АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Класс: 3 В
УМК: « Перспектива»
Образовательная область: «Технология»
Предмет: технология
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, авторской программы по технологии Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.
Цели изучения технологии в начальной школе: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; развитие способности к равноправному сотрудничеству; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира);
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Содержание курса включает разделы: «Человек и земля», «Человек и вода»; «Человек и воздух»; «Человек и информация».
Введение национально-регионального компонента в образовательную область «Технология» помогает ученикам осознать общие человеческие ценности и самобытность родной культуры. На уроках технологии дети знакомятся с описанием жилищ, орудий труда, одеждой, пищей наших предков, с памятниками архитектуры, предметами народного творчества, промысла.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №14» на 2020-2021 уч. год рабочая программа по технологии в 3 классе составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (34 недели).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, учебного плана гимназии, с учетом авторской программы по технологии Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.
В работе используется УМК «Перспектива»:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.
Цель и задачи изучения курса учебного предмета
Цели курса:
овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями
освоение продуктивной проектной деятельности
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда
Задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа по «Технологии» в 3 классе составлена из расчета 1 ч в неделю, 34 ч в год (34 учебные недели). В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, возможно сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала, резервных уроков.
Национально-региональный компонент
Изучение национально - регионального компонента по технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
Приобщение детей младшего школьного возраста к богатейшему миру
национальной среды.
Воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа,
межнациональной культуры, чувства патриотизма.
Формирование у детей культуры межнационального общения через
осязание уникальности национальных ценностей, определение места нации в
мировом сообществе.
Овладение первичными навыками пользования ручными
инструментами, применяемыми при работе с различными художественными
материалами.
Введение национально-регионального компонента в образовательную область «Технология» помогает ученикам осознать общие человеческие ценности и самобытность родной культуры. На изучение регионального содержания отводится 10% времени, что составляет 3 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны добиться следующих результатов:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при
создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
— освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Давайте познакомимся - 1 ч.
Знакомство с учебником.
Человек и земля -20 ч.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Назначения городских построек, их архитектурные особенности. Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городской среде. Алгоритм построения деятельности в проекте. Выделение этапов проектной деятельности. Виды и модели одежды. Технологический процесс производства тканей. Проведение карнавалов в разных странах. Создание карнавальных костюмов. Знакомство с новым материалом-бисером. Виды и свойства бисера. Знакомство с работой в кафе. Сервировка стола к завтраку. Виды магазинов, особенности их работы. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Знакомство с историей создания и устройства автомобиля. Построение развертки с помощью вспомогательной сетки. Работа с металлическим конструктором. Знакомство с историей возникновения зоопарков. История возникновения искусства оригами. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Человек и вода – 5 ч.
Знакомство с работой водного транспорта и профессиями людей, работающих на нем Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Виды мягких игрушек. Виды и конструктивные особенности фонтанов.
Человек и воздух – 4 ч.
Первоначальные сведения о вертолетах. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолета. Знакомство с историей возникновения воздушного шара.
Человек и информация – 4 ч.
Книгопечатанье. Основные этапы книгопечатанья. Конструкция книг, переплет книг и его значение. Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Сохранение документа. Форматирование и печать. Программа Power Point. Создание презентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 четверть (9 ч) |
Давайте познакомимся (1 ч) |
1 | .09 | Вводный урок. Как работать с учебником. Проект «Путешествие по городу. (с.4-10) | 1 |
Раздел «Человек и земля» (20 ч) |
2 | .09 | Городские постройки. (Чертёж. Масштаб. Линии чертежа) (с.12-17) | 1 |
3 | .09 | Городские постройки. Изделие: «Дом» (с. 18-19) | 1 |
4 | .09 | Городские постройки. Изделие: «Телебашня» (с.20-21) | 1 |
5 | .10 | Городской парк. Проект «Детская площадка». Изделия: «Качели», «Качалка», (с. 22-27) | |
6 | .10 | Городской парк. Проект «Детская площадка». Изделие: «Песочница». Оформление, презентация и защита проекта (с.28-30) | 1 |
7 | .10 | Макет «Городской парк» (с.31) | 1 |
8 | .10 | Зоопарк. Модульное оригами. Изделие:» Птицы» (с.32-36) | 1 |
9 | .10 | Кафе. Изделие: «Весы» (с.37-41) | 1 |
2 четверть (7 ч) |
10 | .11 | Кафе. Способы складывания салфеток. Изделие: «Салфетница» (с.45-46) | 1 |
11 | .11 | Ателье. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Гобелен» (с.47-54) | 1 |
12. | .11 | Вышивание. Строчка стебельчатых стежков. Украшение платочка монограммой. (с.55-57) | 1 |
13 | .12 | Ателье. Строчка петельных стежков.(с.58) | 1 |
14-15 | .12 | Ателье. Профессии. Карнавал. Новогодние игрушки «Дама» и «Кавалер»(с.58-63) | 2 |
16 | .12 | Резервный урок | 1 |
3 четверть (10 ч) |
17 | .01 | Автомастерская. Развёртки геометрических тел. Изделие: «Фургон «Мороженое» (с. 64-69) | 1 |
18 | .01 | Автомастерская. Работа с конструктором. Модели машин (с.70-72) | 1 |
19. | .01 | Магазин подарков. Изделия из солёного теста. «Брелок для ключей» (с.73-77) | 1 |
20 | .02 | Магазин подарков. Бисероплетение. Изделие: Браслетик «Подковки». (с.78-80) | 1 |
21 | .02 | Магазин подарков. Упаковка подарков.(с.80-81) | 1 |
Раздел «Человек и вода» (5 ч) |
22 | .02 | Мосты. Изделие «Мост» (с.84-87) | 1 |
23 | .02 | Водный транспорт. Модели морских судов (с.88-91) | 1 |
24 | .03 | Проект «Океанариум». Мягкая игрушка. Изделие: «Осьминоги и рыбки» (с.92-96) | 1 |
25 | .03 | Фонтаны. Изделие: «Фонтан». | 1 |
26 | .03 | Резервный урок | 1 |
4 четверть (8ч) |
Раздел «Человек и воздух» (4 ч) |
27 | .04 | Воздушный транспорт. Изделие: «Вертолёт «Муха» (с.102-104) | 1 |
28-29 | .04 | Воздушный транспорт. Папье-маше. Изделие: «Воздушный шар» (с. 104-106) | 2 |
30 | .04 | Воздушный змей. (с.107-109) | 1 |
Раздел «Человек и информация» (4 ч) |
31 | .05 | Переплетная мастерская. Экскурсия на типографию. (с.112-113) | 1 |
32 | .05 | Компьютер. Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Сохранение документа. Форматирование и печать.(с. 119-121) | 1 |
33 | .05 | Компьютер. Программа Power Point. Создание презентации.(с.122-123) | 1 |
34 | .05 | Подведём итоги. Презентация папки «Мои достижения» | 1 |