МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОУ «ДОНПЭК» _________ Т.Д.Владимирова «____»____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной практики УП.01
профессионального модулю ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
2016
ОДОБРЕНА цикловой комиссией математических и компьютерных дисциплин Протокол № 01 от «31» 08 2016 г. | Разработана на основе государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» |
Председатель цикловой комиссии математических и компьютерных дисциплин _________ / А.В.Либец | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе ___________/ Е.А Некрасова |
Составители:
Волков Владимир Александрович, преподаватель компьютерных дисциплин квалификационной категории «специалист высшей категории», ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»
Программа согласована: Вовк Павел Андреевич, директор «Smart IT Service»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | 9 |
4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ | 11 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ | 14 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01
1.1 Место учебной практики УП.01
Программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» укрупнённой группы 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. | Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. |
ПК 1.2. | Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. |
ПК 1.3. | Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. |
ПК 1.4. | Выполнять тестирование программных модулей. |
ПК 1.5. | Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. |
ПК 1.6. | Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций. |
Программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников для специальностей 09.02.03 Программирование в компьютерных системах при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Цели и задачи учебной практики УП.01
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе учебной практики УП.01 должен:
иметь практический опыт:
разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;
уметь:
осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
оформлять документацию на программные средства;
использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;
знать:
основные этапы разработки программного обеспечения;
основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
методы и средства разработки технической документации.
1.3 Количество недель (часов) на освоение программы учебной практики УП.01
Всего 1,5 недели, 54 часа.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является освоение общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата практики |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - проявление постоянного интереса к будущей профессии; - обоснованность применения освоенных профессиональных компетенций; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - результативность принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач за определенное время; - результативность плана по оптимизации качества выполненных работ |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - отбор и анализ необходимой информации для четкого и быстрого выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | умение пользоваться информационно-коммуникационных технологиями для решения профессиональных задач |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - умение взаимодействовать с группой, преподавателями, мастером производственного обучения |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы и работы команды |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельной работы по формированию творческого и профессионального имиджа; - организация работ по самообразованию и повышению квалификации |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - анализ инноваций в области технологических процессов разработки и изготовления швейных изделий |
профессиональных компетенций (ПК):
Вид профессиональной деятельности | Код | Наименование результатов практики |
Освоение основного вида профессиональной деятельности | ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент | использования ресурсов локальных и глобальных компьютерных сетей; управление файлами данных на локальных, съёмных запоминающих устройствах, а так же на дисках локальной компьютерной сети и в интернете; распечатка, тиражирование и копирование документов на принтере и др. оргтехнике. |
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. | грамотность и точность работы в прикладных программах: текстовых и графических редакторах, базах данных, редакторе презентаций; грамотность и точность работы с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами; скорость поиска информации в содержимом баз данных. |
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств | точность и грамотность настройки электронной почты, серверного и клиентского программного обеспечения: скорость поиска информации с помощью технологий и сервисов интернета; точность и грамотность ввода и передачи информации с помощью технологий и сервисов интернета. |
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей. | |
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля | |
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций | |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.01
3.1Тематический план
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля | Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) | Сроки проведения |
ПК 1.1 - ПК 1.6 | ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» | 1,5 недели, 54 часа | |
3.2 Содержание практики
Виды деятельности | Виды работ | Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с указанием тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов (недель) |
«Освоение основного вида профессиональной деятельности» | Тема 1. Введение. Алгоритмы решения задач. Структура линейного алгоритма. Структура циклического алгоритма. Алгоритм подпрограммы (функции). | Сформированы знания по основам создания специальных объектов | МДК.01.01 «Системное программирование» МДК.01.02 «Прикладное программирование» | 6 |
Тема 2 . Среда Skratch (Скретч). | Сформированы знания по основам средств автоматизации процесса Сформированы знания по основам анимационных эффектов к объектам; использование гиперссылок и кнопок; настройка демонстрации; презентации, сохраненной в разных форматах. | МДК.01.01 «Системное программирование» | 6 |
Тема 3. Создание обучающей программы (урок с предмета). | Сформированы знания по основам анализа данных с использованием функций процессора | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | 6 |
Тема 4. Разработка игровой программы. | Сформированы знания по основам вычисление итоговых характеристик | МДК.01.01 «Системное программирование» | 6 |
Тема 5. Язык графического программирования LabVIEW. | Сформированы знания по основам создания теста процессора. | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | 6 |
Тема 6. Создание приложения с использованием LabVIEW. | Сформированы знания основ диалога пользователя с системой | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | 6 |
Тема 7 Многократное использование фрагмента программы. | Сформированы знания по операторам и функциям системы. | МДК.01.02 «Прикладное программирование» | 6 |
Тема 8 Практикум по LabVIEW. Охрана труда при работе с компьютером на рабочем месте пользователя. | Сформированы знания по вычислениям элементарных функций. Сформированы знания по Охране труда. | МДК.01.02 «Прикладное программирование». ОП.18 «Охрана труда» | 6 |
Тема 9 Выводы. Составление отчета по практике. | Сформированы умения анализа компьютерных технологий, решения задач Сформированы умения. | МДК.01.01 «Системное программирование» МДК.01.02 «Прикладное программирование» МДК.04.01 «Офисное программное обеспечение» | |
4 УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01
4.1 Требования к документации, необходимой для проведения практики:
Рабочая программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01. «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий промышленно-экономический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», основана на учебном плане по специальности, рабочей программе по дисциплинам МДК.01.01 «Системное программирование», МДК01.02 «Прикладное программирование», методических рекомендациях по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.
4.2 Требования к учебно-методическому обеспечению практики:
перечень утвержденных заданий по видам работ, методических рекомендаций для студентов по выполнению работ, рекомендации по выполнению отчетов по практике.
4.3 Требования к материально-техническому обеспечению:
организация производственной практики требует наличия кабинетов и лаборатории.
Оборудование кабинета и рабочих мест:
посадочные места по количеству студентов (стол, компьютер, стул);
рабочее место преподавателя (стол, компьютер, стул);
шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации;
задания для индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, студента на компьютере;
справочной и методической литературы;
набор системных, прикладных и обучающих программ для ПК на оптических и электронных носителях;
журнал инструктажа студентов по охране труда;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
аудиторная доска;
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
принтер лазерный;
сканер;
учебные ПК;
комплект интерактивного оборудования (проектор, экран, колонки);
средства пожаротушения (огнетушитель).
Оборудование кабинета и рабочих мест инструментальных средств разработки: персональные компьютеры (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), комплект учебно-методической документации, программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины (оболочки языков программирования).
Все компьютеры в классе объединены в локальную сеть, имеют доступ к сетевому хранилищу информации и имеют доступ в сеть Интернет.
Коммуникационное оборудование:
Компоненты для монтажа сетей, оборудование для монтажа.
4.4 Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Олифер В.Г. Сетевые операционные системы: учебник для вузов/ В.Г.Олифер, Н.А.Олифер. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2009,2008. - 668 с.:
Э. Таненбаум. Операционные системы. Разработка и реализация. СПб.: Питер, 2006. - 568 с.
Пупков К.А. Освоение операционной системы Unix / К.А.Пупков, А.С.Черников, Н.М.Якушева. - Москва: Радио и связь, 1994. - 112 с.
Л. Бек Введение в системное программирование — М.: Мир, 1988.
Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем / Москва: Бином, 2008. – 304 с.
Фаулер М. Рефакторинг : улучшение существующего кода.―Пер. С англ.―СПб : Символ-плюс, 2003.―432 с.
Липаев, В. В. Программная инженерия. Методологические основы [Текст]: Учеб. / В. В. Липаев ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: ТЕИС, 2006. — 608 с.
Лаврищева Е. М., Петрухин В. А. Методы и средства инженерии программного обеспечения. - Учебник
Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения, 6-ое издание.: Пер. с англ. ―М. :Издательский дом "Вильямс", 2002.―624 с.
Еxcel 2010: профессиональное программирование на VBA.: Пер. с англ. — М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2012. — 944 с. : ил. — Парал. тит. Англ
Фаулер М. Рефакторинг : улучшение существующего кода.―Пер. С англ.―СПб : Символ-плюс, 2003.―432 с.
Дополнительные источники:
Волков В.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических работ по дисциплине «Системное программирование», Донецк: ДОНПЭК, 2015.
Волков В.А. Методические указания к выполнению курсового проекта, Донецк: ДОНПЭК, 2015.
Интернет- ресурсы:
Системное программирование [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.intuit.ru
Литература по дисциплине - http://www.internet-technologies.ru/books/
Электронный учебник «Введение в программную инженерию» - http://www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1419/info
Электронный учебник «Технология программирования» -http://bourabai.kz/alg/pro.htm
4.5 Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации
Требования к руководителям практики от образовательного учреждения:
инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Мастер производственного обучения: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01
Форма отчетности по учебной практике УП.01 – отчет по практике, оформленный согласно требованиям методических рекомендаций.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результата подготовки | Формы и методы контроля |
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент | Разработка алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. | Знать основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования. Осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования. |
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств | Выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля. |
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей. | Создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль. |
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля | Разработка кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля. |
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций | Знать методы и средства разработки технической документации. Оформлять документацию на программные средства. Использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - проявление постоянного интереса к будущей профессии; - обоснованность применения освоенных профессиональных компетенций; | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы | - оценка на практических занятиях при выполнении работ; - наблюдение в ходе практики; - самоанализ |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - результативность принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач за определенное время; - результативность плана по оптимизации качества выполненных работ | - интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - отбор и анализ необходимой информации для четкого и быстрого выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - экспертная оценка в ходе выполнения работ; - самоконтроль в ходе постановки и решения проблем |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | умение пользоваться информационно-коммуникационных технологиями для решения профессиональных задач | оценка выполнения заданий |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - умение взаимодействовать с группой, преподавателями, мастером производственного обучения | - наблюдение за ходом работы в группе в процессе производственной практики |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | - проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы и работы команды | - наблюдение за ходом работы в группе в процессе производственной практики |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельной работы по формированию творческого и профессионального имиджа; - организация работ по самообразованию и повышению квалификации | - наблюдение и оценка в процессе производственной практики; - рефлексивный анализ (алгоритм действий обучающегося); - дневник по практике; - анализ портфолио обучающегося |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | - анализ инноваций в области технологических процессов разработки и изготовления швейных изделий | - оценка решений ситуационных задач; - деловые и организационно-обучающие игры; - наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики |