РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Веселые нотки»
(художественное направление,
срок реализации программы – 18 дней)
Составитель:
Фандунц Анастасия Сергеевна,
учитель музыки
2023
Пояснительная записка
Направленность программы - эстетическое развитие.
Актуальность программы: пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через пение, игру, фантазирование. Именного для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Веселые нотки».
Цель:
создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей в каникулярный период;
формирование эстетической культуры детей;
развитие эмоционально – выразительного исполнения песен;
создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Задачи:
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей;
Раскрыть творческий потенциал детей средствами музыкальной исполнительской и игровой деятельности;
Формирование вокально – хоровых навыков: развивать навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе: 6 – 15 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 смена детского оздоровительного лагеря МОУ «СОШ №2» КГО, 18 дней.
Форма и режим занятий: групповые (отряд), подгруппы (желающие из каждого отряда), игра, викторина, мастерская. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
- совершенствование содержания и форм отдыха, оздоровления и занятости детей;
- самореализация оценка творческого потенциала участников программы;
- обобщение передового опыта использования эффективных форм работы с детьми в каникулярный период;
- социально – психологическая и практическая помощь детям в адаптации к социуму;
- поддержка семьи.
Для детей:
- здоровьесберегающие навыки: разумное сочетание разнообразных видов деятельности;
- умения и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях;
- знакомство с разнообразными видами игровой деятельности;
- приобретение умений и навыков проведения музыкальных игр;
- приобретение способностей и навыков индивидуального и коллективного творчества.
Программа включает в себя следующие направления работы:
Художественно – эстетическое:
Музыкальные занятия (вокальная работа)
Развлекательно – игровое:
Воспитательные мероприятия (игровые, познавательно – развлекательные, конкурсные программы)
Концертные программы.
Формы и режим занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция: отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: концерт в последний день лагерной смены.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Веселые нотки»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Открытие смены. | 1 | - | 1 |
2 | Вводное занятие «Музыкальный марафон» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Разучивание песен для концертной программы | 1 | - | 1 |
4 | Конкурсная программа «Музыкальный штурвал» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Музыкальный час «Добрая река детства композитора В. Шаинского | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Разучивание песен для концертной программы | 1 | - | 1 |
7 | Интерактивная игра «Угадай мелодию» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Разучивание песен для концертной программы | 1 | - | 1 |
9 | Повторение выученных песен. Музыкальная викторина «Наши любимые мультфильмы» | 1 | - | 1 |
10 | День памяти и скорби (слушаем, исполняем песни и караоке, посвященные ВОВ) | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Подведение итогов. Концертная программа | 1 | - | 1 |
| ИТОГО: | 11 | 2,5 | 8,5 |
Календарно – тематическое планирование музыкальных занятий
Дата проведения | Время | № отряда | Название тем |
1 июня (чт) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Открытие смены. |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
6 июня (вт) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Вводное занятие «Музыкальный марафон» |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
7 июня (ср) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Разучивание песен для концертной программы + музыкальные игры |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
8 июня (чт) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Конкурсная программа «Музыкальный штурвал» |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
13 июня (вт) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Музыкальный час «Добрая река детства композитора В.Я.Шаинского» |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
14 июня (ср) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Разучивание песен для концертной программы + музыкальные игры |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
15 июня (чт) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Интерактивная игра «Угадай мелодию» |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
20 июня (вт) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Разучивание песен для концертной программы + музыкальные игры |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
21 июня (ср) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | Повторение выученных песен для концертной программы. Музыкальная викторина «Наши любимые мультфильмы». |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
22 июня (чт) | 9.00 – 9.30 | 1 отряд | «День памяти и скорби» (слушаем, поем караоке и песни, посвященные Вов) |
9.35 – 10.05 | 2 отряд |
10.10 – 10.40 | 3 отряд |
10.45- 11.15 | 4 отряд |
11.20 – 11.50 | 5 отряд |
11.55 – 12.25 | 6 отряд |
12.30 – 13.00 | 7 отряд |
|
27 июня (вт) | Отряды показывают свои музыкальные номера | 1 отряд | Подведение итогов. Концертная программа |
2 отряд |
3 отряд |
4 отряд |
5 отряд |
6 отряд |
7 отряд |
Содержание программы
Открытие смены. Участие в открытие лагерной смены. Исполнение песен – караоке.
Вводное занятие. «Музыкальный марафон». Музыкальное мероприятие «Музыкальный марафон» включает в себя музыкальные игры: «Передай апельсин», «Кто больше!», «Музыкальный эрудит», «Угадай инструмент», «Определи звук», «Пойми меня», «Угадай мелодию».
Разучивание песен для концертной программы: на выбор каждого отряда.
Конкурсная программа «Музыкальный штурвал». Музыкальная конкурсная программа «Музыкальный штурвал» включает в себя музыкальные игры: «Звуки природы» (узнать звуки природы и животных), «Найди приз» (постукивая по стаканчикам и коробочкам найти приз), «Загадки», «Узнай песню», «Угадай мелодию», «Слова с названием нот», «Назови песню по категориям» (1 – транспорт, 2 – имена, 3 – животные, 4 – географические названия, 5 – праздник, события), «Музыкальная курточка» (исполнение танцевальных движений соответственно жанру музыки – для вожатых).
Музыкальный час «Добрая река детства композитора В.Я.Шаинского». Беседа о творчестве В.Я.Шаинского, исполнение его песен: Песенка Крокодила Гены; чунга – чанга; голубой вагон; вместе весело шагать; если в лагере дожди; как положено друзьям, все мы делим по полам, Улыбка; чему учат в школе; дважды два четыре.
Интерактивная игра «Угадай мелодию»: презентация - игра
Повторение выученных песен. Ребята повторяют музыкальные произведения, работа над сценическим образом.
Музыкальная викторина «Наши любимые мультфильмы»: звучит мелодия, ребятам необходимо отгадать, что звучит за произведение (название произведения, из какой сказки)
«День памяти и скорби». Беседуем о Великой Отечественной войне, слушаем, исполняем песни и караоке, посвященные Вов.
Подведение итогов. Концертная программа. Каждый отряд исполняет свои музыкальные номера для всего лагеря, в том числе и для сотрудников лагеря дневного пребывания, родителей, а также исполнение общих песен.
Методическое обеспечение программы
Наличие специального кабинета (кабинет музыки)
Фортепиано
Музыкальный центр, компьютер и колонки
Мультимедийный проектор
Записи фонограмм в режиме «+» и «-»
Нотный материал, сборники детских песен.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3, MP4.
Список использованной литературы
Афанасенко Е.Х. Детский музыкальный театр. Волгоград: Учитель, 2009 – 190с
Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса.
Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009
Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом: учебное пособие/ М.С.Осенева, В.А.Самарин, Л.И.Уколова. М. ,1999
Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994
Суязова Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программы, разработки занятий, методические рекомендации/ авт. – сост. Г.А.Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 138с