СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного модуля "Удивительный Байкал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассчитана на использование во внеурочной деятельности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного модуля "Удивительный Байкал"»

Пояснительная записка

Общая характеристика модульной программы.

Модуль реализуется в среде мультифункционального технологического сервиса. Сервис предусматривает сетевое взаимодействие учителей предметников сети, в котором дополняется и изменяется содержание профессиональным сообществом. Ученик может в данном сервисе просмотреть предлагаемые ему модули и зарегистрироваться в нём для его изучения. Также он может запланировать свою работу сам, выбрать часы для изучения теории и часы для работы практически. Здесь же в МТС учащийся выбирает себе форму оценивания – это может быть on-lain срез, off – lain срез, очное тестирование.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

Преподавание модульной программы проводится во время занятий в форме нелинейного расписания или же во внеурочное время во второй половине дня по усмотрению учителя. Модульная программа также может быть реализована для малокомплектных школ по предметным модулям.

Программа рассчитана на 1 час в неделю во 2-3 классах и 0,5 ч. для 4 класса. Продолжительность занятия 35-40 минут.

Модульная программа рассчитана на 16 часов, которая состоит из вариативной и инвариантной части, делёная по усмотрению учителя. (может взять 10 часов из инвариативной части и 6 часов в вариативной части)

Контроль и оценка планируемых результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.


Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по выбранным методикам учителя (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Отслеживание результатов УУД заносится в диагностическую карту, где учитель сам отбирает компетенции, которые он хочет проверить на данном занятии. Результаты проверки также могут фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Такая оценка может быть в любом из модулей.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:


– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;


– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;


– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;


– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Данный модуль строится по принципу разновозрастного обучения: когда старший ученик обучает более младшего, но и может младший обучить старшего, если тот по тем или иным причинам не освоил предыдущий материал.

Пары, группы могут быть назначены учителем или дети сами выбирают по желанию свой состав, причем состав может произвольно меняется. Кроме того, разновозрастные занятия проводятся по предметам «Окружающий мир» и «Музыка», причем старшие дети по окончании занятия или серии занятий выполняют различные творческие работы.

На уроках старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика.

В РВО работает принцип взаимообучения. Он основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. 

Специальные целевые ориентации РВО: 

- развитие мотивации учения; 

- усвоение ЗУН; 

- создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи; 

- развитие коммуникативных качеств личности; 

- формирование организаторских умений и навыков; 

- развитие самостоятельности; 

- овладение способами самоорганизации; 

- развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др. 

Занятие в РВГ предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке

занятия.

Календарно-тематическое планирование модуля.


№ урока

Тема, раздел

Кол-во часов

Форма обучения

Форма проведения


Характеристика деятельности учащихся

Результаты деятельности ребёнка

Диагностический инструментарий

Результат


Регистрация на МТС, выбор модуля, составление плана прохождения модуля

1

заочная

Самостоятельная, совместная с родителями или учителем

Возможность выбора модуля

Умение работать с сервером, интернетом


Вход в МТС

1

Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать.

1

Урок ознакомления с новым материалом (очная форма)

Урок –игра с введением диалога и беседы, знакомство с работой, выбор форм работы

Фрагменты видеофильмов о детях и животных- малышах, которые познают мир -10 мин

Игра -10 мин

Проектирование рисунка «Я исследователь» -10 мин

Подведение итогов -5 мин

Умение слышать и слушать.

Первичное умение задавать

вопросы.

Первичное умение вести диалог.

Учимся мотивировать свой труд на уроке.

Учимся задавать вопросы учителю и себе.

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)

Выставка работ, защита

2

Байкал

1

Экскурсия,инвентур 8часов)

Творческая, поисковая с литературой, интернет-ресурсов,

дайвинг

Работа Фотоаппаратом

Видеокамерой –

сбор гербарий

интересных природных, камней,

ракушек, водорослей, находок- 40 мин


Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока.

Учимся наблюдать за природой и делать элементарные пометы в рабочих тетрадях по итогам наблюдений.

Учимся вслушиваться и всматриваться в природу и собирать в природе материал.

Оценочный лист наблюдений деятельности детей

выставка фотографий, гербарий, интересных находок

3

Что мне интересно узнать о Байкале?

1

Заочная форма работы

Off-lain занятие (запись урока по построению записей исследовательских работ)

Самостоятельная работа

Выполнение записей в тетради по итогам экскурсии- 20 мин (запись наблюдений)

Работа за компьютером

Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока.

Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют.

Учимся делать элементарные записи в «Тетради исследователя- проектировщика»

Лист оценки «Оцени себя и свою работу»

Тетрадь с заметками

4

Учимся наблюдать за природой Байкала, явлениями природы

(погода, облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.)

1

очная форма работы

Самостоятельная практическая работа с камерой на воздухе, работа с измерительными приборами (термометр, прибор по определению направления ветра (флюгер), компас

Работа с видеокамерой и фотоаппаратом.

Просмотр видеофильма о природе.

Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока

Учимся наблюдать и делать пометы в черновиках по ходу наблюдений.


выставка фотографий, видео

5

Опыты, опыты, опыты) исследование байкальской воды (химический состав), растительного и животного мира

1

Очная форма

исследование

урок-диалог

Проведение опытов-15 мин

Запись исследований и результатов в тетрадь – 10 мин

Подведение итогов – 10мин

Учимся целеполаганию и выстраиванию задачи урока.

Учимся проводить простейшие опыты и рассказывать о способах их проведения.

Учимся обдумывать проблему и темы исследования,

обговаривать личную мотивацию исследования и делать элементарные записи- пометы в « Тетради исследователя»

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)

опыты

6

Проект и его обдумывание: мотивация - тема-цель- задачи-конечный продукт

1

Очная форма

Консультация по проектным задачам

1гр-макет Байкала,2гр-фотогалерея,3гр-растительный и животный мир (заповедники)

Формирование проектных групп.

Выделение проблемы в группе. Распределение ролей.

Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока.

Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования:

-проект

-мотивация

-тема в виде вопроса- проблемы

-цель

-задачи

-конечный продукт проектирования

-оформление

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-)

Создание проектных групп

7

Выбираем и обдумываем наш общий проект «Удивительный Байкала

1

Очная форма

Консультация по проектам

урок-практикум

Работа в группах

Учимся целеполаганию и выстраиванию

Задач урока.

Практическая работа над целью, проблемой, гипотезой, звездочкой обдумывания общего проекта

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-)


8

Намечаем план-схему выполнения проекта. Презентации о Байкале( макет, растения, животные)

Какой разнообразный мир книг!

1

Заочная форма

Самостоятельная работа в библиотеке школа, районной библиотеке, виртуальной библиотеки сети.

Работа в библиотеке, в виртуальной библиотеки сети (МТС)

Учимся выбирать нужные книги по теме проекта,

Учимся ориентироваться в мире книг в библиотеке.


Рассказ о Байкале, фотогалерея, сказки, легенды,

Стихи, пословицы, загадки

9

Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта

1

Заочная форма

On-lain занятие по работе с проектом (консультации тьютора)


Работа в интернете:

вебинар на 10 мин.

Работа с информацией для проекта – 20-30 мин.


Учимся работать с Интернетом.

Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта.

Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования.

Задавать вопросы и отвечать на них в скайпе

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)

Самооценка и взаимооценка найденных в Интернате материалов по теме исследования

10

Обращаемся к опыту знающих людей

1

Очно-заочная форма

Самостоятельная работа по сбору материала для проектной работе

Урок- интервью у приглашенного на урок знатока темы проекта

Работа с фотоаппаратом, взятие интервью, снятие видеоролика

Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования

Учимся простейшим формам оформления полученных ответов на заданные вопросы в рабочих тетрадях

Оценивание коммуникативных компетенций

Оформление полученных сведений в тетради

11-13

От замысла к конечному продукту

(Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте)

3

Заочная форма.

Практическая работа, консультации

Работа над проектом

Учимся практическому освоению замысла и работе по технологической карте

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)


14

Важно уметь защитить свой проект. Готовим защитную речь по теме проекта.

1

Очная форма


Урок-практикум

Урок- тренинг

Подготовка к защите. Устное монологическое коллективное высказывание -защитная речь по теме проекта. Подготовка презентации проекта.

Понятие о защитном слове и его значимости.

Требования к защитному слову.

Учимся слушать образец защитного слова.

Учимся видеть и анализировать

культуру устного выступления.

Учимся умению и культуре задавать вопросы защищающемуся со своим проектом

Оценочные листы в работе группой


15-16

Защита коллективного проекта «Удивительный Байкал»

1

Очная форма

Урок- конференция


Учимся слышать и слушать.

Учимся публично выступать.

Учимся представлять компьютерную презентацию.

Учимся задавать вопросы и отвечать на них

Учимся работать в команде

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся).

Оценивание проекта аудиторией МТС

Проект. Размещение проекта на МТС.

В данном модуле будут задействованы: МТС, СОКО, библиотечный сервис, взаимодействие семьи и ребёнка.