СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочная деятельность 6 класс "Творчество в дизайне"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе  

Программа разработана на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Художественное творчество». Григорьев Д.В. – М.:  издательство «Просвещение», 2011. (Стандарты второго поколения)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочная деятельность 6 класс "Творчество в дизайне"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от ________г. ____

___________Шмелева Н.С.














Рабочая программа


По внеурочной деятельности «Художественное творчество в дизайн


Уровень общего образования (класс)

Основное общее образования 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 34


Учитель Панова Оксана Николаевна


Программа разработана на основе

Программа разработана на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Художественное творчество». Григорьев Д.В. – М.: издательство «Просвещение», 2011. (Стандарты второго поколения)

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)










2021 г.




Пояснительная записка


Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников-подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Возникшая в ХХ в. и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдаёт за свои высшие образцы культурной деятельности человечества.

Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.

У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.

В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.

Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства — такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость эстетических категорий и этических границ.

Реальная альтернатива данной парадигме — воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению.

И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.

Программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки

самоопределения воспитанника.


Цель программы:

- формирование способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.

Задачи программы:

• расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса; • формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;

• развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.




















Общая характеристика учебного предмета


Формы и режим занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.

Репетиционные занятия (от лат. repetitio — повторение) — основная форма подготовки (под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений (целиком и частями).

Постановочные занятия — творческий процесс создания эстрадного представления, осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.

Информационные занятия предполагают беседы и лекции.

Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на какой-либо вопрос. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

Художественное образовательное событие — акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффекты художественного события для автора произведения

обусловлены встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению.

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, соревнования и т. д.









Содержания учебного курса.


 Основы организации пространства (11ч.)

Разработка и осуще­ствление дизайн - проекта интерьера «Комната моей мечты».
Презентация выставки дизайн - проектов интерьера «Комната моей мечты». Философия новогоднего праздника. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Конкурс дизайн - проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Реализация проекта — победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала.

Дизайн костюма.  (12 ч.)

Материаловедение. История костюма. Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма». Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма».

 Основы ландшафтного дизайна (4 ч.). 

Декоративная дендрология. Разработка и осуществление дизайн-проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн-проекта «Школьная клумба».


Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование ( 7ч.) 

Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерье­ра «Дизайн помещения классной комнаты». Презентация выставки дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помещения классной комнаты».















Используемая литература


  1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учеб.-метод, пособие / В. М. Букатов. — М., 2003.

  2. Букатов В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: кн. для учителя / В. М. Букатов. — М„ 2000.

  3. Гиппиус С. В. Актёрский тренинг: гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. — СПб., 2007.

  4. — М., 2004.

  5. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М., 2009.

  6. Станиславский К. С. Работа актёра над собой в твор­ческом процессе переживания: дневник ученика / К. С. Ста­ниславский. — СПб., 2009.

  7. Чехов М. А. Путь актёра / М. А. Чехов. — М., 2000.


Обеспеченность материально-техническими и информационно-

техническими ресурсами.


Наименование

Кол-во

1

Проектор

1

2

Компьютер

1

3

Экран

1

4

Интерактивная доска

1

5

Магнитная доска

1


Список литературы для детей

Основная литература:

• Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

• Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

• Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

• Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).











Ожидаемые результаты и способы их проверки.


 К концу обучения обучающие приобретут следующие умения и навыки:

- освоить основные азы художественной грамотности;

- самостоятельно определять неправильное композиционное решение

- работать в коллективе и подчиняться  общим правилам;

-разбираться в идах и жанрах художественного произведения

Ожидаемые результаты:

1.     Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов

2.     Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.

3.     Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми первого года обучения.

5.     Участие в общешкольных и классных праздниках.


Способы проверки результатов обучения:

             В качестве промежуточных результатов освоения обучающимися программы могут рассматриваться:  выразительность исполнение художественных произведений, анализ картин, дизайнерская работа в создание проектов.

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, проект, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями и творческие достижения каждого обучающегося.

Для подведения итогов  реализации программы используются следующие формы:

- проект

- дизайн родных улиц

- игры;

- открытые занятия;

- концерты;

- анкеты;

- тесты.






Терминологический словарь

к программе курса «Художественное творчество»

  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

  • Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

  • Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера, к которой, в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .

  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

  • Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

  • Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

  • Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

  • Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

  • Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

  • Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

  • Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

  • Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

  • Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

  • Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

  • Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

  • Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

  • Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.



Тематическое планирование Художественное творчество в дизайне 5 класс



Раздел программы

Кол-во часов

основное содержание

Темы раздела

Виды деятельности

УУД









Художественное творчество в дизайне

34 часа











4









Знакомство с основами дизайна. Дизайн. Основные принципы композиции, зонирование

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков – дизайнерского искусства. Беседа о любимых сказках, телепередачах, о любимых цветах их значение и применение в жизни человека.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать творческие решения традиционных образов.

Создавать выразительные образы

Осваивать навыки практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Сформирование положительно-активного отношения к окружающему миру

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.











8





Основы организации пространства «Дизайн проект «Сказочный лес»





Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков- Рассматривание фланелеграфа. Знакомство с правилами работы на фланелеграфе; учет статичности картинок (персонажей, предметов декорации). Учет масштаба при составлении частей декорации. Практическая работа: изготовление коллективного проекта «Сказочный лес»


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Сформирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности);

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.













4







Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты». «Художественное образовательное событие»

Уметь объяснять

Значение цвета в моей комнате.

Практическая работа: составление рассказа, сказки по сюжетным картинкам, Создание макета моей комнаты. отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать решения традиционных образов.

Создавать выразительные образы

Осваивать навыки практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Сформирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности);

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.











8





Философия праздника. Разработка дизайн проектов. Организация пространства

Уметь объяснять Практическая работа: составление рассказа, сказки по сюжетным картинкам, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Создавать выразительные образы

Осваивать навыки практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.





8



Выполнение дизайн проектов

Уметь объяснять целей создание своего проекта на заданную тему.

отмечать их лаконично выразительную красоту.

Создавать выразительные образы

Осваивать навыки практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.











2







Конкурс дизайн проектов

Уметь объяснять значимость и правильность своего проекта и этапов создания его.

Отмечать Этапность выполнения работы

Создавать выразительные образы

Осваивать навыки практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.















Календарно - тематическое планирование внеурочная деятельность 5 класс

Художественное творчество в дизайне





урока


ТЕМА

УРОКА

Часы учебного времени


Тип урока


Вид контроля



Характеристика видов

деятельности учащихся


Планируемые результаты

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)


Планируемая дата


Фактическая дата

1


Знакомство с основами дизайна. Дизайн. Основные принципы композиции, зонирование

4

Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний



текущий



Уметь: разбираться в видах искусства

Сравнивать, сопоставлять, анализировать дизайнерские решения традиционных образов видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать работы учитывая азы дизайнерского и художественного искусства

Осваивать навыки дизайнерского обобщения в процессе практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


7.09

14.09

21.09

28.09


2

Основы организации пространства «Дизайн проект «Сказочный лес»

8

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Уметь: разбираться в видах искусства

Познавательные: рассуждать о характерных признаках рисунка

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР:

ценностное отношение к культуре своего края.


5.10,

12.10,

19.10,

26.10

9.11

16.11,

23.11

30.11


3

Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты». «Художественное образовательное событие»

4

Урок комплексного применения знаний

текущий

Сравнивать, сопоставлять, анализировать театральные решения традиционных образов видеть многообразие варьирования трактовок.

Познавательные: узнавать и называть виды штриховки

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

7.12

14.12

21.12

28.12




4



Философия праздника. Разработка дизайн проектов. Организация пространства

8

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



текущий

Создавать проекты с правильной организацией пространства.

Знать и уметь применять: определения философия праздника. Основные аспекты и методики применения разнообразных материалов.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.


11.01,

18.01

25.01

1.02

8.02,

15.02

22.02

1.03


5

Выполнение дизайн проектов

8

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


текущий

Осваивать навыки обобщения в процессе практической творческой работы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные:составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

15.03

22.03

5.04

12.04,

19.04,

26.04

10.05

17.05,



6

Конкурс дизайн проектов

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


текущий

Уметь: разбираться в видах искусства. Создавать собственный проект

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре

24.05



СОГЛАСНО:

Протокол заседания

Методического совета

Приказ _____ от _____ г

________________________



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора

Лысак Т.И.

____________________________________

МБОУ лицей №1

2019 г.




Изготовление кукол.

«Кукла - закрутка»

Пластилинография.

«Душа России»