МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА №52»
РАССМОТРЕНО Заседание методического объединения учителей Протокол от «___»______2020№___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ О.И.Доломанова «___»______2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ г.Горловки «Школа №52» ________ С.И.Гордиенко «___»______2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
по учебному предмету «Математика»
учащегося 8-А класса
Черного Артема Павловича
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы: Учитель математики Шинкарева Людмила Владимировна |
Горловка
2020год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Основание для создания рабочей программы учителя индивидуального обучения:
Цель индивидуального обучения Черного Артема - создание оптимальных условий для освоения ребенком определенного образовательного уровня по предмету, что обеспечивается общеобразовательным учреждением в соответствии с личными потребностями, индивидуальными особенностями, возможностями, состоянием здоровья, развитием способностей, талантов учащегося.
Черный Артем находится на индивидуальном обучении с легкой умственной отсталостью по программе для обучающихся по математике с учетом физиологического состояния на основании заявлений родителей, заключения ПМПК и Приказа по школе от ______2020г.
ФИО учащегося | Заключение ПМПК | Диагноз | Период обучения |
Черный Артем Павлович | От 20.08.2020 №25-316 | Знания и представления об окружающем мире не соответствуют возрастным требованиям. Обобщает и классифицирует в простых вариантах. Исключает на словесном материале после поэтапного разбора. Возникают сложности в понимании переносного смысла. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений ниже среднего. Чтение целыми словами. | 2020-2021 учебный год, с 01.08.2020 по 28.05.2021 |
1.2 Место предмета в Индивидуальном рабочем учебном плане: Данная рабочая программа составлена на основании примерной программе по учебному предмету «Математика»: 5-9 классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью /сост. Мащенко О.С., Малыхина Т.П., Ельцова Т.В.-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО. –Донецк, 2020, разработана на основе: Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года №123-IIII, Примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года №1183, Программ специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой, 2011 год. Данная Программа рассчитана на 47 часов аудиторных учебных занятий в соответствии с Индивидуальным рабочим учебным планом МОУ г.Горловки «Школа №52» для Черного Артема и Рабочим календарным учебным графиком. Уроки будут проводиться согласно утвержденному расписанию еженедельно по вторникам на 1 уроке с 8.00 до 8.45 (1 час в неделю) и по понедельникам 1 ч нижняя неделя с 8.00 до 8.45. Всего 1,5 часа в неделю.
День недели | Градация | Номер урока по расписанию | Время занятий |
Понедельник | Нижняя | 1 | 8.00-8.45 |
Вторник | Еженедельно | 1 | 8.00-8.45 |
1.3 Содержание учебного предмета «Математика».
Цель: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач. Освоение основ математических знаний: воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные задачи индивидуального обучения Черного Артема:
- формирование доступных количественных, пространственных, временных и геометрических представлений, которые помогут обучающемуся в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- повышение уровня общего развития обучающегося и коррекция недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей Черного Артема;
- развитие речи обучающегося, обогащение ее математической терминологией;
- воспитание целенаправленной деятельности, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, развитие точности измерения и глазомера, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задания направленные на коррекцию умственной деятельности обучающегося.
1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика».
На конец учебного года Черный Артем овладеет тематическим материалом по предмету и сможет реализовать УУД в рамках Программы.
При реализации Программы будут использованы различные формы организации процесса обучения при решении образовательных задач.
Формы организации учебного процесса.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр.
Основные технологии обучения:
- личностно-ориентированные;
- деятельностный подход;
- уровневая дифференция;
-информационно-коммуникативные;
-здоровьесберегающие;
-игровые.
Методы обучения:
Словестные: описание, рассказ, беседа.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: самостоятельная работа, самостоятельные письменные упражнения.
Формы контроля: устный опрос, текущий контроль, письменные работы (самостоятельные, контрольные).
Методологическая основа Государственных образовательных стандартов будет обеспечена личностно-ориентированным, компетентностно-ориентированным, системно-деятельностным и метапредметным подходами.
Черный Артем должен овладеть следующими универсальными действиями:
Личностные:
Ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирования коммуникативной компетентности в образовании и сотрудничестве со сверстниками в образовательной и других видах деятельности;
Умения точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Предметные:
Умения работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
Владения базовым понятийным аппаратом: иметь представления о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
Умения пользоваться изученными математическими формулами;
Умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач.
Обучение математике в специальной общеобразовательной организации для детей с легкой умственной отсталостью должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами.
Программа позволяет добиться следующих результатов:
- знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знание таблицы сложение однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
-знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
-знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
-устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
-письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
-знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
-выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
-нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);
-выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
- решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действий;
-распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
-знание свойств элементов многоугольников( треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
- вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
-построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоульников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
-применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач.
Обязательной является коррекционная направленность учебной работы, которая предполагает целенаправленное воздействие педагогического процесса на исправление недостатков в различных сферах развития ребенка.
1.5. Рабочий индивидуально-тематический план индивидуального обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Нумерация в пределах 1 000 000. | 7 | 3 |
2 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 5 | 2 |
3 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. | 7 | 3 |
4 | Геометрический материал. | 5 | 3 |
5 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. | 7 | 3 |
6 | Обыкновенные дроби. | 10 | 5 |
7 | Меры времени. | 3 | 1 |
8 | Геометрический материал. | 4 | 3 |
9 | Целые числа, полученные при измерении величин и десятичные дроби. | 5 | 2 |
10 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин, выраженных в десятичных дробях. | 4 | 2 |
11 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, выраженных в десятичных дробях. | 16 | 7 |
12 | Геометрический материал. | 5 | 3 |
13 | Повторение. | 18 | 6 |
14 | Геометрический материал. | 6 | 4 |
| ВСЕГО | 102 | 47 |
1.6. Обязательные контрольные работы.
Рабочая программа учителя содержит 4 обязательные контрольные работы.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Наименование темы урока | Примечание |
План | Факт |
1 четверть(11 часов) |
Нумерация в пределах 1 000 000 (3ч). |
1 | 01.09 | | Целые числа и дробные. (Повторение). Образование, запись и чтение чисел в пределах 1 000 000. | |
2 | 07.09 | | Натуральный ряд чисел. Просчитывание и отсчитывание чисел по 2,20,200,20000,5,50,500,5000,50000,25,250,2500,25000 в пределах 1 000 000. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен каждого класса в числе. | |
3 | 15.09 | | Сравнение чисел в пределах 1 000 000. Разностное и кратное сравнение чисел. | |
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (2ч). |
4 | 21.09 | | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей с переходом через разряд в пределах 1 000 000. | |
5 | 22.09 | | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей в решении текстовых задач. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Проверка сложения и вычитания. | |
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число (3ч). |
6 | 29.09 | | Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное число с переходом через разряд в пределах 1 000 000 и на 10,100,1000. | |
7 | 05.10 | | Деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число ( все случаи). | |
8 | 06.10 | | Решение примеров в несколько арифметических действий. | |
Геометрический материал(3ч). |
9 | 13.10 | | Угол. Виды углов. Построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы. | |
10 | 19.10 | | Контрольная работа. | |
11 | 20.10 | | Анализ контрольной работы. Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней. | |
2 четверть (12 часов) |
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число (3ч). |
12 | 03.11 | | Умножение целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи. Деление целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи. | |
13 | 09.11 | | Умножение целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. Деление целых чисел на двузначное число. Деление десятичных дробей на двузначное число. Проверка умножения и деления. | |
14 | 10.11 | | Решение составных арифметических задач на нахождение расстояния, скорости, времени. | |
Обыкновенные дроби(5ч). |
15 | 17.11 | | Обыкновенные дроби. Повторение. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Основное свойство дроби. Общий знаменатель. | |
16 | 23.11 | | Сравнение дробей и смешанных чисел. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями. | |
17 | 24.11 | | Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по одной его доле. Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной дробью. | |
18 | 01.12 | | Составные части на пропорциональное деление «на части», способом принятия общего количества за единицу. Замена целых и смешанных чисел неправильной дробью. | |
19 | 07.12 | | Умножение и деление обыкновенной дроби на однозначное, двузначное число. | |
Меры времени (1ч). |
20 | 08.12 | | Раздробление и преобразование мер времени. Сложение и вычитание мер времени. Решение задач на вычисление времени начала, конца, продолжительности события. | |
8.Геометрический материал (3ч). |
21 | 15.12 | | Площадь. Соотношения единиц измерения площади. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования. | |
22 | 21.12 | | Контрольная работа. | |
23 | 22.12 | | Анализ контрольной работы. Вычисление площади прямоугольника. Вычисление квадрата площади. | |
3 четверть (14 часов) |
Целые числа, полученные при измерении величин и десятичные дроби(2ч). |
24 | 12.01 | | Числа, полученные при измерении величин. Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичной дроби. Замена десятичной дроби целым числом. | |
25 | 18.01 | | Решение задач на пропорциональное деление на части. | |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин, выраженных в десятичных дробях(2ч). |
26 | 19.01 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях. | |
27 | 26.01 | | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, полученных при измерении. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. | |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, выраженных в десятичных дробях(7ч). |
28 | 01.02 | | Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000. Умножение и деление целых чисел, полученных при измерении, и десятичных дробей на однозначное число. | |
29 | 02.02 | | Умножение и деление целых чисел, полученных при измерении, и десятичных дробей на двузначное число. | |
30 | 09.02 | | Умножение и деление целых чисел, полученных при измерении, и десятичных дробей на двузначное число. | |
31 | 15.02 | | Замена десятичных дробей обыкновенными. Решение простых арифметических задач на нахождение десятичной дроби от числа. | |
32 | 16.02 | | Нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью. Решение простых задач на нахождение числа по одное его доле, выраженной десятичной дробью. | |
33 | 01.03 | | Решение задач на нахождение среднего арифметического двух и более чисел. | |
34 | 02.03 | | Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби. | |
Геометрический материал(3ч). |
35 | 09.03 | | Единицы измерения земельных площадей и их соотношения. Решение задач на вычисление площадей земельных участков. | |
36 | 15.03 | | Контрольная работа. | |
37 | 16.03 | | Анализ контрольной работы. Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади. | |
4 четверть (10 часов) |
Повторение(6ч). |
38 | 30.03 | | Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сравнение целых чисел и дробей. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Решение задач на нахождение среднего арифметического двух и более чисел | |
39 | 05.04 | | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. Умножение и деление на 10,100,1000. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи. | |
40 | 06.04 | | Умножение и деление на двузначное число. Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями. Порядок выполнения действий в примерах со скобками и без скобок. Решение задач на движение. | |
41 | 13.04 | | Обыкновенные дроби. Преобразование обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | |
42 | 19.04 | | Умножение и деление обыкновенных дробей. Сложение и вычитание целых чисел, полученных при измерении величин и десятичных дробей. | |
43 | 20.04 | | Решение арифметических задач на пропорциональное деление. | |
Геометрический материал(4ч). |
44 | 27.04 | | Длина окружности: С=2πR(C=πD), сектор, сегмент. Площадь круга: S=πRR. | |
45 | 17.05 | | Линейные, столбчатые, круговые диаграммы. | |
46 | 18.05 | | Контрольная работа. | |
47 | 25.05 | | Анализ контрольной работы. Симметрия. Построение отрезка, симметричного данному относительно оси симметрии. Построение треугольника, квадрата симметричных данным относительно оси симметрии. Построение геометрических фигур, симметричных относительно центра симметрии. | |
Учебно-методическое обеспечение
Программы 5-9 классы специальной (коррекционной школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва. Просвещение, 2011.
Методика преподавания математики в специальной(коррекционной) школе VIII вида под редакцией Перовой.
Учебник «Математика» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Эк, Москва «Просвещение», 2008 год.
Коррекционное обучение. Математика 7-8 класс. Тематический и итоговый контроль. Внеклассные мероприятия. Издание «Учитель», 2006 год. Автор-составитель С.Е.Степурина.
Коррекционно-развивающие задания и упражнения 5-9 классы. Коррекционное обучение. Математика. Изд. «Учитель», 2009г. Автор-составитель С.Е.Степурина.
Математика в коррекционной школе. Ф.Р.Залялетдинова, Москва «ВАКО», 2011г.
Отдел специального и инклюзивного образования Дон РИДПО.
http://vso-ippo.dt.ua
Сайт Методического кабинета при Управлении образования администрации города Горловки http://mk-gorlovka.3dn.ru
Электронные книги и другие интернет-источники.