера»- практические задания

15


Тема 3.

Средства информацион-ных и коммуникацион-ных технологий

Содержание учебного материала

З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

З3- назначение и функции операционных систем.

30

2

1

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.





2

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

3

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практические занятия

У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики

12



ПЗ 13 - Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в технической сфере деятельности

ПЗ 14 - Операционная система. Графический интерфейс

ПЗ 15 - Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности

Самостоятельная работа

«Многообразие компьютеров» - конспект (сообщение)

«Устройства обработки видео- и аудиоинформации» - доклад (сообщение)

«Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера»- доклад (сообщение)

«Сетевые операционные системы» - доклад (сообщение)

«Администрирование локальной компьютерной сети» - отчет

«Эргономика программного обеспечения» - доклад (сообщение)

10


Тема 4.

Технологии создания и преобразования информацион-ных объектов

Содержание учебного материала

З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий

44

2

1

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.



2

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

3

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

4





5

Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.

Практические занятия

У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

У2 - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических системах;

У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.

22



















ПЗ 16 - Использование систем проверки орфографии и грамматики.

ПЗ 17 - Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.

ПЗ 18 - Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц .

ПЗ 19 - Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

ПЗ 20 - Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

ПЗ 21 - Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

Самостоятельная работа

«Системы искусственного интеллекта» - конспект (сообщение)

«Основы работы в издательской системе PageMaker» - презентация PowerPoint

«Моделирование в электронной таблице» - решение задач с профессиональной направленностью

«База данных как модель информационной структуры» -многотабличная база данных «Студенты лицея»

Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения - учебный фильм

15


Тема 5.

Телекоммуни-кационные технологии

Содержание учебного материала

З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

З3- назначение и функции операционных систем

30

2

1







2



3

1).Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

2).Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

3).Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

4).Методы создания и сопровождения сайта.


Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах.

Практические занятия

У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

У2 - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических системах;

У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

У9 - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

12













ПЗ 22 - Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином. Примеры работы с Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой.

ПЗ 23 - Средства создания и сопровождения сайта. (Созданиеweb-сайта на языке HTML).

ПЗ 24 - Средства создания и сопровождения сайта. (Созданиеweb-сайта с помощью Word).

ПЗ 25 - Средства создания и сопровождения сайта.

(Создание web-сайта с помощью редактора сайтов uCoz).


ПЗ 26 - Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

Самостоятельная работа

«Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации» - презентация PowerPoint

«Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа» - реферат

«Видеоконференция, Интернет-телефония» - доклад, презентация PowerPoint

10



Дифференцированный зачет

2



Всего:

162




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) :


З1- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

З2- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

З3- назначение и функции операционных систем;


  1. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) :


У1 - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

У2 - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических системах;

У3 - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

У9 - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;


  1. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач :

У4 - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

У5 - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

У6 - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

У7 - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

У8 - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики .



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации программы дисциплины «Информатика » имеется учебный кабинет и лаборатория информатики.

Оборудование учебного кабинета:

– учебная мебель;

- рабочее место преподавателя;

- доска.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

-интерактивная доска;

- компьютеры, подключенные к глобальной сети Интернет;

  • сканер;

  • принтер


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- персональные компьютеры IBM PC;

- интерактивная доска


3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основные источники:

Для студентов

Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для

профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013

Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ :

учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —М., 2013.

Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений

сред. проф. образования. — М., 2013

Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и

специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —

№ 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013

№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от

25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-

ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным

законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего

профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или

специальности среднего профессионального образования».

Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для

профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.

Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. —

М., 2013.

Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова —

М., 2013.

Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2013.

Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ /

под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.

Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.

пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.

Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М.,

2013.

Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.

Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации

и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.

Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс:

учеб. пособие. — М.: 2012

Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2013.

Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и

специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2013.

Интернет-ресурсы

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информа-

тика»).

www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информа-

ционным технологиям).

http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-

СКО» по ИКТ в образовании).

www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.

Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

www. ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-

нии»).

www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образова-

ния»).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе-

дерации).

www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения).

www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).

www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория

и практика»).__

Методические разработки:

Методические рекомендации по изучению дисциплины « Информатика » для студентов СПО ;

методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы  по дисциплине «Информатика»;

методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий по дисциплине «Информатика»;

методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Информатика»;

методические рекомендации по работе с литературой ;

методические рекомендации по составлению конспекта ;

методические рекомендации по подготовке доклада ;

методические рекомендации по выполнению реферата ;

методические рекомендации по подготовке презентации ;

методические рекомендации по выполнению проектов .

методическая разработка итогового теста по дисциплине.

методические рекомендации по теме «Особенности использования проектного обучения в системе СПО»



3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, проверочные работы, доклады).

Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачета по завершению курса.




  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в форме устного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, проверки и оценки выполнения практических заданий, а также итогового контроля в форме дифференцированного зачета по завершению курса.


Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки Основные показатели оценки результата


В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Информатика":

- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

- владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

- владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;

- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;

- сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.





Оперативный контроль:

- проверка качества выполнения практических работ;

- проверка индивидуальных заданий;

- компьютерное тестирование.

- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

- владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

Оперативный контроль

- индивидуальный устный опрос;

- тестовый контроль;

- письменная проверочная работа;

- проверка и оценка докладов.





Итоговый контроль ‑ дифференцированный зачет


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.


Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

-чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

− осознание своего места в информационном обществе;

-готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- знание истории развития и достижениям отечествен-

ной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

- демонстрация умения использовать достижения современной информатики для повышения

собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств

сетевых коммуникаций;


- проявление умения выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе с использованием современных средств сетевых коммуникаций ;

- проявление умения использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.



- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- демонстрация готовности к самостоятельной избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе;


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные результаты

-использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных

форматах на компьютере в различных видах;

−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения дисциплины;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей;

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию;

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

-использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;


Наблюдение за ролью студентов в группе; портфолио.

Учебно-практические конференции.

Конкурсы.


- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;


- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;


Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.


- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самост. работа

Всего

В том числе практ. занят.

1

2

3

4

5

Введение

1

1

-

-

Раздел 1. Информационная деятельность человека

12

8

4

4

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.

6

4

2

2

Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств.

6

4

2

2

Раздел 2. Информация и информационные процессы

45

30

20

15

Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.

9

6

4

2

Тема 2.2. Основные информационные процессы

30

20

13

10

Тема 2.3. Управление процессами.

6

4

3

2

Раздел 3. Средства ИКТ

30

20

12

10

Тема 3.1. Архитектура компьютера

18

12

8

6

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть

6

4

2

2

Тема 3.3. Безопасность. Защита информации.

6

4

2

2

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа


Всего

В том числе практ. занят.


Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

44

29

22

15

Тема 4.1. Понятие об информационных системах

2

1

-

1

Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем

10

7

6

3

Тема 4.3. Возможности динамических таблиц

8

5

4

3

Тема 4.4. Представление об организации баз данных и СУБД

12

8

6

4

Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики

12

8

6

4

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

30

20

12

10

Тема 5.1. Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

17

11

6

6

Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечение

13

9

6

4

Итого

162

108

70

54