Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа»
Михайловского района Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/Лабутина Н.Ф./ Протокол №___от «___»____________201_г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______/Смирнова Е.И./ «___» ________ 201_ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______/Тимофеева В.В./ Приказ №____________ от «___» ______________201_г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
курса внеурочной деятельности
«Юный журналист»,
6 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Богданова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
2016 г.
Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
Метапредметные:
- освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
Предметные:
- освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
4) формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
5) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;
6) осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;
9) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
10) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
11) формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи;
12) умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии;
13) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
14) развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.
Форма подведения итогов работы по программе.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы курса внеурочной деятельности «Юный журналист», отражающими достоверность полученных результатов освоения программы, являются: тесты, взаимопроверки (взаимозачет), рефлексия, игры, презентация работ, участие в школьных, районных, всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, а также ведение дневника педагогических наблюдений, составления портфолио учащихся.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название раздела | Количество часов для изучения раздела | Основное содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Введение | 4 | Журналистика в России. История появления. Журналистика как профессия. Выпуск школьной газеты. Знаменательная дата. | Урок-лекция, Урок творчества | Конспектирование, изучение нового материала, подготовка школьной газеты к Дню Учителя |
2 | С чего всё начинается? | 8 | Журналистское произведение. Методы сбора информации. Интервью как метод сбора информации. Подготовка интервью, посвящённого Дню бабушек и дедушек. Типы речи. Стили речи. Литературное редактирование текста. Выпуск школьной газеты. Знаменательная дата. | Урок-лекция, Урок-практикум, Урок творчества | Работа с образцовым текстом, идейно-художественный разбор Выполнение упражнений |
3 | Жанры журналистики. | 11 | Понятие "жанр", жанрообразующие факторы. Информационные жанры. Заметка как жанр. Подготовка репортажа о необычных памятниках, его презентация. Аналитические жанры. Обзор, рецензия, комментарий. Статья. Подготовка газетной статьи. Художественно-публицистические жанры. Зарисовка. Выпуск школьной газеты. Знаменательная дата. | Урок-лекция, Урок-конференция, Урок-исследование Урок творчества | |
4 | Проект "Моя газета" | 3 | Разработка проекта "Моя газета". Презентация проекта "Моя газета". | Урок-экскурсия, Урок-презентация | Посещение редакции газеты, презентация собственных проектов |
5 | СМИ | 6 | Средства массовой информации. История появления теле и радиовещания в России. Типы радиопередач и телепередач. Написание сценария радиопередачи (телепередачи). Игра "Угадай-ка" | Урок-игра, Урок-лекция, Урок творчества | |
6 | Подведение итогов работы | 2 | Викторина "Лучший юный журналист" | Урок-викторина | Проведение викторины "Лучший юный журналист" |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Раздел 1: Введение (4 часа) |
1 | Журналистика в России. История появления. | 1 | |
2 | Журналистика как профессия. | 1 | |
3-4 | Выпуск школьной газеты. Знаменательная дата. | 2 | |
Раздел 2: С чего всё начинается? (8 часов ) |
5 | Журналистское произведение. | 1 | |
6 | Методы сбора информации. | 1 | |
7 | Интервью как метод сбора информации. Подготовка интервью, посвящённого Дню бабушек и дедушек. | 1 | |
8 | Типы речи. | 1 | |
9 | Стили речи. | 1 | |
10-11 | Литературное редактирование текста. | 2 | |
12 | Выпуск школьной газеты. Знаменательная дата. | 1 | |
Раздел 3: Жанры журналистики (11 часов) |
13 | Понятие "жанр", жанрообразующие факторы. | 1 | |
14 | Информационные жанры. | 1 | |
15 | Заметка как жанр. | 1 | |
16-17 | Подготовка репортажа о необычных памятниках, его презентация. | 2 | |
18 | Аналитические жанры. | 1 | |
19 | Обзор, рецензия, комментарий. | 1 | |
20 | Статья. Подготовка газетной статьи. | 1 | |
21 | Художественно-публицистические жанры. | 1 | |
22 | Зарисовка. | 1 | |
23 | Выпуск школьной газеты. Знаменательная дата. | 1 | |
Раздел 4: Проект "Моя газета" (3 часа) |
24 | Разработка проекта "Моя газета". | 1 | |
25-26 | Презентация проекта "Моя газета". | 2 | |
Раздел 5: СМИ (6 часов) |
27 | Средства массовой информации. | 1 | |
28 | История появления теле и радиовещания в России. | 1 | |
29 | Типы радиопередач и телепередач. | 1 | |
30 | Написание сценария радиопередачи (телепередачи). | 1 | |
31 | Игра "Угадай-ка". | 1 | |
32 | Средства массовой информации. | 1 | |
Раздел 6: Подведение итогов работы (2 часа) |
33-34 | Викторина "Лучший юный журналист". | 2 | |
Лист внесения изменений
внеурочной деятельности /общеразвивающих занятий/
по учебному курсу «Юный журналист»
6 класс, 2016-2017 учебный год
Реквизиты приказа директора школы | Заменяемая тема | Уплотняемая тема | Новая тема | Кол-во часов | Период корректировки (неделя, месяц, четверть) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |