СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (внеурочная деятельность) Кружок «Занимательная грамматика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (внеурочная деятельность) Кружок «Занимательная грамматика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ





Экспертиза проведена на заседании ШМО учителей начальных

классов

протокол от 28.08.2022

№2

Принята на заседании педагогического

совета

протокол от 29.08.2022

№ 2

Утверждена

приказом директора от 31.08.2022

№ 264 /01-07






Рабочая программа

(внеурочная деятельность)

Кружок

«Занимательная грамматика»

2 класс

2022/2023 учебный год










Программу разработала

учитель начальных классов Архипова Е.Е.

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная грамматика» разработана на основе Закона «Об образовании в РФ», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по русскому языку и авторской программы Агаповой Е.В., Коваленко Л.Н. «Русский язык с увлечением».

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения во 2 классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.

У второклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

Цели и задачи программы

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Программа имеет общеинтеллектуальную направленность, является учебно- образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы построения программы:
  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Общая характеристика курса

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и

открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор- ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Ожидаемые результаты освоения программы Личностные УУД:
  • интерес к познанию русского языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:
  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать

им.

Предметными результатами изучения программы является формирование

следующих знаний и умений:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • сформированность опыта подготовки информационных сообщений по заданной

теме (газеты, рефераты и т.д.), опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.

Формы работы: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.

Содержание программы 34 часа

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Тема 1. Вводное занятие. (1ч)

Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка.

Тема 2. О самых дорогих словах. (5ч)

Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина.

Тема 3. Сколько слов вы знаете? (5ч)

Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарём.

Алфавит. Зачем надо знать много слов.

Тема 4. Чудесные превращения слов. (3ч)

«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.

Тема 5. Звуки в слове. (8ч)

Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки. Праздник «В гостях у фонетики».

Тема 6. Тематические группы слов. (6ч)

Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. КВН «Знатоки русского языка».

Тема 7. Трудные слова. (6ч)

Знакомство с «Орфографическим словарём». Алфавит. Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

Тема 8. Слово одно, а значений несколько.(1ч)

Календарно - тематическое планирование 34 часа


п/п

Дата

Темы занятий

1.


Вводное занятие. В чём богатство и красота русского языка.

2.


О самых дорогих словах. Какие бывают слова?

3


Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие.

4


Вежливые слова.

5


Родные, дорогие слова

6


О самых дорогих словах. Самое важное, самое дорогое слово – Родина.

7


Сколько слов вы знаете? Разнообразие и обилие слов русского языка.

8


Сколько слов вы знаете? Значение слов.

9


Знакомство со словарём.

10


Алфавит

11


Зачем надо знать много слов

12


Чудесные превращения слов. «Метаморфозы», происходящие со

словами, если в них заменять буквы;

13


«Метаморфозы», происходящие со словами, если добавлять к слову

букву или отнимать её от слова

14


Словесные шутки.

15


Звуки в слове

Гласные звуки.

16


Согласные звуки

17


Мягкие и твёрдые звуки.

18


Звонкие и глухие согласные.

29


Изменение согласных звуков

20


Скороговорки.

21


Праздник «В гостях у фонетики».

22


Тематические группы слов. Слова – названия.

23


Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п.

24


Закрытые группы слов и незакрытые.

25


Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие

значение цвета.

26


Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве,

трудовые процессы и т. д.

27


КВН «Знатоки русского языка».

28


Трудные слова. Знакомство с «Орфографическим словарём».

29


Алфавит.

30


Работа со словарными словами.

31


Происхождение некоторых слов.

32


Приём ассоциации.

33


Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря

трудных слов».

34


Слово одно, а значений несколько.


Используемая литература

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия «Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

  2. Г.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

  3. М.Бесова «Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004.

  4. Э.Вартанян «Крылатые слова», М, Астрель, 2001

  5. В.Волина «Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

  6. Е.Минский «От игры к знаниям» М, 1982

  7. «Речевые секреты» под редакцией Т. Ладыженской, М, 1993

  8. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

  9. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство

«Просвещение», 2008.