МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШАДРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята на заседании ШМО классных руководителей ______2020 г. Протокол № __ Согласована Зам. директора по УВР _________________ 2020 г. | | Приложение № 4-РП-ВД к ООП НОО МКОУ Шадринской СОШ Утверждена приказом директора __________ № ___ от _________2020 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я – законопослушный гражданин»
Духовно-нравственное направление Среднее общее образование, 10 класс (ФГОС СОО)
Содержание рабочей программы
1. | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – законопослушный гражданин»………………….... | стр. 3 |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………….. | стр. 6 |
3. | Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)………………………...... | стр. 7 |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – законопослушный гражданин»
Назначение программы – помочь учащимся узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами; осознать необходимость личного выбора в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Таким образом, изучение права является важнейшим компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков.
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
Цель: формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Задачи:
- формирование правовой грамотности и правовой компетентности подрастающего поколения;
- информирование обучающихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
- содействие в предупреждении антиобщественного, асоциального поведения учащихся,
- социализация личности школьника;
- воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
- воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки, правосознания подростков;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
Личностные результаты представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
Предметные результаты представлены в соответствии с группами результатов курса, раскрывают и детализируют их.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – законопослушный гражданин»
Ученик научится:
- самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;
- называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
- определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;
- понимать важность закона для государства.
- осознавать роль права в жизни людей;
Ученик получит возможность научиться:
- применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
- анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
- выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;
- создавать и защищать свой проект.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – законопослушный гражданин»:
Ученик научится:
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его, делать выводы в результате совместной деятельности;
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
-участию в групповой работе, работы с текстами документов;
- проведению исследования в области права, оформлению и прогнозированию результатов, планированию при проведении индивидуального или группового исследования;
- проведению юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения законодательства.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – законопослушный гражданин»:
Ученик научится:
-защищать и отстаивать свои права;
- осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
- налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
- находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;
- предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;
- разъяснять правила поведения другим детям;
- оперировать терминами и формулировками;
- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов.
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека;
- применять полученные знания, умения и навыки на практике;
- оценивать различные ситуации с точки зрения законодательства;
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями.
Для учащихся предусмотрена безоценочная система изучения программы. Данному курсу соответствует стимулирующая система оценивания знаний. На занятиях важно сформировать у учащихся положительную мотивацию, вызвать стремление к познанию окружающего мира, в устных ответах учащихся важно оценить процесс рассуждений, логических построений, умозаключений, при выполнении практической работы давать оценку деятельности ученика.
Формы промежуточного контроля: тестирование, кратковременные самостоятельные работы, защита проектов.
Форма итогового контроля: защита индивидуального или группового проекта.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Роль права в жизни человека и общества. Практические работы: Написание эссе-рассуждения «Почему нарушаются законы». Составление проспекта «Право знать больше!» Составление памятки: «Я имею права…» Анализ международных документов и норм международного права с целью классификации основных прав человека: гражданских, политических, социально-экономических, культурных. Решение отдельных правовых ситуаций с учетом личного социального опыта. Составление информационных бюллетеней.
Государственная политика в области образования; основные принципы. Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений. Права и обязанности учащихся.
Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Вовлечение подростков в преступную деятельность. Наркомания и алкоголизм – путь к преступности. Воспитательная роль государства.
Выборы в истории человечества. Роль выборов в условиях демократического правления. Причастность к политической партии. Участие в референдуме. Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О референдуме РФ». Активное и пассивное избирательное право. Политическая активность.
Практические работы: Составление памятки «Права и обязанности несовершеннолетних», Проект «Правила поведения в классе, школе», Сбор материала из газет, журналов, Интернет о заключенных несовершеннолетних, Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?», Сочинение: «Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс?», работа с текстом «Закона об образовании», Сообщения учащихся: «Что дает семья ребенку?», Разработать систему мероприятий по борьбе с правонарушениями и их предупреждению (проект- презентация, эссе, мини – сочинение по выбору учащихся). Подготовка презентаций о профессиях - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др. Анализ международных документов и норм международного права с целью классификации основных прав человека: гражданских, политических, социально-экономических, культурных. Создание коллажа «Потребитель». Решение отдельных правовых ситуаций с учетом личного социального опыта. Составление информационных бюллетеней.
Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
Номер урока | Тема занятия | Количество часов |
1 | Роль права в жизни человека и общества | 1 |
2 | Практическая работа: Написание эссе-рассуждения «Почему нарушаются законы» | 1 |
3 | Практическая работа: Составление проспекта «Право знать больше!» | 1 |
4 | Практическая работа: Составление памятки: «Я имею права…» | 1 |
5 | Анализ международных документов и норм международного права с целью классификации основных прав человека | 1 |
6 | Практическая работа: Решение отдельных правовых ситуаций с учетом личного социального опыта | 1 |
7 | Практическая работа: Составление информационных бюллетеней | 1 |
8 | Государственная политика в области образования; основные принципы | 1 |
9 | Закон об образовании | 1 |
10 | Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений. Права и обязанности учащихся | 1 |
11 | Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность | 1 |
12 | Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних | 1 |
13 | Воспитательная роль государства | 1 |
14 | Выборы в истории человечества. Роль выборов в условиях демократического правления | 1 |
15 | Причастность к политической партии. Участие в референдуме | 1 |
16 | Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» | 1 |
17 | Федеральные законы «О выборах Президента РФ», «О референдуме РФ» | 1 |
18 | Активное и пассивное избирательное право. Политическая активность. | 1 |
19 | Практическая работа: Составление памятки «Права и обязанности несовершеннолетних» | 1 |
20 | Практическая работа: Мини-проект «Правила поведения в классе, школе» | 1 |
21 | Практическая работа: Сбор материала из газет, журналов, интернет-источников о заключенных несовершеннолетних | 1 |
22 | Практическая работа: Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?» | 1 |
23 | Практическая работа: Сочинение: «Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс?» | 1 |
24 | Практическая работа: Работа с текстом «Закона об образовании» | 1 |
25 | Сообщения учащихся: «Что дает семья ребенку?» | 1 |
26 | Практическая работа: Разработать систему мероприятий по борьбе с правонарушениями и их предупреждению | 1 |
27 | Практическая работа: «Профессия - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый» | 1 |
28 | Анализ международных документов и норм международного права с целью классификации основных прав человека: гражданских, политических, социально-экономических, культурных | 1 |
29 | Практическая работа: Создание коллажа «Потребитель» | 1 |
30 | Практическая работа: Решение отдельных правовых ситуаций с учетом личного социального опыта | 1 |
31 | Практическая работа: Составление информационных бюллетеней. | 1 |
32 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности | 1 |
33-35 | Презентация и защита индивидуального проекта | 3 |