СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Умники и Умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Умники и Умницы"»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С.Пушкина» города Бузулука Оренбургской области








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Умники и умницы»







составила

учитель I квалификационной категории

Филиппова О.А.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности.

Данная программа реализуется по следующим уровням (ступеням) обучения:

1й год – ознакомительный

2й год – базовый

3й, 4й год – углубленный


Программа является актуальной в наши дни, поскольку прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности обучающихся. Программа позволяет развивать личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.

Для проведения занятий по программе «Умники и Умницы» предлагается учебно-методический комплект:

а) две рабочие тетради на печатной основе для обучающихся на каждое полугодие (для каждого года обучения);

б) методическое пособие для педагога, в котором
излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради;

в) программы курса.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.



Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.













Особенности организации учебного процесса

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.


Возраст детей от 7 до 11 лет.


Срок реализации программы - 4 года.

Основная форма работы – групповая

Учебная нагрузка:

1 год – 99 часа, 3 часа в неделю

2 год – 102 часа, 3 часа в неделю

3 год – 102 часа, 3 часа в неделю

4 год – 102 часа, 3 часа в неделю


Общее количество часов – 405 часов

Содержание программы

Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”.

«Развитие коммуникативных способностей»

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми.

Речевое обучение детей предполагает:

Во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов.

Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая методика.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для детей (дом, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно

«Развитие познавательных способностей»

Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания









Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п



Дата

Тема

Кол-во часов

по плану

фактически

1


02.09


Знакомство с учебным курсом

1


сентябрь

I. Отличительные признаки предметов


2-5

04,06,09,11


Цвет предметов

4

6-9

13,16,18,20


Форма предметов

4

10-13

23, 25,27,30


Размер предметов

4

14-17

октябрь

02,04,07, 09


Названия предметов

4

18-21

11,14, 16,18


Признаки предметов

4

22-25

21, 23,25,28


Состав предметов

4

26-29

ноябрь

04,06,08,11


Существенные и несущественные признаки предметов

4

30-33

13,15,18,20


Кодирование. Декодирование.

4

34-37



Загадки

4


II. План действий и его описание


38-41

22,25,27,29


Пространственная ориентация

4

42-45

декабрь

02,04,06,09


Действия предметов

4

46-49

11,13, 16,18


Последовательность событий

4

50-53

20, 23,25,27


Порядок действий

4


январь

III. Логические модели


54-57

13,15,17,20


Отрицание

4

58-61

22,24,27,29


Понятия «истина» и «ложь»

4

62-65

февраль

31, 03,05,07


Суждения

4

66-69

17,19,21,24


Графы

4

70-73

26,28,02,04


Комбинаторика

4

74-77

март

06, 09,11,13


Логические игры

4


IV. Учимся играя


78-81

16,18,20,23


Магические фигуры.

4

82-85

апрель

06,08,10,13


Игры со словами

4

86-89

15,17,20,22


Ребусы.

4

90-93

24,27,29,04


Задачи-шутки. Головоломки.

4

93-96

май

06,08,11,13


Итоговое повторение

4

97

15


Итоговая контрольная работа за год.

1

98

18


Анализ контрольной работы

1

99

20


КВН «Я самый умный»

1

Всего: 99 ч.







Учебно-тематический план

2 год обучения


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

по плану

фактически


I. Признаки предметов

1-3



Выделение признаков предметов

3

2-5



Простая и сложная закономерность

3

6-8



Описание предметов

3

9-11



Сходство

3

12-14



Различие

3

15-17



Существенные и несущественные признаки в описании предметов

3

18-20



Характерные признаки

3

21-23



Классификация

3

24-26



Составление загадок

3

27-29



Кодирование. Декодирование

3

30-35



Решение логических задач

6


II. Логические модели


36-38



Высказывания. Истинные и ложные высказывания

3

39-41



Высказывания со словами логического следования

3

42-44



Истинность высказываний со словами логического следования

3

45-47



Рассуждение

3

48-50



Графы, деревья

3

51-53



Комбинаторика

3

54-59



Решение логических задач

6


III. Учимся играя


60-62



Передвижения. Перестановки

3

63-65



Геометрические задачи

3

66-68



Логические концовки

3

69-74



Задачи со сказочным сюжетом

6

75-77



Магические цепочки, квадраты

3

78-83



Игры со словами

6

84-89



Решение логических задач

6

90-99



Итоговое повторение

10

100



Итоговая контрольная работа за год.

1

101



Анализ контрольной работы

1

102



КВН «Я самый умный»

1

Всего: 102 ч.





Учебно-тематический план

3 год обучения


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

по плану

фактически

1-3



Вспоминаем изученное

3

4-6



«Волшебные палочки»

3

7-9



Викторина «Я самый-самый…»

3

10-12



Игра «Кто первый?»

3

13-15



Учимся рассуждать

3

16-18



Поиск закономерностей

3

19-21



Игра «Кто быстрее»

3

22-24



Интеллектуальная игра «Мыслеголики»

3

25-27



Аналогия и доказательство

3

28-30



«Иероглифы»

3

31-33



Исключение лишнего слова

3

34-36



Техника «Цепочка ассоциаций»

3

37-39



Игра «Посмотри и запомни»

3

40-42



Игра «Найди различия»

3

43-45



Головоломки

3

46-48



Игра «Матрица памяти»

3

49-51



Игра «Башня наблюдательности»

3

52-54



Таблицы Шульте

3

55-57



Игры со счетными палочками

3

58-60



Интеллектуальное упражнение «Слова-перевертыши»

3

61-63



Интеллектуальное упражнение «Всё познаётся в сравнении»

3

64-66



Тренинг восприятия

3

67-69



Волшебный карандаш

3

70-72



«Камень, ножницы, бумага»

3

73-75



Перевоплощения

3

76-78



Игра «Самый внимательный»

3

79-81



Упражнение «Трудное – запомни!»

3

82-84



Групповой тренинг «Что было бы, если …»

3

85-87



Интеллектуальная игра «Тахистоскоп»

3

88-90



Фокусы. Разрушение иллюзий

3

91-93



Мультитренинг «Смена мозга»

3

94-99



Итоговое повторение

6

100



Итоговая контрольная работа за год.

1

101



Анализ контрольной работы

1

102



Подведение итогов «Что нового узнали?»

1

Всего: 102 ч.






Учебно-тематический план

4 год обучения


п/п

дата

Тема

Кол-во часов

по плану

фактически




Выявление уровня развития познавательных процессов





Развитие концентрации внимания





Тренировка внимания





Тренировка слуховой памяти





Тренировка зрительной памяти





Поиск закономерностей





Совершенствование воображения





Развитие быстроты реакции, мышления





Развитие концентрации внимания





Тренировка внимания





Тренировка слуховой памяти





Тренировка зрительной памяти





Поиск закономерностей





Совершенствование воображения





Развитие быстроты реакции, мышления





Развитие концентрации внимания





Тренировка внимания





Тренировка слуховой памяти





Тренировка зрительной памяти





Поиск закономерностей





Совершенствование воображения





Развитие быстроты реакции, мышления





Развитие концентрации внимания





Тренировка внимания





Тренировка слуховой памяти





Тренировка зрительной памяти





Поиск закономерностей





Совершенствование воображения





Развитие быстроты реакции, мышления





Развитие концентрации внимания





Тренировка внимания





Тренировка слуховой памяти





Тренировка зрительной памяти





Выявление уровня развития познавательных процессов





Совершенствование воображения





Выявление уровня развития познавательных процессов


Всего: 102 ч.







Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.


Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.


  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.


  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.


Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно.
















Мониторинговая карта определения личностных, метопредметных и предметных результатов освоения курса


п/п

Критерии

Показатели

Диагностические средства, инструментарий

Год реализации программы

Сроки проведения

1

Личностные

Понимание базовых ценностей: «добро», «дружба», «терпение», «уважение»


ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)


1 год

Ноябрь



Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.


ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Методика «Что мы ценим в людях»

1 год

декабрь



Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Анкета по оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова

1 год

октябрь



Понимание и принятие базовых ценностей: «добро», «терпение», «настоящий друг».

ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Методика «Закончи историю»

2 год

ноябрь



Уважение к своему народу, к своей Родине.


ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

2 год

декабрь



Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Анкета по оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова

2 год

октябрь

2. Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия


Умение работать по плану

Прием «Проверь себя»

1 год

На каждом занятии


Оценка своего задания (самооценка)

Линеечки успеха (для взаимооценки)

2 год

На каждом занятии

Познавательные универсальные учебные действия


Сравнение предметов, объектов.

Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Тест №1

1год

Январь


Поиск необходимой информации для выполнения задания.

Тест № 2, 3

2 год

Ноябрь март

Коммуникативные универсальные учебные действия


Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Наблюдение

1 год

На каждом занятии


Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Словесная оценка

2 год

Во время групповой работы



Карта наблюдений «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Определение уровня достижения ПР на основе анализа ответа:

П (3)*: умеет отвечать на вопросы учителя без ошибок, не используя алгоритм, способен проконтролировать и оценить одноклассника, в случае затруднений объяснить материал.

Б (2): умеет отвечать на вопросы учителя на основе памятки (алгоритма), допускает не более 2-х ошибок, исправляет на основе наводящих вопросов.

Н (1): отвечая на вопросы взрослого, допускает ошибки.

*3 – повышенный уровень, 2 – базовый, 1 – не достиг базового уровня.

Ф.И.

Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.











Рекомендации

1













2













3













4













5













6



























Список литературы


  1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга

  2. Холодова О. А. - Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь. 1-4 классы. – М.: РОСТ книга.

  3. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие за­дачи, упражнения, задания. уч. I-V. - М.: РОСТ, 2008.

  4. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математичес­кими заданиями. 1 класс. - М.: Просвещение, 2006

  5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щер­бинина С. В. Развитие творческих способностей. - Ки­ров, 2004.

  6. Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.

  7. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятель­ности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 2008.

  8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная ра­бота в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2007.

  9. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.

  10. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загад­ки, ребусы, головоломки. - М.: 2008.