СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Уроки нравственности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2024-2025 учебный год

     Актуальность программы внеурочной деятельности определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Уроки нравственности"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР Директор школы

__________/В.М. Лукашевич/ ___________О.Г.Аксёнова/

«30» августа 2024г. Приказ №_230___

от «02» августа 2024г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности
Направление_Духовно-нравственное_
Наименование программы__«Уроки нравственности__
Класс__
на 2024 – 2025 учебный год













Составитель рабочей программы

учитель истории и ОСЖ

первой категории

Собинова Татьяна Николаевна













Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _1_от « 29 » августа2024 г.

Руководитель ШМО: _________ /Ы.Ж. Дубровина/





Структура рабочей

программы по внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

1.Пояснительная записка.

2.Содержание программы.

3.Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.

4.Тематическое планирование.

5.Литература.

































1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 17 августа 2022 года № 7927«Об особенностях организации внеурочной деятельности по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в 2022/2023 учебном году»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”;

- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1 «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ»;

-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;

-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2024-2025 учебный год

Актуальность программы внеурочной деятельности определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Уроки нравственности должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Важно пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель: формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья духовно-нравственных ориентиров, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

Задачи:

1.Знакомить детей с правилами поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах, на природе. 2. Способствовать формированию стремления избегать плохих поступков, умения признавать их и анализировать. 3. Способствовать освоению первичных навыков коллективной работы и развитию коммуникативных навыков, становлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. 4.Способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к родителям, учителям, воспитателям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим. 5. Способствовать развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям. 6. Способствовать формированию навыков заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

2.Содержание программы

5 класс (35 часов)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (4ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Чему нас научили уроки нравственности?

6 класс (35 часов)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (11ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

  1. класс (33 часов)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (9 ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

  1. класс (35 часов)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (9 ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.





3.Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.

1. Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

2. Предметные результаты:

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • имеет нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • почтительно относится к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знает традиции своей семьи и школы, бережно относится к ним.

  • имеет первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • имеет начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • приобретение опыта доброго общения с людьми;

  • проявление сильных добрых сторон характера;

  • возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;

  • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.







































































































































































































































4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Модуль для 5 «а» класса


№ п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

Правила поведения в школе (6 часов)


1

Правила поведения на уроке и на перемене.

1


2

Правила поведения в общественных местах.

1


3

Правила поведения в гардеробе.

1


4

Правила поведения в библиотеке.

1


5

Правила поведения в школьном дворе.

1


6

Правила поведения в школьном дворе.

1


О добром отношении к людям (10 часов)


7

Что такое «добро и зло».

1


8

Что такое «добро и зло».

1


9

«Ежели вы вежливы».

1


10

«Ежели вы вежливы».

1


11

Добрые и недобрые дела.

1


12

Добрые и недобрые дела.

1


13

Ты и твои друзья.

1


14

Ты и твои друзья.

1


15

Помни о других – ты не один на свете.

1


16

Помни о других – ты не один на свете.

1


Как стать трудолюбивым (7 часов)


17

«Ученье-свет, а неученье - тьма».

1


18

«Как быть прилежным и старательным».

1


19

«Как быть прилежным и старательным».

1


20

Наш труд в классе.

1


21

Наш труд в классе.

1


22

Мой труд каждый день дома.

1


23

Мой труд каждый день дома.

1


Правила опрятности и аккуратности. (5 часов)


24

Культура внешнего вида.

1


25

Культура внешнего вида.

1


26

Каждой вещи своё место.

1


27

Каждой вещи своё место.

1


28

Умейте ценить своё и чужое время.

1


Правила поведения на улице и дома. (4часа)


29

Как вести себя на улице и дома.

1


30

Как вести себя на улице и дома

1


31

Как вести себя с незнакомцами

1


32

Как вести себя с незнакомцами

1


Школьный этикет. ( 3 часа)


33

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


34

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


35

Чему нас научили уроки нравственности?

1







Модуль для 6 «а» класса




№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов


Культура общения ( 9 часов)


1

Этикет (повторение).

1


2

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1


3

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1


4

Встреча и развлечение гостей.

1


5

Встреча и развлечение гостей.

1


6

Поведение в гостях.

1


7

Поведение в гостях.

1


8

Как дарить подарки.

1


9

Как дарить подарки.

1


Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)


10

Заповеди.

1


11

Заповеди.

1


12

Дал слово-держи.

1


13

Дал слово-держи.

1


Дружеские отношения( 11 часов)


14

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


15

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


16

Преданный друг.

1


17

О доброте и бессердечие.

1


18

О доброте и бессердечие.

1


19

Об уважительном отношении к старшим.

1


20

О зависти и скромности.

1


21

О зависти и скромности.

1


22

О доброте и жестокосердии.

1


23

В мире мудрых мыслей.

1


24

В мире мудрых мыслей.

1


Понять другого ( 11 часов)


25

Золотые правила.

1


2627

Золотые правила.

2


28

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


29

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


30

О тактичном и бестактном поведении.

1


31

О тактичном и бестактном поведении.

1


32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1


3334

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2


35

Обзор курса этики за год.

1


Модуль для 7 «а», 7 «в» классов


№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Культура общения ( 9 часов)


1

Этикет разговора.

1


2

Обращение к разным людям.

1


3

Обращение к разным людям.

1


4

Вежливый отказ, несогласие.

1


5

Этикетные ситуации.

1


6

Этикетные ситуации.

1


7

Афоризмы.

1


8

Разговор по телефону.

1


9

Играем роль воспитанного человека.

1


Самовоспитание ( 7 часов)


10

Что значит быть вежливым?

1


11

Мои достоинства и недостатки.

1


12

Мои достоинства и недостатки.

1


13

Большое значение маленьких радостей.

1


14

О хороших и дурных привычках.

1


15

О хороших и дурных привычках.

1


16

Афоризмы о самовоспитании.

1


Общечеловеческие нормы нравственности ( 10 часов)


17

Заповеди: как мы их исполняем.

1


18

О сострадании и жестокосердии.

1


19

О сострадании и жестокосердии.

1


20

Лгать нельзя, но если...?

1


21

Лгать нельзя, но если...?

1


22

Всегда ли богатство счастье?

1


23

Всегда ли богатство счастье?

1


24

Спешите делать добро.

1


25

Спешите делать добро.

1


26

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1


Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? ( 9 часов)


27

«Как сердцу высказать себя?»

1


28

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1


29

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1


30

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1


3132

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


33

34

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1


35

Чему мы научились на уроках этики.

1






Модуль для 9 «в» класса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Культура общения (9 часов)


1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1


2

Культура общения в современной семье.

1


3

Культура общения в современной семье.

1


4

О терпимости к ближним.

1


5

О терпимости к ближним.

1


6

Культура спора.

1


7

Этикетные ситуации.

1


8

В мире мудрых мыслей.

1


9

В мире мудрых мыслей.

1


Самовоспитание ( 7 часов)


10

«Познай самого себя».

1


11

Самовоспитание.

1


12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1


13

Как я работаю над собой.

1


14

О терпении.

1


15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


16

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


Общечеловеческие нормы нравственности ( 10 часов)


17

Об источниках наших нравственных знаний

1


18

Совесть - основа нравственности.

1


19

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


20

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1


21

Заветы предков.

1


22

Россияне о любви к Родине.

1


23

Твоя малая родина.

1


24

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1


25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1


26

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


Искусство и нравственность ( 9 часов)


27

Нравственное содержание древних мифов.

1


28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1


29

Положительные герои в былинах и сказках.

1


3031

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1


32

33

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1


34

Искусство и нравственность.

1


35

Обзор курса этикета.

1



5. Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с. 3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

2.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с. 7. Тисленкова И.А.

3.Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с

4. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36. 10.

5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Российское образование http://www.edu.ru

Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

ИКТ в образовании http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

Ресурсы для открытой мультимедиа среды http://fcior.edu.ru



21