МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Верейской СОШ № 1
_______________________ Т.А.Шубина
Приказ от_____________ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Олимп»
для 6 «А» класса
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель: учитель математики
Зиновьева Ольга Викторовна
Верея, 2021
Цель изучения: обучение решению нестандартных задач по математике, а также подготовка к участию в олимпиадах по математике.
Задачи:
развивать логическое и творческое мышление, математический кругозор, интеллект обучающихся;
создавать условия для творческой самореализации обучающихся;
углублять и расширять знания учащихся по математике;
повышать степень вовлеченности обучающихся в учебно-творческую деятельность;
пробуждать активность познавательных интересов;
формировать умения представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы;
повышать математическую культуру учащихся.
Общая характеристика курса.
Курс «Олимп» предназначен для учащихся 6 классов. Он относится к обще-интеллектуальному направлению внеурочной деятельности. Актуальность курса заключается в том, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа занятий рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Раздел 1. Планируемые результаты.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметных результатов:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметных результатов:
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирования информации, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – в таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Формы организации учебных занятий.
Беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Раздел 2. Содержание курса обучения.
Арифметика.
Методы устного счёта. Признаки делимости. Делимость и остатки. Числовые ребусы. Последняя цифра степени. Проценты. Десятичная система счисления. Числовые неравенства и оценки. Арифметические конструкции.
Геометрия.
Задачи на разрезания, перекладывания и построения фигур. Геометрия танграма. Стомахион. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением. Задачи на дополнение с идеей симметрии. Неравенство треугольника в задачах на местности.
Логика.
Логические таблицы. Переливания. Взвешивания. Популярные и классические логические задачи.
Принцип Дирихле: 1) принцип переполнения и не заполнения; 2) доказательство от противного;
3) конструирование «ящиков».
Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения.
Игры: 1) игры-шутки;2) выигрышные позиции;3) симметрия и копирование действий противника.
Чётность:1) делимость на 2;2) чередования;3) парность.
Алгебра.
Буквенные выражения и уравнения.
1) устный счёт;2) задачи на экстремум.
Анализ.
Нестандартные задачи на движение. Суммирование последовательностей:1) арифметическая прогрессия; 2) геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и 1/2.
Теория множеств.
Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.
Комбинаторика.
Правило произведения и суммы. Факториал. Правило дополнения. Правило кратного подсчёта.
Раздел 3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Арифметика | 8 |
2 | Геометрия | 6 |
3 | Логика | 10 |
4 | Алгебра | 2 |
5 | Анализ | 2 |
6 | Теория множеств | 2 |
7 | Комбинаторика | 4 |
| | |
| итого | 34 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия. | Дата занятия |
| | планируемая | фактическая |
Арифметика (8 ч.) |
1 | Методы устного счета. | | |
2 | Числовые ребусы. | | |
3 | Признаки делимости на 4, на 8. | | |
4 | Делимость и остатки. | | |
5 | Последняя цифра степени. | | |
6 | Задачи с цифрами. | | |
7 | Числовые неравенства и оценки. | | |
8 | Арифметические конструкции. | | |
Геометрия (6 ч.) |
9 | Задачи на разрезания, перекладывания и построения фигур. | | |
10 | Геометрия танграма. | | |
11 | Стомахион. | | |
12 | Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением. | | |
13 | Задачи на дополнение с идеей симметрии. | | |
14 | Неравенство треугольника в задачах на местности. | | |
Логика (10 ч.) |
15 | Логические таблицы. | | |
16 | Переливания. | | |
17 | Взвешивания. | | |
18 | Популярные и классические логические задачи. | | |
19 | Принцип Дирихле. | | |
20 | Принцип Дирихле. | | |
21 | Раскраски: шахматная раскраска, замощения. | | |
22 | Решение задач с использованием четности чисел. | | |
23 | Логические игры. | | |
24 | Математические игры и стратегии. | | |
Алгебра (2 ч.) |
25 | Буквенные выражения и уравнения. | | |
26 | Задачи на экстремум. | | |
Анализ (2 ч.) |
27 | Нестандартные задачи на движение. | | |
28 | Последовательности. | | |
Теория множеств (2 ч.) |
29 | Булевые операции над множествами. | | |
30 | Формула включений и исключений. | | |
Комбинаторика (4 ч.) |
31 | Правила произведения и суммы. | | |
32 | Факториал. | | |
33 | Правило дополнения. Правило кратного подсчета. | | |
34 | Решение комбинаторных задач. | | |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________Ю.В.Дмитриева
«____» ______________________ 2021 г.
Согласовано
на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
Протокол от______________ № ____
17