МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
«ОБСУЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Председатель Директор ГБПОУ КТИНЗ
Методобъединения Научно –методического совета
________ Ж.К.Тудупова _____________Т.Д. Тугутова ____________Н.Ц. Сагаев
«___»_________20___ г. «___»_________20__ г. «___»_________20__г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
специальность 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
.
2022 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер.
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Разработчик: Цыбикова Светлана Нимбуевна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер, относящейся к укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели дисциплины:
Содержание программы «Биология » направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Содержание программы «Биология » направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
- способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
- способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готов к оказанию первой помощи при травматических простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
- осознает социальную значимость свое профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
-способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента -88 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 72 часов;
самостоятельной работы студента - 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 26 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студентов (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины. Биология. Повар, кондитер.
Всего: 72 час (в т. ч. ауд. 44+ 2КР +26ЛПЗ)+16 СРС
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Введение. | Содержание учебного материала | 4(2+2) | |
1 | Введение. Биология как наука о живом. Значение биологии. | 2 | 2 |
| Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. | 2 | 2 |
Тема 1. Учение о клетке. | Содержание учебного материала | 10 (8+2) | |
1 | Химическая организация клетки. Химические элементы. Химические вещества клетки. Особенности строения органических веществ. | 2 | 2 |
2 | Жизненный цикл клетки. Митотический цикл клетки. Деление клетки. | 2 | 2 |
3 | Строение и функции органоидов клетки. Классификация органоидов. Мембранные и немембранные органоиды. Положение клеточной теории. | 2 | 2 |
4 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Понятие обмена веществ. Понятие биосинтеза. | 2 | 2 |
Практические занятия: | | |
1 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск информации в сети Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: 1 Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. | 3 | |
Тема 2. Организм. Развитие и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала | 8 (6+2) | |
1 | Размножение организмов. Понятие размножения. Два способа размножения: бесполое и половое. | 2 | 2 |
2 | Индивидуальное развитие организма. Значение мейоза. Мейоз. | 2 | 2 |
3 | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Периоды онтогенеза. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. Выполнение домашнего задания. Поиск информации в сети Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: 1. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. | 3 | |
Тема 3. Основы генетики и селекции. | Содержание учебного материала | 21 (10+10+1) | |
1 | Основные понятия генетики. Генетика как наука. Г. Мендель – основоположник генетики. | 2 | 1 |
2 | Законы Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. | 2 | 1 |
3 | Закономерности изменчивости. Наследственная и модификационная изменчивость. | 2 | 1 |
4 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 2 | 1 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Роль микроорганизмов в хозяйственной деятельности человека. | 2 | 1 |
Практические занятия: | | |
1 | Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 2 | |
2 | Решение генетических задач. | 2 | |
3 | Анализ фенотипической изменчивости. | 2 | |
| 4 | Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 2 | |
| 5 | Экскурсия. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). | 2 | |
Контрольная работа № 1. | 1 | |
Самостоятельная работа студентов. Выполнение домашнего задания. Поиск информации в сети Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: 1 Драматические страницы в истории развития генетики. 2 Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. | 3 | |
Тема 4. Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение. | Содержание учебного материала | 12 (6+6) | |
1 | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. | 2 | 2 |
2 | История развития эволюционных идей. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | 2 | 2 |
| 3 | Макроэволюция - результат микроэволюции. Основные направления эволюции. | 2 | 2 |
| Практические занятия | | |
| 1 | Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 2 | |
2 | Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). | 2 | |
3 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. Выполнение домашнего задания. Поиск информации в сети Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: 1 История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. 2 «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии. 3 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. | 3 | 2 |
Тема 5. Происхождение человека. | Содержание учебного материала | 8 (6+2) | |
1 | Антропогенез. Место человека в системе органического мира. Доказательство эволюционного происхождения человека. | 2 | 2 2 |
2 | Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Человек разумный. | 2 |
3. | Человеческие расы. Расогенез. Единство и полноценность рас. | 2 | |
Практические занятия | | |
1 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. Выполнение домашнего задания. Поиск информации в сети Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов 1 Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения 2 Современный этап развития человечества. 3 Человеческие расы. Опасность расизма. | 2 | |
Тема 6. Основы экологии. | Содержание учебного материала | 6 (4+2) | |
1 | Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | 2 | 1 |
2 | Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. Выполнение домашнего задания. Поиск информации в сети Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: 1 Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. 2 Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах). 3 Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. 4 Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения | 2 | |
Тема 7. Бионика. | Содержание учебного материала | 3 (2+0+1) | |
1 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 2 | 1 |
Итоговая контрольная работа № 2. | 1 | |
Всего: | 72 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места для обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методических материалов;
- комплект плакатов;
- комплект раздаточного материала;
Технические средства обучения:
-компьютер;
-мультимедиапроектор;
-электронные пособия;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основная:
Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2020;
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2021;
Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2019.
Дополнительная :
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2019.
Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2019.
Дарвин Ч. Сочинения, т.3. – М.: 1939
Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: 2016
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2019.
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.– М.: 2018.
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. – М.: 2018.
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2018.
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Интернет-ресурсы
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-ine тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
ww.school-city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностных: - имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира; -понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; - способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере; - способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; - готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; - обладает навыками безопасной работы во время проектно исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования. - способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; - готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; | Наблюдение за выполнением практической работы |
Метапредметных: - осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; - повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; - способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; - умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; - способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; - способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); | Наблюдение за выполнением практической работы |
Предметных: - сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; - владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; - сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; - сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. | Экспертная оценка результатов контрольной работы |
8