Рабочая программа
внеурочной деятельности
начального общего образования
« Умелые руки»
2 класс
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умелые руки»
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Умелые руки»
4.Тематическое планирование.
5. Учебно-методическое обеспечение
6. Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
В Федеральном государственном образовательного стандарте начального общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося, индивидуальных потребностей и возможностей.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы курса «Умелые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Цель курса: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Основные задачи
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Учебный курс предназначен для обучающихся 2 класса; рассчитан на 1 час в неделю\ 34 часа в год.
Содержание программы рассчитано на детей 2 класса
Направление- общекультурное
Возраст обучающихся -6,5 -8 лет
Срок реализации – 1 год
Освоение курса внеурочной деятельности предполагает достижение следующих результатов
Личностные результаты
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Познавательные УУД:
1) базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
2) базовые исследовательские действия:
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
3) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
Коммуникативные УУД:
1) общение
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Форма организации работы по программе – коллективная, с использованием групповой и индивидуальной форм работы.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- Беседы
- коллективные проекты
- работа в парах, малых группах
- индивидуальные работы
Методы:
- игровой;
-словесный;
-частично-поисковый;
-исследовательский;
-наглядно-демонстрационный.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности включает следующие критерии: творческий отчет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМЕЛЫЕ РУКИ».
Тема занятий | Вид деятельности | Форма организации |
Тема 1. Работа с природным материалом. Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности. Сбор природного материала. Аппликации из собранного материала. | Познавательная деятельность Художественное творчество | Беседа. Экскурсия. Творческие проекты. |
Тема 2. Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций. | Познавательная деятельность Художественное творчество | Творческие задания |
Тема 3. Работа с текстильными материалами. Теория – первоначальные сведения о тканях. Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков. | Художественное творчество | Работа в парах, малых группах. |
Тема 4.Работа с бумагой и картоном. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок. | Познавательная деятельность | Творческие задания |
Тема 5. Аппликация из деталей оригами. Знакомство с техникой оригами. Изготовление поделок в технике оригами. | Познавательная деятельность Художественное творчество | Практическая работа по замыслу. Коллективные проекты. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМЕЛЫЕ РУКИ».
№ п/п | Тема занятия | Ко-во часов | Дат | ЦОР/ ЭОР |
1 | Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | | https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm http://nsc.1september.ru |
2 | Экскурсия. Сбор природного материала. | 1 | |
Тема 1. Работа с природным материалом. |
3 | Аппликация из листьев | 1 | |
4 | Аппликация из листьев | 1 | |
5 | Аппликация из листьев | 1 | |
6 | Работа с ореховой скорлупой | 1 | |
7 | Аппликация из природных материалов на картоне. | 1 | |
Тема 2. Работа с пластилином | |
8 | История лепки | 1 | |
9 | Лепка простых овощей и фруктов. | 1 | |
10 | Посуда из пластилиновых жгутов | 1 | |
11 | Аппликация на картоне из пластилина. | 1 | |
12 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | 1 | |
13 | Лепка по замыслу детей | 1 | |
14 | Лепка по замыслу детей | 1 | |
15 | Работа с пластилином и картоном | 1 | |
16 | Коллективная композици | 1 | |
Тема 3. Работа с тканью | |
17 | Ёлка. Вата, ткань и картон | 1 | |
18 | Аппликация из ткани | 1 | |
19 | Аппликация из пуговиц. | 1 | |
20 | Сервировочная салфетка | 1 | |
Тема 4. Работа с бумагой и картоном. |
21 | Поздравительная открытка | 1 | |
22 | Поздравляем мам. Открытка | 1 | |
23 | Гофрированные изделия | 1 | |
24 | Выпуклая аппликация | 1 | |
25-26 | Работа по шаблонам. Аппликация. | 1 | |
27 | Аппликация | 1 | |
28 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 1 | |
Тема 3. Аппликация из деталей оригами |
29 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | 1 | |
30 | Коллективные композиции в технике оригами. | 1 | |
31 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | 1 | |
32 | Коллективные композиции в технике оригами. | 1 | |
33-34 | Выставка работ. Творческий отчет. | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития,
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://nsc.1september.ru
https://stranamasterov.ru/best-master-class?page=1
http://allforchildren.ru
Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
компьютер, мультмедиапроектор