Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова
(МБОУ «Школа-интернат № 9»
Принята педагогическим советом Утверждено приказом протокол №1 от 30.08.2018 г. директора МБОУ «Школа-интернат № 9»
№ 240/1 п от 30.08.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Кукольный театр»
Возраст детей: 12-16 лет
Срок реализации: 2 года
Разработала: Кочеткова Анна Евгеньевна
воспитатель
г. Саров, 2018
Пояснительная записка
Театр - это волшебный край,
в котором ребенок радуется,
играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Определяет содержание и организацию внеурочной деятельности.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным, нравственным и эстетическим воспитанием.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Занятия в кукольном театре у детей с отклонениями в развитии развивают фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. У воспитанника с недостатками интеллекта формируется культура общения. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. Сценическое искусство учит детей быть более общительными, уверенными в себе. Благодаря этому происходит активизация познавательной деятельности ребенка, осуществляется коррекция всех психических процессов, в том числе и развитие эмоционально-волевой сферы. Он обогащает свою речь, расширяет словарный запас.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия сценическим искусством играют важную роль в гармоничном развитии ребенка, в раскрытии его индивидуальных творческих способностей.
Особое значение театральное творчество приобретает в коррекционной школе. Театральное творчество формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, лисичку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его значение намного шире.
Театральное творчество воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в детском коллективе. Организация освоения ребенком театрального искусства в коррекционной школе способна эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона ученика и педагога, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. При правильном подходе педагога к занятиям театральное творчество активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам.
Кукольный театр располагает большими возможностями. Он воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Дети с отклонениями в развитии очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Формирование эстетической культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия театрализации происходит как в процессе активного участия в театральном действии, так и во время просмотра спектаклей. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
В основе деятельности педагога лежат следующие принципы:
- коррекционная направленность;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса;
- комплексное обучение на основе передовых психолого - медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов педагогу необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка, оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.
Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.
Игра различных направлений, игра с куклой - основной вид деятельности ребёнка. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот он уже перестаёт бояться публики, учителей на уроках и превращается в прекрасного оратора, владеющего телом, мимикой. Проходит время, и ребёнок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи.
Кукольный театр - стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся интересы и мало кто из них станет актёром - сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью.
Направленность программы: художественно-эстетическая направленность.
Целью программы является– создание условий для гармонического развития личности ребенка, раскрытие его индивидуальных творческих способностей и социальная адаптация к условиям современной жизни.
Реализация данной программы направлена на решение следующих задач:
развитие вокальных способностей воспитанников;
развитие у детей способностей к самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
развитие мотивации на творческую деятельность;
коррекция внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, мышления;
расширение музыкального кругозора и приобщение к общечеловеческим ценностям;
раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
научить детей самостоятельно изготавливать куклы.
Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Программа рассчитана на 2 года обучения. На каждый год обучения разработан определённый минимум умений, навыков, знаний по освоению элементов театрализации, включающий:
- умение брать на себя роль, используя при этом выразительные средства;
- овладение разнообразными игровыми навыками;
- совершенствование речи, её выразительности, эмоциональной окраски,
дикции.
II. Содержание программы
Программа предусматривает следующие разделы и темы:
1.Разновидности театров (театр картинок, “Волшебные пальцы”, теневой театр, драматический театр, театр оперы и балета).
2. История кукольного театра. Виды кукольных театров и театральных кукол (театр Петрушки или театр би-ба-бо, перчаточный, театр марионеток).
3.Посещение драматического театра.
4.Посещение театра кукол «Кузнечик».
5.Обсуждение спектакля (зарисовки).
6. Знакомство с театральной лексикой.
7.Разучивание скороговорок.
8. О тех, кто создает спектакль (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель).
9. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней).
10.Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения педагогом, беседа).
11. Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.
12.Отработка чтения каждой роли (за столом).
13.Интонация. Настроение, характер персонажа.
14.Изготовление театральных декораций.
15. Обучение соединению действия куклы со словами роли.
16.Этюды и упражнения с куклами.
17.Занятия сценическим движением.
18. Занятия техникой речи.
19.Создание декораций и бутафории к спектаклю.
20.Музыкальное оформление спектакля.
Репертуарный план
1-й год | 2-й год |
Музыкальные спектакли по русским народным сказкам: - Репка - Участие в акции «Подарок другу» (театрализованное представление рнс «Колобок») - Теремок - Заюшкина избушка - Волк и семеро козлят | Музыкальные спектакли по русским народным сказкам: - Курочка Ряба - Зимовье - Красная шапочка. |
В подготовку спектакля входят подбор произведений – русских народных сказок и оформление спектакля, начиная с оформления кукол, декораций. Необходимо создание психологически комфортной атмосферы занятий. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.
Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые предлагаются детям в процессе реализации программы погружают детей в присущую им стихию игры, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память). Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место.
Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе даст возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где используются разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
В процессе реализации программы особое внимание уделяется играм со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Возможность сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве.
Музыкальное оформление спектаклей включает в себя разучивание песен (сольное и ансамблевое исполнение), запись фонограмм помогает организовать работу, совершенствует вокальное мастерство воспитанников, учит их слушать музыку.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол «Кузнечик» и драматический театр. В процессе реализации программы дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов: | Всего часов |
| | 1 год 2 год | |
1. | Вводное занятие. Театр. Общие сведения о театральном искусстве и театре. | 1 1 | 2 |
2. | История возникновения театра. | 2 2 | 4 |
3. | Древнегреческий театр. | 1 1 | 2 |
4. | Театр Китая. | 1 1 | 2 |
5. | Таинственные превращения. (Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства). | 2 2 | 4 |
6. | О тех, кто создает спектакль. Знакомство с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | 2 2 | 4 |
7. | Приемы релаксации | 2 2 | 2 |
8. | Экскурсия в драматический театр. | 2 2 | 4 |
9. | Самые известные театры мира. | 1 1 | 2 |
10. | Изготовление ширмы. | 2 2 | 4 |
11. | Обучение работе над ширмой. (Учить надевать куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков). | 3 3 | 6 |
12. | Сценическая речь, бытовая. Форма речи. Тренинг речевой. | 2 2 | 4 |
13. | Основы актерского мастерства: голос, дикция, интонация, эмоции. | 2 4 | 6 |
14. | Разучивание скороговорок, чистоговорок. | 2 2 | 4 |
15. | История кукольного театра. | 2 2 | 4 |
16. | Путешествие в мир играющих кукол. Виды кукольных театров и театральных кукол. | 2 2 | 4 |
17. | Посещение театра кукол «Кузнечик» | 2 2 | 4 |
18. | Обсуждение спектакля. Его анализ | 1 1 | 2 |
19. | Настольный театр – самый простейший вид кукольного театра. | 2 2 | 4 |
20. | Теневой театр. Изготовление фигур из дерева. | 4 4 | 8 |
21. | Пальчиковый театр. Знакомство с вариантами пальчиковых кукол. Изготовление кукол из фетра или кусочков пальтовой ткани по выкройкам. | 4 4 | 8 |
22. | Театр Петрушки или театр бибабо. | 2 2 | 4 |
23. | Театр марионеток. Принцип работы куклы-марионетки. Изготовление куклы. | 4 4 | 8 |
24. | Концентрация дыхания и внимания. Работа с текстом. | 1 2 | 3 |
25. | Речь и пластика. Репетиция номера к выступлению. | 2 2 | 4 |
26. | Постановочная и репетиционная деятельность. | 10 10 | 20 |
27. | Приспособление актера..(Изготовление и оформление декораций к спектаклям). | 6 6 | 12 |
| Итого | 68час. 68 час. | 136 час |
III. Механизм реализации программы
Организована 1 группа - дети в возрасте 12-16 лет.
Режим деятельности драматического кружка: проводится 2 раза в неделю. Длительность проведения занятия, учитывая возраст детей и их индивидуальные возможности 40 минут.
Режим работы:
Понедельник 14 ч. – 14 ч. 40 мин.
Вторник 14 ч. – 14 ч. 40 мин.
Общая структура работы театрального кружка:
Речевая разминка.
Её цель:
развитие речевого дыхания;
формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.
а) упражнения на развитие речевого дыхания;
б)дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);
в)дидактические игры.
Новая информация.
Способы её подачи:
3. Физкультминутка
4. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;
5. Подведение итогов.
Анализ деятельности детей.
Основные формы работы с детьми:
- игра;
- метод игровой импровизации;
- упражнения на расслабление и напряжение мышц;
- метод действенного анализа (этюдная методика);
- беседа;
- мастер – класс;
- творческая мастерская;
- учебное занятие;
- посещение музеев, театров;
- экскурсии в городской выставочный зал;
- концертная деятельность (демонстрация спектаклей для младших школьников и воспитанников детских садов).
Формы проведения занятий:
- групповые;
- индивидуальные.
Учебно-методическое обеспечение:
- методические разработки;
- информационный материал;
- наглядные пособия;
- фотографии;
- видеоматериалы;
- образцы изделий;
- шаблоны;
- раздаточный материал.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Занятия проводятся в классе и актовом зале школы два раза в неделю. В классе имеется техническое оборудование: музыкальный центр, микрофоны, компьютер. Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.
Для создания спектаклей приобретены куклы-перчатки, изготовленные в пошивочной мастерской г. Н.Новгорода. Театральная ширма создана участниками объединения. В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций. Материалами для изготовления кукол, бутафории и декораций обеспечивает педагог.
Результат реализации данной программы - развитие творческих, актерских способностей и художественного воображения у детей. Речевые упражнения способствуют выработке правильной дикции, эмоционально-окрашенной речи. Работа с куклами развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук. Исторические сведения расширяют кругозор и обогащают представления ребенка об окружающем мире.
Кукольные представления, подготовленные детским объединением, демонстрируются для малышей 1, 2 и 3 групп на общешкольных праздниках и в детских садах.
В результате непосредственно - образовательной деятельности в драматическом кружке:
Дети будут ЗНАТЬ:
назначение театра;
о деятельности работников театра;
виды театров;
виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
Дети будут УМЕТЬ:
передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
контролировать внимание;
принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Дети будут иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
о сценическом движении;
о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Дети будут владеть НАВЫКАМИ:
определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
подбора собственных выразительных жестов;
психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
произнесения небольших монологов;
произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Способы проверки знаний:
- игра-викторина на усвоение пройденного материала
- итоговый тренинг
- самостоятельная подготовка этюдов учениками
- участие и показ спектакля
IV. Литература
Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1989.
«Вторая жизнь вещей» под. ред. П.Р. Атупова, 1989.
Голловский Б. Кукольная Москва.// Детская энциклопедия// №4, 2006.
Голловский Б.П.. Кукольный театр.: АиФ. - М, 2009.
Голловский Б.П..Сказочные герои.: АиФ. - М, 2008.
Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.
Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.
Караманенко Т.Н.Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам.: АиФ.-М, 2010.
Королев М. «Искусство театра кукол» ; Искусство , 1973.
Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок 19-начала 20 века.Антология. : Бахрам.-М., 2013.
Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство , 1973.
Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Для дошкольных образовательных учреждений. : АРКТИ, 2013 г.
Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования. АРКТИ, 2007.
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками.: Рольф, 2011.
Фатеев С. Театр в школе, дома и в детском саду.- М, 2011.
Федотов А. «Секреты театра кукол» - М ; Искусство, 1963.
Устав кружка.
Права членов кружка:
- членом кружка может стать каждый учащийся, любящий кукольное искусство и желающий принимать участие в постановке спектаклей;
- член кружка имеет право самостоятельно изготавливать простейшие перчаточные куклы;
- члены кружка имеют право показывать свои спектакли сверстникам, малышам детских садов, старшеклассникам, родителям.
Обязанности членов кружка:
- член кружка обязан строго соблюдать дисциплину, регулярно посещать занятия;
- добросовестно выполнять все задания;
- бережно относиться к куклам и декорациям;
- расширять свой кругозор в области театрального искусства.