Пояснительная записка
Сегодня одной из актуальных проблем современной России является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В последние десятилетия в нашем обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как патриотизм, долг, честь, достоинство, знание героического прошлого своей страны. Необходимость воспитания детей и подростков в духе патриотизма, любви к Родине, а также стремления к активному участию в жизни общества подчёркивается вряде документов федерального и регионального уровня.
В Концепции модернизации образования сформулированы приоритеты системы образования, среди которых - готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников к условиям меняющегося общества, социальную мобильность молодых людей, их способность к быстрой смене социальных ролей, возможность активного и творческого участия в социальном процессе.
Актуальность гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения подтверждается целым рядом официальных документов последнего десятилетия:
«Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.», утвержденная приказом Минобразования России от 18.10.99 г. No 574;
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 15.01.2003 г. No 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»; «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 г. N 823).
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), а также «Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников» и «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся».
Юрий Алексеевич Гагарин всегда был и остаётся примером мужества, целеустремленности, символом победы человека над таинственным космосом, гордостью российского народа на все времена. На примере жизни и деятельности этого великого человека воспитывалось не одно поколение школьников, в том числе. Нет сомнения в том, что настало время создать детскую общественную организацию, основным направлением работы которой стало бы гражданско-патриотическое воспитание школьников.
На первой ступени закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества и гражданина своего Отечества, развиваются коммуникативные
способности ребёнка. Решение одной из главных задач образования – развитие творческого потенциала школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
В связи с этим, кружок «Юные гагаринцы» на базе МБОУ Лицей №15 может стать фундаментальной основой и действенным средством в деле воспитания будущих граждан России. Деятельность детской организации является составной частью воспитательного процесса в школе.
Главным ориентиром деятельности организации является:
- формирование мировоззрения, опирающегося на полученные предметные знания и умения;
- формирование активной жизненной позиции, основанной на положительном отношении к ценностям семьи и общества;
- готовность через дело утвердить себя сначала в коллективе сверстников, а затем и в обществе.
Основополагающими принципами социализации личности являются:
1. Принцип природосообразности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти.
2. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия, добровольности.
З. Личностно - ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности. Развитие каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития.
4. Деятельный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между членами организации, меняется отношение к самому себе - растёт самоуважение.
Включенность детей в реальные социально-значимые отношения.
Работая по данной программе, члены этого кружка получают:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
- участие в планировании работы кружка.
Главной целью кружка «Юные гагаринцы» является воспитание чувства гордости за Родину, за великие достижения её выдающихся граждан в прошлом и настоящем, воспитание чувства любви и уважения к малой родине.
Задачи:
сохранять и развивать патриотические и культурные традиции страны и г. Саратова.
способствовать сохранению преемственности поколений
воспитывать уважительное отношение к героям Космоса, к славному историческому прошлому Космонавтики
повышать мотивацию к познавательной, поисковой и творческой активности обучающихся в области космонавтики
создавать условия для самореализации личности, для удовлетворения интересов, целей ребёнка, лидерского потенциала
развивать способности обучающихся через различные виды деятельности, в том числе и проектную деятельность
выявлять, поддерживать и развивать одарённых детей, проявляющих интерес к Космонавтике
Деятельность кружка «Юные гагаринцы» направлена на достижение следующих результатов:
повышение интереса к истории и традициям г. Саратова,
повышение познавательной, поисковой и творческой активности учащихся в областикосмонавтики посредством проведения школьных мероприятий (Гагаринская неделя, «Космический марафон», Фестиваль ученических проектов, приём в ряды юных гагаринцев и др.);
введение в систему работы школы эффективных форм деятельности (индивидуальной, групповой) с детьми, проявляющих интерес к Космонавтике;
расширение участия школьников в конкурсных мероприятиях городского, районного, регионального, Всероссийского и Международного уровня (Международный конкурс «Звёздная эстафета» и др.);
самореализация личности, удовлетворение интересов, целей ребёнка, его лидерского потенциала;
п/п | Форма проведения мероприятия | Название мероприятия | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание |
| Библиотечные уроки | «Космическая азбука» | Обзор литературы о космонавтах и космосе | 02.09-10.09 | |
| Настольные и компьютерные игры | «Космический бой» | Участие в играх | 13.09-17.09 | |
| Настольные и компьютерные игры | «Космическое путешествие» | Участие в играх | 20.09-24.09 | |
| Информационные минутки | «Вести с орбиты» | Подготовка и сообщение информации о космических новостях | 27.09-1.10 | |
| Беседы у тематических стендов | «В космос шаг за шагом», «Россия космическая», | Просмотр стендов, демонстрирующих знания человечества о космосе, деятельности по освоению космоса, жизни и деятельности космонавтов | 4.10-8.10 | |
| Читательский клуб | «Гагаринские чтения» | Чтение и обсуждение литературы о космонавтах и космосе | 11.10-15.10 | |
| Уроки мужества | «Знаете, каким он парнем был...» | Подготовка материалов, выступление и обсуждение | 18.10-22.10 | |
| Тематический час | «Ими по праву гордится страна» (ко дню рождения К.Э.Циолковского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина, В.М.Комарова). | Подготовка материалов, выступление и обсуждение | 25.10-28.10 | |
| Тематический час | «Покорение небес» (к памятным датам авиации и космонавтики) | Подготовка материалов, выступление и обсуждение | 8.11-12.11 | |
| Кинозал | «Человек. Космос. Вселенная» | Просмотр и обсуждение фото, кино и видеоматериалов и фильмов по истории авиации и космонавтики | 15.11-19.11 | |
| Гостиная | «Гагаринские встречи» | Беседа с космонавтами и людьми разных профессий, работающих в космической отрасли | 22.11-26.11 | |
| Онлайн-экскурсия | Музей космонавтики | Просмотр экспозиции | 29.11-3.12 | |
| Онлайн-экскурсия | Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина | Просмотр экспозиции | 6.12-10.12 | |
| Онлайн-экскурсия | Музей Военно-Воздушных сил в Монино | Просмотр экспозиции | 13.12-17.12 | |
| Онлайн-экскурсия | Ракетно-космическая корпорация "Энергия" | Просмотр экспозиции | 20.12-24.12 | |
| Литературно-музыкальные композиции | «Опустела без тебя земля», «Имя Ю.А.Гагарина в памяти нашей», «Им покорилось небо» и др. | Подготовка сценария, репетиции и выступление | 10.01-14.01 | |
| Тематические конкурсы чтецов | «Человек и космос» | Подбор и подготовка стихотворения для чтения | 17.01-21.01 | |
| Тематические конкурсы и выставки рисунков | «Космические горизонты», «Космические фантазии», «Путешествие в прошлое» | Выполнение творческих работ | 24.01-28.01 | |
| Тематические конкурсы сочинений | «Кто такие космонавты?», «Каким был Ю.А.Гагарин?» | Выполнение творческих работ | 31.01-04.02 | |
| Тематические конкурсы сочинений | «Я хочу быть космонавтом», «Письмо на орбиту» | Выполнение творческих работ | 07.02-11.02 | |
| Тематические конкурсы поделок | «Воздушные корабли» | Выполнение творческих работ | 14.02-18.02 | |
| Тематические конкурсы поделок | «Космическая техника» | Выполнение творческих работ | 21.02-25.02 | |
| Тематические конкурсы поделок | «Мир инопланетян» | Выполнение творческих работ | 28.02-04.03 | |
| Выставки тематических стендов, газет, альбомов | «Они были первыми» | Подбор материала, работа по оформлению стендов, газет, альбомов | 07.03-11.03 | |
| Интеллектуальные викторины | «Наша Галактика», «Звёздный час», «Покорители неба», «Покорители космоса» и др. | Участие в конкурсной программе | 14.03 – 18.03 | |
| Развлекательно- Игровые программы | «Поле космических чудес» | Участие в программе | 21.03- 23.03 | |
| Однодневная игра-путешествие | «Космический марафон» | Участие в игре, выполнение заданий | 04.04-08.04 | |
| Проектная деятельность (индивидуальная, групповая) | «Какие тайны скрывает космос?», «Космос в жизни моей семьи», | Информационные проекты о людях, событиях и технике прошлого, настоящего и будущего в авиации и космонавтике. | 11.04-15.04 | |
| Проектная деятельность (индивидуальная, групповая) | «Один день из жизни космонавта на земле», «Какой он – рабочий день в космосе?» | Информационные проекты о людях, событиях и технике прошлого, настоящего и будущего в авиации и космонавтике. | 18.04-22.04 | |
| Творческие проекты (поделки): | «Город на Марсе», «Летательная техника», «Космический дом» и др. | Подбор материала, оформление, представление на классном часе, сборе, родительском собрании, Фестивале ученических проектов и т.д. | 25.04-29.04 | |
| Виртуальная газета (Интернет) | О людях, событиях и технике прошлого, настоящего и будущего в авиации и космонавтике | Участие в проекте | 02.05-06.05 | |
| Сетевые игры и конкурсы (Интернет) | «Со скоростью света по Млечному пути» (организатор Интернет-портал «Началка») | Участие в проекте, выполнение заданий | 09.05-13.05 | |
| Тематический час | «Гагаринские уроки» | | 16.05-20.05 | |
| Итоговый сбор | «Мы-гагаринцы». «Чему мы научились» | | 23.05-27.05 | |