Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Соленоозерная школа имени Степана Куца»
Джанкойского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 3 от 21 августа 2020 г. Руководитель МО __________ С.Н.Кемалова | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________А.А. Боева «__»_________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Соленоозерная школа им.С.Куца» _________ Э.И.Городничая Приказ № 110 от 31 августа 2020 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Уроки нравственности»
Класс 1
Количество часов в неделю 0,5
Срок реализации программы 2020 – 2021 учебный год
Учитель начальных классов
Ибрайимова
Айше
Алиевна
Категория первая
Стаж работы 15,5 лет
с.Соленое Озеро,
2020г.
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Программы внеурочной деятельности под редакцией Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности». Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.
Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «Соленоозерная школа». Приказ №130 от 31.08.15 г.
Учебного плана МОУ "Соленоозерная школа им. С. Куца" на 2020-2021 учебный год (приказ №88 от 20.08.2020 г.)
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных предметов, элективных курсов, факультативных занятий, курсов внеурочной деятельности МОУ «Соленоозерная школа» (приказ № 212 от 03.09.2018г.).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования к результатам освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)
Личностные универсальные учебные действия:
У ребенка будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос, наблюдение.
Диагностика.
Анкетирование учащихся и родителей.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1: Правила поведения в школе (4ч)
Правила поведения на уроке и на перемене.
Правила поведения в столовой (экскурсия).
Правила поведения в библиотеке (экскурсия).
Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (5ч)
Что такое «добро и зло» (дискуссия).
«Ежели вы вежливы» (ролевая игра).
Добрые и не добрые дела.
Ты и твои друзья (тренинг).
Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (3ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма».
Как быть прилежным и старательным.
Наш труд в классе и дома (практическое занятие).
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида.
Каждой вещи своё место (урок-игра).
Умейте ценить своё и чужое время.
Чему нас научили уроки нравственности?
Итоговый урок
Приоритетные формы и методы работы с учащимися:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная; групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий;
На уроках предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Правила поведения в школе | 4 |
| Правила поведения на уроке и на перемене. | |
| Правила поведения в столовой. | |
| Правила поведения в библиотеке. | |
| Правила поведения в школьном дворе. | |
2 | О добром отношении к людям | 5 |
| Что такое «добро и зло». | |
| «Ежели вы вежливы». | |
| Добрые и не добрые дела. | |
| Ты и твои друзья. | |
| Помни о других – ты не один на свете. | |
3 | Как стать трудолюбивым | 3 |
| «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | |
| «Как быть прилежным и старательным». | |
| Наш труд в классе и дома. | |
4 | Правила опрятности и аккуратности. | 5 |
| Культура внешнего вида. | |
| Каждой вещи своё место. | |
| Умейте ценить своё и чужое время. | |
| Чему нас научили уроки нравственности? | |
| Итоговый урок | |
| Итого: | 17 |