© 2019, Этот сайт закрыт 4845 38
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая прграмма составлена для работы на логопедическом пункте общеобразовательного дошкольного учреждения. Ориентирована на дошкольников 5-7 лет с ФНР и ФФНР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Уголек»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ №4 «Уголек»
__________________ Жмайлик Г.А.
Приказ № ____ от ________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда для дошкольного логопедического пункта
2019-2020 учебный год
Учитель-логопед: Шестакова Е.В.
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № ____ от _______ 2019 г.
Оглавление.
1. Пояснительная записка
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
2.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФНР
2.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР
3. Особенности осуществления образовательного процесса
3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»
4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
5.2. Создание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
5.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы учителя-логопеда
5.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Организационный компонент программы
6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности
6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета
1. Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
По Положению в дошкольный логопедический пункт зачисляются дети с логопедическими заключениями ФНР и ФФНР. Программ по преодолению ФНР и ФФНР в условиях дошкольного логопедического пункта, одобренных Министерством образования РФ, на данный момент не существует. Исходя из этого, возникла необходимость разработать программы и выстроить логопедическую деятельность в общеразвивающем детском саду так, чтобы дети получили коррекционную помощь в условиях дошкольного логопедического пункта. До настоящего времени не создана единая система своевременной комплексной квалифицированной помощи ребёнку с речевыми нарушениями. Однако, такая форма организации оказания коррекционной логопедической помощи, как логопедический пункт при дошкольном учреждении, позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Поэтому разработка вопросов организации комплексного воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями в условиях отсутствия компенсирующих групп для детей с речевыми нарушениями, является одним из приоритетных направлений. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В основу логопедической работы положены ранее изданные программы:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
2. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп, поэтому не в полном объеме подходят для использования на дошкольном логопедическом пункте и не предполагают использование современных методов, приёмов и технологий. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
2.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФНР
К этой категории относятся дети с дефектами звукопроизношения, но при этом с нормальным слухом и интеллектом.
Признаком фонетического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем.
Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие звуки заменяются глухими, твердые – мягкими и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков заменяют более простыми по артикуляции согласными звуками раннего онтогенеза.
В других случаях не произошел еще процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук.
Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет.
Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.
Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие, шипящие и сонорные звуки; звонкие нередко замещаются парными глухими; могут быть недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков.
Возможны и другие недостатки произношения.
2.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень ФФНР;
- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Недостатки звукопроизношения при ФФНР могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
- замена звуков более простыми по артикуляции;
- наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
- нестабильное использование звуков в различных формах речи;
- искаженное произношение одного или нескольких звуков.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной речи детей так же указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
- нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
3. Особенности осуществления образовательного процесса
3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
Ведущий вид деятельности у дошкольников - игра. Исходя из этого все коррекционно-развивающие занятия (и индивидуальные, и подгрупповые) носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год является овладение детьми коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»
Главной идеей Рабочей программы учителя-логопеда является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на дошкольный логопедический пункт.
Результаты освоения Рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 3 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопедическом пункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, январь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
Ребенок 6-7 лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцирует все звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументированно отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора;
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта ДОУ составлена на основе типовых базовых Программ с учетом положений программы ДОУ и ФГОС ДО:
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.А. Каше),
рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ детей и с ФНР, и с ФФНР.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
- осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
5.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ФНР у детей, зачисленных на логопедический пункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности учителя-логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь-ноябрь;
2 период – декабрь-февраль;
3 период – март-май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп учитель-логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопедического пункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе - от 3 до 7 человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР и ФФНР занимаются с логопедом 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 3-6 месяцев, с ФФНР - 1 год. Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопедическом пункте занимаются 20-25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
5.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы учителя-логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ:
- Годовой план работы учителя-логопеда на учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;
- Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР;
- План индивидуальной коррекционной работы по коррекции звукопроизношения на логопедическом пункте ДОУ на учебный год.
Методы коррекционно-логопедической работы:
Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности; опосредованное наблюдение.
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; хороводные игры и элементы логоритмики.
Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР и ФФНР являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, чтение художественной литературы;
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.
5.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.
На учебный год учителем-логопедом составляется план взаимодействия с семьями воспитанников логопедического пункта ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).
На логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Уголок логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и недостаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.
6. Организационный компонент программы
6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Оснащение логопедического кабинета:
Настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий – 1шт;
Столы детские – 3 шт;
Стулья детские – 8 шт;
Стол для логопеда – 1 шт;
Стулья для взрослых – 2 шт;
Магнитно-маркерная доска – 1 шт;
Мольберт магнитно-маркерно-меловой – 1 шт;
Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;
Шкафы полузакрытые – 2 шт;
Шкаф закрытый двустворчатый – 1 шт;
Шкаф закрытый одностворчатый – 1 шт.
Этажерка трех-ярусная – 1 шт.
Умывальник со шкафчиком – 1 шт.
Логопедический инструментарий:
- шпатели медицинские деревянные стерильные,
- ватные палочки,
- ватные шарики, бинт;
- перчатки медицинские стерильные;
- салфетки бумажные;
- бумажное полотенце;
- комплект зондов для постановки звуков;
- комплект зондов для артикуляционного массажа;
- контейнеры для хранения логопедических зондов – 2 шт.
- бокс для замачивания логопедических зондов;
- прибор для обработки инструментов кварцевый;
- дезинфицирующее и моющее средство «Аламинол».
Измерительные приборы:
- песочные часы.
6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы.
Дидактические пособия:
Пособия для обследования
Зрительного восприятия:
- предъявление предметных картинок (№ 1, 2, 3, 4)
- предъявление контура (№5, 6, 7, 8)
- предъявление неполного рисунка (№ 9, 10)
- предъявление перечеркнутых фигур (№ 11, 12, 13, 14)
- предъявление наложенных друг на друга изображений (№ 15, 16)
- подбор картинок к цветовому фону, дифференциация цвета (№ 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25,26)
- предъявление цветных фигур (№ 27, 28, 29, 30, 31, 32)
Слухового восприятия:
- исследование слухового гнозиса (колокольчик)
- дифференциация звучащих игрушек (бубен, дудочка, барабан, гармошка, погремушка, картинки № 33, 34, 35, 36, 37, 38)
Оптико-пространственных представлений:
- демонстрация действий с предметами (кукла, машинка)
Конструктивного праксиса:
- складывание фигур (счетные палочки, изображения образцов – картинки №39, 40, 41, 42)
Динамического праксиса:
- воспроизведение ритмического рисунка (молоточек)
Зрительной памяти:
- запомнить и найти изображения однородных предметов (№ 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50)
- запомнить и найти изображения предметов (№ 51, 52, 53, 54, 55, 56)
- запомнить и показать, что изменилось в ряду (небольшие игрушки - самолет, машинка, куколка, пирамидка, мячик, картинки - № 51, 52, 53, 54, 55, 56)
- сравнить изображения игрушек и найти в них сходство и различие (№ 57, 58, 59, 60, 61, 62)
Интеллекта
- разложить картинки с учетом последовательности развития сюжета (№61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70)
Импрессивной речи:
- понимание связной речи (№ 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77)
- понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам (№ 78, 79, 80, 81, 82, 83)
- понимание грамматических форм (№ 79, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, мяч, стол, кубик, ящик, кукла, стул, лист бумаги и карандаш)
- дифференциация единственного и множественного числа существительных (№ 93, 94, 95, 96)
- дифференциация глаголов с различными приставками (№ 97, 98, 99)
- понимание сложноподчиненных предложений (№ 100, 101, 102)
Пассивного словаря:
- понимание обобщающих слов с деталями (№ 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114)
- понимание названий детенышей домашних и диких животных (№ 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123)
- понимание слов с противоположным значением (№124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 262, 264)
Экспрессивной речи:
- исследование звукопроизношения (Иншакова О.Б. Альбом для логопеда)
- исследование активного словаря:
состояние предикативного словаря (№ 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155)
подбор антонимов к словам (№ 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165)
состояние номинативного словаря (№ 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183)
- исследование грамматического строя речи:
исследование способности к словоизменению, изменение слова по падежам (красный карандаш, лист бумаги)
преобразование существительного в именительном падеже единственного числа в форму множественного числа (№ 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213)
образование форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе (№ 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213)
согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (№ 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225)
согласование числительных «два» и «пять» с существительными (№ 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241)
- исследование способности к словообразованию:
образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (№ 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249)
образование прилагательных от существительных (№ 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258)
образование глаголов движения с помощью приставок (№ 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269)
исследование характера употребления предложных конструкций (карандаш, коробка, книга, картинки № 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276)
Фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:
- фонематический анализ:
выделение звука на фоне слова (№ 277, 278, 279, 280, 281)
выделение на слух ударного гласного из начала слова (мяч)
- фонематический синтез:
составление ребенком слов из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности (№ 286, 287, 288, 289)
- фонематические представления:
выбор ребенка из ряда картинок тех, в названии которых есть произнесенный логопедом звук (№ 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285)
Продуктов детского творчества (Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей 5-7 лет)
Диагностический материал:
- Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): Наглядно-методическое пособие
- Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей
Пособия, дидактические игры для коррекционной логопедической работы:
По связной речи
- сюжетные картинки для составления рассказов, предложений, словосочетаний
- опорные схемы для составления предложений
- серии сюжетных картинок для составления рассказов
- дидактическая игра «Перевертыши»
- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше
По грамматическому строю
- «Действия» развивающая игра-лото
- «Предлоги» С, ИЗ, У, ЗА, НАД развивающая игра-лото
- «Предлоги» В, НА, ПОД, К, ОТ развивающая игра-лото
- дидактическая игра «Кто где живет?»
- дидактическая игра «Найди пару» (что к чему относится)
- дидактическая игра «Малыши и взрослые»
- дидактическая игра «Без чего»
- дидактическая игра «Чей хвост, чье ухо?»
- дидактическая игра «Из чего сделано?»
- дидактическая игра «Один – много»
- схемы предлогов
- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше
По лексическому запасу
- Набор бумажных кукол с одеждой
- «Дикие животные» интерактивные карточки
- «Что происходит в природе?» развивающая игра
- «Цвет» развивающая игра-лото
- «Домашние животные» интерактивные карточки
- предметные картинки «Одежда»
- предметные картинки «Обувь»
- предметные картинки «Овощи»
- предметные картинки «Фрукты»
- предметные картинки «Грибы»
- предметные картинки «Ягоды»
- предметные картинки «Домашние животные и птицы»
- предметные картинки «Дикие животные»
- предметные картинки «Зимующие птицы»
- предметные картинки «Перелетные птицы»
- предметные картинки «Инструменты»
- предметные картинки «Электрические приборы»
- предметные картинки «Деревья»
- предметные картинки «Цветы»
- предметные картинки «Злаки»
- предметные картинки «Мебель»
- предметные картинки «Посуда»
- предметные картинки «Продукты питания»
- предметные картинки «Игрушки»
- предметные картинки «Школьные принадлежности»
- предметные картинки «Транспорт»
- предметные картинки «Профессии»
- разрезные кубики деревянные «Посуда»
- предметные картинки «Рыбы»
- предметные картинки «Насекомые»
- предметные картинки «Здания/постройки»
- предметные картинки «Спорт»
- предметные картинки «Животный мир морей и океанов»
- портреты детский поэтов
- игра «Воздух, земля, вода»
По звукопроизношению
- «Логопедический тренажер» (автоматизация звуков)
- «Артикуляционная гимнастика» Набор карточек с рисунками
- «Домино логопедическое» Звук Р
- «Домино логопедическое» Звук Ль
- «Домино логопедическое» Звук С
- «Домино логопедическое» звук Рь
- «Домино логопедическое» Звук Л
- «Играем со звуками» Л, Ль, Р, Рь
- «Играем со звуками» С, Сь, З, Зь, Ц
- «Утро с котиком Музиком» комплекс артикуляционной гимнастики в стихах
- Артикуляционные упражнения в картинках
- фигурка Веселый Язычок
- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше
- Дидактический материал по автоматизации звуков Л, Ль у детей В.В.Коноваленко,
С.В.Коноваленко
- Дидактический материал по автоматизации свистящих звуков у детей В.В.Коноваленко,
С.В.Коноваленко
- Дидактический материал по автоматизации шипящих звуков у детей В.В.Коноваленко,
С.В.Коноваленко
- Дидактический материал по автоматизации сонорных звуков Р, Рь у детей В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
- «Дошкольный логопункт» раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет Ю.В.Ивановой
По развитию фонематических процессов и слоговой структуры
- Ширма настольная
- «Слоги. Выбери картинку по первому слогу» БА, ВА, МА, СА, ТА
- «Слоги. Выбери картинку по последнему слогу» БА, ЕЦ, КА, КИ, СЫ
- Комплект звуковых символов Фотековой
- колокольчики – 2 шт.
- металлофон
- бубен
- флейта
- «Шум дождя» (шорский национальный музыкальный инструмент)
- погремушка детская
- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше
По подготовке к обучению грамоте
- Набор гласных, твердых и мягких согласных букв с изображением предмета, название которого начинается на данный звук
- Настольно-печатная игра «Число и слово»
- Настольно-печатная игра «Азбука»
- Набор магнитных букв русского алфавита
- Веер с гласными буквами
- буквы большие (демонстрационный материал)
- звуковые сигналы большие (демонстрационные)
- касса букв, слогов и счета (3 шт)
- буквы (раздаточный материал)
- фишки-символы звуков (раздаточный материал)
- Настольная игра-ходилка «Азбука и счет»
- Магнитная азбука: набор букв русского алфавита, цифры, знаки
Лексико-грамматический строй. Связная речь
- конструктор магнитный «Транспорт»
- «Речевой тренажер» (словарный запас, согласование слов по роду, падежу, числу)
- звуковое лото «Животные»
- конструктор тематический «Зоопарк»
- конструктор тематический «Африка»
- конструктор тематический «Ферма»
- конструктор тематический «Транспорт»
- домино «Транспорт»
- домино «Животные»
- домино «Фрукты-ягоды»
- домино «Игрушки»
- набор карточек «Играем с союзами» (потому что, так как, когда)
- набор карточек «Играем с союзами» (и, а, но)
- набор домашних животных «Мама и малыш» (пластиковые в ведерке с крышкой)
- машинки небольшие пластмассовые – 3 шт.
- паровоз небольшой пластмассовый
- руль деревянный
- штурвал деревянный
- игрушка-шнуровка «Животные»
- игрушка-шнуровка «Фрукты»
- игрушка «Набор инструментов в чемодане»
- муляжи овощей пластмассовые
- российский флаг – 3 шт.
- пазлы «Медведь»
Пособия и дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
- Развивающие пазлы «Ассоциации. Формы и фигуры»
- Развивающая игра «Геометрические формы»
- Развивающая игра «Что к чему?»
- Настольно-печатная игра «Логика»
- Настольно-печатная игра «Часть и целое»
- Настольно-печатная игра «Развитие внимания»
- Часы детские
- Матрешка
- «Мозаика» (2 шт)
- пирамидка пластмассовая (4 кольца)
- пирамидка деревянная (6 колец)
- вкладыши деревянные «Животные»
- дидактическая игра «Дорисуй по контуру»
- дидактическая игра «Заколдованные вещи»
- дидактическая игра «Узнай по силуэту»
- дидактическая игра «Угадай, кто нарисован»
- дидактическая игра «Угадай по тени (силуэту)»
- дидактическая игра «Дорисуй по контуру»
Картотеки:
- картотека артикуляционной гимнастики
- игры, развивающие речевое дыхание
- картотека пальчиковых игр по лексическим темам
- картотека игр для развития речи
- картотека консультация для родителей
- консультации для педагогов
- материалы для оформления Уголка логопеда
Интонационная сторона речи:
- «Эмоции»
- схемы «Песенки звуков»
Дидактический материал для развития общей, мелкой моторики и конструктивного праксиса:
- набор цветных прищепок + плоскостные фигурки для игры с прищепками
- набор Lego (среднее) в ведерке
- набор деревянных кубиков в корзине
- мяч резиновый средний
- мячи пластиковые небольшие основных цветов – 4 шт.
- мячики маленькие – 5 шт.
- Су-Джок – 5 шт.
- лукошко с шишками и грецкими орехами (для массажа рук)
- массажный ежик
- сухой бассейн с фасолью
Речевое дыхание
- «Магический шарик» (10 шт)
- мыльные пузыри (2 шт.)
- набор карточек с рисунками «Дыхательная гимнастика» для детей 4-7 лет
- ветрячки (5 шт.)
Игрушки:
- небольшая кукла девочка
- небольшая кукла мальчик
- средняя кукла
Раздаточный материал
- зеркала настольные – 5 шт.
- лотки под раздаточный материал
- планшеты для мозаики – 5 шт.
- касса букв – 3 шт.
- счетный материал
- буквы, слоги, цифры, символы звуков
- счетные палочки
Карандаши цветные и простые, ножницы детские, кубики и фишки для настольных игр, маркеры для доски и мольберта, губка для доски и мольберта, мелки, ваза, настенная азбука.
Используемая в работе литература, методические пособия, диагностический материал:
Фонд МБДОУ
1. «Логопедия» Учебн. Для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мистюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой.-2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.: ил. |
2. . «Логопедия» Учебн. Для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мистюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой.-2-е изд. – В 2-х книгах. Книга II. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с. |
3. Соколенко Н.Н. «Посмотри и назови» Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга первая: Свистящие звуки. Шипящие звуки.- СПб.: Библиополис, М.: Издательство ЛСТ – ЛТД, 1997 – 224 с. |
4. . Соколенко Н.Н. «Посмотри и назови» Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга вторая: Звуки Л-ЛЬ. Звуки Р-РЬ..- СПб.: Библиополис, М.: Издательство ЛСТ – ЛТД, 1997 – 152 с. |
5. «Урок общения» |
6. «Обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы» |
7. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду» |
8. Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская «Воспитание речи у детей с моторной алалией» |
9. И.А.Корсаков, Н.К.Корсакова «Наедине с памятью» |
10. Е.Ф.Рау, В.А.Спивак «Логопедия» |
11. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» |
12. Е.Ф.Архипова «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом» |
13. М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян «Введение в логопедию» Часть 1 |
14. Е.С.Слепович «Формирование речи у дошкольников с ЗПР» |
15. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» |
16. И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре». |
17. Бурлакова М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств» |
18. Научно-методический журнал «Логопед»: 1,4,5,6/2004, 1,2,3,4,5,6/2005, 2,3,4,5,6/2006, 1,2,3,4,5,6/2007, 1,2,3,4,5,6,7,8/2008, 1,2,3,4,5,6,7,8/2009, 1,2,3,4,5,6,8/2010, 1,2,3,4,5,7,8,9,10/2011, 1,2,3,4,5/2016; 7,8,9,10/2018; 1,2,3,4,5/2019 |
19. Журнал «Логопед в детском саду» №1(14) 2005 |
20. Гордеева С.Е. «Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения» |
21. Антропова Т.А., Мареева Г.А. «Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет с ОВЗ» |
22. Баронова В.В. «Профессии: Интегрированные занятия для детей 6-7 лет с нарушением речи» |
23. Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. «Развитие речи и движений у детей 4-7 лет: игры и упражнения» |
24. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. «Организация работы с ребенком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей» |
25. Сапожникова О.Б., Рыбакова А.Н. «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ» |
26. Борисова Н.А., Бутенко Э.В., Якименко Н.А. «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ. Методические рекомендации» |
27. Ильина О.В., Силантьева Н.В. «Формирование «Образа Я»: развивающие игры для детей от рождения до 4 лет» |
28. Антропова Т.А., Мареева Г.А. «Времена года: Игры и упражнения на развитие речи детей 5-7 лет» |
Личный фонд учителя-логопеда
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 95 с. |
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. АЗБУКА, или Необыкновенное путешествие по Азбуке. Развитие предпосылок грамотности у детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: ИНТ, 2014. – 72 с. |
Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. |
Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 48 с. (Практическая логопедия.) |
Журнал «Логопед» № 1-10/2014, № 3-4/2009 |
Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики |
Нестерова А.Д., Танцюра С.Ю. Аппликация в развитии речи детей |
Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы |
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками |
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) |
Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. Пособие |
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы |
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения |
Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие |
Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей |
Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей |
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях |
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи |
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада |
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников |
Логопедическая служба ДОУ |
Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ |
Левчук Е.А. Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте |
Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков |
Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Задания для профилактики нарушений письма |
Молчанова Е.Г., Кретова М.А. Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте |
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения |
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников |
Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал |
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей |
Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников |
Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях |
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения |
Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения |
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить |
Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки |
Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников |
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР |
Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет |
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующией направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа) |
Жукова Н.С. Я пишу правильно |
Жукова Н.С. Первая после Букваря книга для чтения |
Козырева Л.М. Развитие речи и памяти |
Козырева Л.М. Развитие речи и мышления |
Дурова Н.В., Невская Л.Н. Поиграем в слова |
Дурова Н.В., Невская Л.Н. От слова к звуку |
Дурова Н.В., Невская Л.Н. От звука к букве |
Матюгин И, Чекаберия Е. Зрительная память |
Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники |
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 2-х частях |
Журова Л.Е. Букварь в 2-х частях |
Жукова Н.С. Уроки логопеда |
Жукова Н.С. Я говорю правильно |
Жукова Н.С. Уроки правильной речи и правильного мышления |
Жукова Н.С. Букварь |
Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника |
Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению (5 шт.) |
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет |
Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие |
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа) |
6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часов рабочего времени, из которых 3,5 часа в день отводятся на непосредственную работу с детьми, и 0,5 часа – на методическую и организационную работу.
6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Информационная зона для педагогов и родителей. Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемных групп и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало с дополнительным освещением и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.
Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, детскими столами и стульями.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
- Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
- Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.
- Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.
- Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.
- Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.
- Тетради-дневники для методических рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в домашних условиях.
- Регламент логопедической НОД, заверенный заведующим дошкольным образовательным учреждением.
- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная
руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
- Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
- Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
- Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы).
Использованная литература:
Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.