СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для дошкольного логопедического пункта

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая прграмма составлена для работы на логопедическом пункте общеобразовательного дошкольного учреждения. Ориентирована на дошкольников 5-7 лет с ФНР и ФФНР

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для дошкольного логопедического пункта»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Уголек»









УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ №4 «Уголек»

__________________ Жмайлик Г.А.

Приказ № ____ от ________ 2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда для дошкольного логопедического пункта

2019-2020 учебный год





Учитель-логопед: Шестакова Е.В.











ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

Протокол № ____ от _______ 2019 г.



Оглавление.

1. Пояснительная записка

2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников

2.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФНР

2.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР

3. Особенности осуществления образовательного процесса

3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи

4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

5.2. Создание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта

5.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы учителя-логопеда

5.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

  1. Организационный компонент программы

6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности

6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета





















1. Пояснительная записка

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.

По Положению в дошкольный логопедический пункт зачисляются дети с логопедическими заключениями ФНР и ФФНР. Программ по преодолению ФНР и ФФНР в условиях дошкольного логопедического пункта, одобренных Министерством образования РФ, на данный момент не существует. Исходя из этого, возникла необходимость разработать программы и выстроить логопедическую деятельность в общеразвивающем детском саду так, чтобы дети получили коррекционную помощь в условиях дошкольного логопедического пункта. До настоящего времени не создана единая система своевременной комплексной квалифицированной помощи ребёнку с речевыми нарушениями. Однако, такая форма организации оказания коррекционной логопедической помощи, как логопедический пункт при дошкольном учреждении, позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Поэтому разработка вопросов организации комплексного воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями в условиях отсутствия компенсирующих групп для детей с речевыми нарушениями, является одним из приоритетных направлений. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

В основу логопедической работы положены ранее изданные программы:

1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

2. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп, поэтому не в полном объеме подходят для использования на дошкольном логопедическом пункте и не предполагают использование современных методов, приёмов и технологий. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.



2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников

2.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФНР

К этой категории относятся дети с дефектами звукопроизношения, но при этом с нормальным слухом и интеллектом.

Признаком фонетического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем.

Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие звуки заменяются глухими, твердые – мягкими и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков заменяют более простыми по артикуляции согласными звуками раннего онтогенеза.

В других случаях не произошел еще процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук.

Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет.

Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.

Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие, шипящие и сонорные звуки; звонкие нередко замещаются парными глухими; могут быть недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков.

Возможны и другие недостатки произношения.

2.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень ФФНР;

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Недостатки звукопроизношения при ФФНР могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

- замена звуков более простыми по артикуляции;

- наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

- нестабильное использование звуков в различных формах речи;

- искаженное произношение одного или нескольких звуков.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной речи детей так же указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

- нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

3. Особенности осуществления образовательного процесса

3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обеспечения активной языковой практики.

Ведущий вид деятельности у дошкольников - игра. Исходя из этого все коррекционно-развивающие занятия (и индивидуальные, и подгрупповые) носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год является овладение детьми коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

Главной идеей Рабочей программы учителя-логопеда является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на дошкольный логопедический пункт.

Результаты освоения Рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 3 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопедическом пункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, январь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.



4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок 6-7 лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцирует все звуки;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументированно отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора;

Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта ДОУ составлена на основе типовых базовых Программ с учетом положений программы ДОУ и ФГОС ДО:

- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),

- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.А. Каше),

рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ детей и с ФНР, и с ФФНР.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

- осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:

- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

- Воспитание любви и интереса к художественному слову.

5.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ФНР у детей, зачисленных на логопедический пункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Организация деятельности учителя-логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь-ноябрь;

2 период – декабрь-февраль;

3 период – март-май.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп учитель-логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопедического пункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе - от 3 до 7 человек.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР и ФФНР занимаются с логопедом 2-3 раза в неделю.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 3-6 месяцев, с ФФНР - 1 год. Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопедическом пункте занимаются 20-25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.



5.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы учителя-логопеда

Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ:

- Годовой план работы учителя-логопеда на учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;

- Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР;

- План индивидуальной коррекционной работы по коррекции звукопроизношения на логопедическом пункте ДОУ на учебный год.





Методы коррекционно-логопедической работы:

Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности; опосредованное наблюдение.

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; хороводные игры и элементы логоритмики.

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР и ФФНР являются:

- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, чтение художественной литературы;

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

5.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.

На учебный год учителем-логопедом составляется план взаимодействия с семьями воспитанников логопедического пункта ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).

На логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Уголок логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и недостаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.

6. Организационный компонент программы

6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

Оснащение логопедического кабинета:

Настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий – 1шт;

Столы детские – 3 шт;

Стулья детские – 8 шт;

Стол для логопеда – 1 шт;

Стулья для взрослых – 2 шт;

Магнитно-маркерная доска – 1 шт;

Мольберт магнитно-маркерно-меловой – 1 шт;

Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;

Шкафы полузакрытые – 2 шт;

Шкаф закрытый двустворчатый – 1 шт;

Шкаф закрытый одностворчатый – 1 шт.

Этажерка трех-ярусная – 1 шт.

Умывальник со шкафчиком – 1 шт.

Логопедический инструментарий:

- шпатели медицинские деревянные стерильные,

- ватные палочки,

- ватные шарики, бинт;

- перчатки медицинские стерильные;

- салфетки бумажные;

- бумажное полотенце;

- комплект зондов для постановки звуков;

- комплект зондов для артикуляционного массажа;

- контейнеры для хранения логопедических зондов – 2 шт.

- бокс для замачивания логопедических зондов;

- прибор для обработки инструментов кварцевый;

- дезинфицирующее и моющее средство «Аламинол».

Измерительные приборы:

- песочные часы.



6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы.

Дидактические пособия:

Пособия для обследования

  • Зрительного восприятия:

- предъявление предметных картинок (№ 1, 2, 3, 4)

- предъявление контура (№5, 6, 7, 8)

- предъявление неполного рисунка (№ 9, 10)

- предъявление перечеркнутых фигур (№ 11, 12, 13, 14)

- предъявление наложенных друг на друга изображений (№ 15, 16)

- подбор картинок к цветовому фону, дифференциация цвета (№ 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25,26)

- предъявление цветных фигур (№ 27, 28, 29, 30, 31, 32)

  • Слухового восприятия:

- исследование слухового гнозиса (колокольчик)

- дифференциация звучащих игрушек (бубен, дудочка, барабан, гармошка, погремушка, картинки № 33, 34, 35, 36, 37, 38)

  • Оптико-пространственных представлений:

- демонстрация действий с предметами (кукла, машинка)

  • Конструктивного праксиса:

- складывание фигур (счетные палочки, изображения образцов – картинки №39, 40, 41, 42)

  • Динамического праксиса:

- воспроизведение ритмического рисунка (молоточек)

  • Зрительной памяти:

- запомнить и найти изображения однородных предметов (№ 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50)

- запомнить и найти изображения предметов (№ 51, 52, 53, 54, 55, 56)

- запомнить и показать, что изменилось в ряду (небольшие игрушки - самолет, машинка, куколка, пирамидка, мячик, картинки - № 51, 52, 53, 54, 55, 56)

- сравнить изображения игрушек и найти в них сходство и различие (№ 57, 58, 59, 60, 61, 62)

  • Интеллекта

- разложить картинки с учетом последовательности развития сюжета (№61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70)

  • Импрессивной речи:

- понимание связной речи (№ 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77)

- понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам (№ 78, 79, 80, 81, 82, 83)

- понимание грамматических форм (№ 79, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, мяч, стол, кубик, ящик, кукла, стул, лист бумаги и карандаш)

- дифференциация единственного и множественного числа существительных (№ 93, 94, 95, 96)

- дифференциация глаголов с различными приставками (№ 97, 98, 99)

- понимание сложноподчиненных предложений (№ 100, 101, 102)

  • Пассивного словаря:

- понимание обобщающих слов с деталями (№ 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114)

- понимание названий детенышей домашних и диких животных (№ 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123)

- понимание слов с противоположным значением (№124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 262, 264)

  • Экспрессивной речи:

- исследование звукопроизношения (Иншакова О.Б. Альбом для логопеда)

- исследование активного словаря:

состояние предикативного словаря (№ 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155)

подбор антонимов к словам (№ 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165)

состояние номинативного словаря (№ 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183)

- исследование грамматического строя речи:

исследование способности к словоизменению, изменение слова по падежам (красный карандаш, лист бумаги)

преобразование существительного в именительном падеже единственного числа в форму множественного числа (№ 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213)

образование форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе (№ 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213)

согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (№ 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225)

согласование числительных «два» и «пять» с существительными (№ 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241)

- исследование способности к словообразованию:

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (№ 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249)

образование прилагательных от существительных (№ 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258)

образование глаголов движения с помощью приставок (№ 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269)

исследование характера употребления предложных конструкций (карандаш, коробка, книга, картинки № 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276)

  • Фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:

- фонематический анализ:

выделение звука на фоне слова (№ 277, 278, 279, 280, 281)

выделение на слух ударного гласного из начала слова (мяч)

- фонематический синтез:

составление ребенком слов из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности (№ 286, 287, 288, 289)

- фонематические представления:

выбор ребенка из ряда картинок тех, в названии которых есть произнесенный логопедом звук (№ 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285)

  • Продуктов детского творчества (Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей 5-7 лет)

  • Диагностический материал:

- Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет

- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда

- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): Наглядно-методическое пособие

- Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей

Пособия, дидактические игры для коррекционной логопедической работы:

  • По связной речи

- сюжетные картинки для составления рассказов, предложений, словосочетаний

- опорные схемы для составления предложений

- серии сюжетных картинок для составления рассказов

- дидактическая игра «Перевертыши»

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

  • По грамматическому строю

- «Действия» развивающая игра-лото

- «Предлоги» С, ИЗ, У, ЗА, НАД развивающая игра-лото

- «Предлоги» В, НА, ПОД, К, ОТ развивающая игра-лото

- дидактическая игра «Кто где живет?»

- дидактическая игра «Найди пару» (что к чему относится)

- дидактическая игра «Малыши и взрослые»

- дидактическая игра «Без чего»

- дидактическая игра «Чей хвост, чье ухо?»

- дидактическая игра «Из чего сделано?»

- дидактическая игра «Один – много»

- схемы предлогов

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

  • По лексическому запасу

- Набор бумажных кукол с одеждой

- «Дикие животные» интерактивные карточки

- «Что происходит в природе?» развивающая игра

- «Цвет» развивающая игра-лото

- «Домашние животные» интерактивные карточки

- предметные картинки «Одежда»

- предметные картинки «Обувь»

- предметные картинки «Овощи»

- предметные картинки «Фрукты»

- предметные картинки «Грибы»

- предметные картинки «Ягоды»

- предметные картинки «Домашние животные и птицы»

- предметные картинки «Дикие животные»

- предметные картинки «Зимующие птицы»

- предметные картинки «Перелетные птицы»

- предметные картинки «Инструменты»

- предметные картинки «Электрические приборы»

- предметные картинки «Деревья»

- предметные картинки «Цветы»

- предметные картинки «Злаки»

- предметные картинки «Мебель»

- предметные картинки «Посуда»

- предметные картинки «Продукты питания»

- предметные картинки «Игрушки»

- предметные картинки «Школьные принадлежности»

- предметные картинки «Транспорт»

- предметные картинки «Профессии»

- разрезные кубики деревянные «Посуда»

- предметные картинки «Рыбы»

- предметные картинки «Насекомые»

- предметные картинки «Здания/постройки»

- предметные картинки «Спорт»

- предметные картинки «Животный мир морей и океанов»

- портреты детский поэтов

- игра «Воздух, земля, вода»

  • По звукопроизношению

- «Логопедический тренажер» (автоматизация звуков)

- «Артикуляционная гимнастика» Набор карточек с рисунками

- «Домино логопедическое» Звук Р

- «Домино логопедическое» Звук Ль

- «Домино логопедическое» Звук С

- «Домино логопедическое» звук Рь

- «Домино логопедическое» Звук Л

- «Играем со звуками» Л, Ль, Р, Рь

- «Играем со звуками» С, Сь, З, Зь, Ц

- «Утро с котиком Музиком» комплекс артикуляционной гимнастики в стихах

- Артикуляционные упражнения в картинках

- фигурка Веселый Язычок

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

- Дидактический материал по автоматизации звуков Л, Ль у детей В.В.Коноваленко,

С.В.Коноваленко

- Дидактический материал по автоматизации свистящих звуков у детей В.В.Коноваленко,

С.В.Коноваленко

- Дидактический материал по автоматизации шипящих звуков у детей В.В.Коноваленко,

С.В.Коноваленко

- Дидактический материал по автоматизации сонорных звуков Р, Рь у детей В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

- «Дошкольный логопункт» раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет Ю.В.Ивановой

  • По развитию фонематических процессов и слоговой структуры

- Ширма настольная

- «Слоги. Выбери картинку по первому слогу» БА, ВА, МА, СА, ТА

- «Слоги. Выбери картинку по последнему слогу» БА, ЕЦ, КА, КИ, СЫ

- Комплект звуковых символов Фотековой

- колокольчики – 2 шт.

- металлофон

- бубен

- флейта

- «Шум дождя» (шорский национальный музыкальный инструмент)

- погремушка детская

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

  • По подготовке к обучению грамоте

- Набор гласных, твердых и мягких согласных букв с изображением предмета, название которого начинается на данный звук

- Настольно-печатная игра «Число и слово»

- Настольно-печатная игра «Азбука»

- Набор магнитных букв русского алфавита

- Веер с гласными буквами

- буквы большие (демонстрационный материал)

- звуковые сигналы большие (демонстрационные)

- касса букв, слогов и счета (3 шт)

- буквы (раздаточный материал)

- фишки-символы звуков (раздаточный материал)

- Настольная игра-ходилка «Азбука и счет»

- Магнитная азбука: набор букв русского алфавита, цифры, знаки

  • Лексико-грамматический строй. Связная речь

- конструктор магнитный «Транспорт»

- «Речевой тренажер» (словарный запас, согласование слов по роду, падежу, числу)

- звуковое лото «Животные»

- конструктор тематический «Зоопарк»

- конструктор тематический «Африка»

- конструктор тематический «Ферма»

- конструктор тематический «Транспорт»

- домино «Транспорт»

- домино «Животные»

- домино «Фрукты-ягоды»

- домино «Игрушки»

- набор карточек «Играем с союзами» (потому что, так как, когда)

- набор карточек «Играем с союзами» (и, а, но)

- набор домашних животных «Мама и малыш» (пластиковые в ведерке с крышкой)

- машинки небольшие пластмассовые – 3 шт.

- паровоз небольшой пластмассовый

- руль деревянный

- штурвал деревянный

- игрушка-шнуровка «Животные»

- игрушка-шнуровка «Фрукты»

- игрушка «Набор инструментов в чемодане»

- муляжи овощей пластмассовые

- российский флаг – 3 шт.

- пазлы «Медведь»

Пособия и дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:

- Развивающие пазлы «Ассоциации. Формы и фигуры»

- Развивающая игра «Геометрические формы»

- Развивающая игра «Что к чему?»

- Настольно-печатная игра «Логика»

- Настольно-печатная игра «Часть и целое»

- Настольно-печатная игра «Развитие внимания»

- Часы детские

- Матрешка

- «Мозаика» (2 шт)

- пирамидка пластмассовая (4 кольца)

- пирамидка деревянная (6 колец)

- вкладыши деревянные «Животные»

- дидактическая игра «Дорисуй по контуру»

- дидактическая игра «Заколдованные вещи»

- дидактическая игра «Узнай по силуэту»

- дидактическая игра «Угадай, кто нарисован»

- дидактическая игра «Угадай по тени (силуэту)»

- дидактическая игра «Дорисуй по контуру»

Картотеки:

- картотека артикуляционной гимнастики

- игры, развивающие речевое дыхание

- картотека пальчиковых игр по лексическим темам

- картотека игр для развития речи

- картотека консультация для родителей

- консультации для педагогов

- материалы для оформления Уголка логопеда

Интонационная сторона речи:

- «Эмоции»

- схемы «Песенки звуков»

Дидактический материал для развития общей, мелкой моторики и конструктивного праксиса:

- набор цветных прищепок + плоскостные фигурки для игры с прищепками

- набор Lego (среднее) в ведерке

- набор деревянных кубиков в корзине

- мяч резиновый средний

- мячи пластиковые небольшие основных цветов – 4 шт.

- мячики маленькие – 5 шт.

- Су-Джок – 5 шт.

- лукошко с шишками и грецкими орехами (для массажа рук)

- массажный ежик

- сухой бассейн с фасолью

Речевое дыхание

- «Магический шарик» (10 шт)

- мыльные пузыри (2 шт.)

- набор карточек с рисунками «Дыхательная гимнастика» для детей 4-7 лет

- ветрячки (5 шт.)

Игрушки:

- небольшая кукла девочка

- небольшая кукла мальчик

- средняя кукла

Раздаточный материал

- зеркала настольные – 5 шт.

- лотки под раздаточный материал

- планшеты для мозаики – 5 шт.

- касса букв – 3 шт.

- счетный материал

- буквы, слоги, цифры, символы звуков

- счетные палочки

Карандаши цветные и простые, ножницы детские, кубики и фишки для настольных игр, маркеры для доски и мольберта, губка для доски и мольберта, мелки, ваза, настенная азбука.







Используемая в работе литература, методические пособия, диагностический материал:

Фонд МБДОУ

1. «Логопедия» Учебн. Для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мистюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой.-2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.: ил.

2. . «Логопедия» Учебн. Для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мистюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой.-2-е изд. – В 2-х книгах. Книга II. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.

3. Соколенко Н.Н. «Посмотри и назови» Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга первая: Свистящие звуки. Шипящие звуки.- СПб.: Библиополис, М.: Издательство ЛСТ – ЛТД, 1997 – 224 с.

4. . Соколенко Н.Н. «Посмотри и назови» Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга вторая: Звуки Л-ЛЬ. Звуки Р-РЬ..- СПб.: Библиополис, М.: Издательство ЛСТ – ЛТД, 1997 – 152 с.

5. «Урок общения»

6. «Обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы»

7. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду»

8. Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская «Воспитание речи у детей с моторной алалией»

9. И.А.Корсаков, Н.К.Корсакова «Наедине с памятью»

10. Е.Ф.Рау, В.А.Спивак «Логопедия»

11. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»

12. Е.Ф.Архипова «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом»

13. М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян «Введение в логопедию» Часть 1

14. Е.С.Слепович «Формирование речи у дошкольников с ЗПР»

15. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»

16. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре».

17. Бурлакова М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств»

18. Научно-методический журнал «Логопед»: 1,4,5,6/2004, 1,2,3,4,5,6/2005, 2,3,4,5,6/2006, 1,2,3,4,5,6/2007, 1,2,3,4,5,6,7,8/2008, 1,2,3,4,5,6,7,8/2009, 1,2,3,4,5,6,8/2010, 1,2,3,4,5,7,8,9,10/2011, 1,2,3,4,5/2016; 7,8,9,10/2018; 1,2,3,4,5/2019

19. Журнал «Логопед в детском саду» №1(14) 2005

20. Гордеева С.Е. «Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения»

21. Антропова Т.А., Мареева Г.А. «Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет с ОВЗ»

22. Баронова В.В. «Профессии: Интегрированные занятия для детей 6-7 лет с нарушением речи»

23. Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. «Развитие речи и движений у детей 4-7 лет: игры и упражнения»

24. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. «Организация работы с ребенком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей»

25. Сапожникова О.Б., Рыбакова А.Н. «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ»

26. Борисова Н.А., Бутенко Э.В., Якименко Н.А. «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ. Методические рекомендации»

27. Ильина О.В., Силантьева Н.В. «Формирование «Образа Я»: развивающие игры для детей от рождения до 4 лет»

28. Антропова Т.А., Мареева Г.А. «Времена года: Игры и упражнения на развитие речи детей 5-7 лет»

Личный фонд учителя-логопеда

Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 95 с.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. АЗБУКА, или Необыкновенное путешествие по Азбуке. Развитие предпосылок грамотности у детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: ИНТ, 2014. – 72 с.

Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 48 с. (Практическая логопедия.)

Журнал «Логопед» № 1-10/2014, № 3-4/2009

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

Нестерова А.Д., Танцюра С.Ю. Аппликация в развитии речи детей

Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы

Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)

Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. Пособие

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы

Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения

Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие

Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников

Логопедическая служба ДОУ

Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ

Левчук Е.А. Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков

Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Задания для профилактики нарушений письма

Молчанова Е.Г., Кретова М.А. Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить

Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки

Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР

Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующией направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

Жукова Н.С. Я пишу правильно

Жукова Н.С. Первая после Букваря книга для чтения

Козырева Л.М. Развитие речи и памяти

Козырева Л.М. Развитие речи и мышления

Дурова Н.В., Невская Л.Н. Поиграем в слова

Дурова Н.В., Невская Л.Н. От слова к звуку

Дурова Н.В., Невская Л.Н. От звука к букве

Матюгин И, Чекаберия Е. Зрительная память

Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 2-х частях

Журова Л.Е. Букварь в 2-х частях

Жукова Н.С. Уроки логопеда

Жукова Н.С. Я говорю правильно

Жукова Н.С. Уроки правильной речи и правильного мышления

Жукова Н.С. Букварь

Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника

Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению (5 шт.)

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет

Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)



6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часов рабочего времени, из которых 3,5 часа в день отводятся на непосредственную работу с детьми, и 0,5 часа – на методическую и организационную работу.







6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и содержит следующие разделы:

- Материалы по обследованию речи детей;

- Методическая литература по коррекции речи детей;

- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

Информационная зона для педагогов и родителей. Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемных групп и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало с дополнительным освещением и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, детскими столами и стульями.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

- Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

- Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

- Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

- Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

- Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.

- Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.

- Тетради-дневники для методических рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в домашних условиях.

- Регламент логопедической НОД, заверенный заведующим дошкольным образовательным учреждением.

- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная

руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.

- Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

- Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

- Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы).















Использованная литература:

  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80

  2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

  4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

  6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

  7. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.