Пояснительная записка.
Факультатив «Естествознание» и «Естествознание 2.0» является дополнением к основному курсу химии и биологии и направлен на развитие познавательной активности учащихся. При опоре на базовый курс биологии программа расширяет и углубляет его, содержит опережающую информацию по курсу химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, дает представление об экспериментальном методе познания в естествознании, о тесной взаимосвязи теории и эксперимента.
Программа в 7 классе рассчитана на 35 часов, из них 9 часов практических занятий, 5 занятий творческой направленности и 1 экскурсия.
Программа в 8 класса рассчитана на 35 часов, из них 7 часов практических занятий, 6 занятий творческой направленности, семинаров 4 часа.
Цели курса:
1. Развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся, способности к творческой деятельности.
2.Развивать практические умения и навыки в области химического эксперимента, учебно-исследовательской деятельности по предмету.
2.Создавать условия для организации единого учебно-воспитательного процесса.
Задачи курса:
1.Развитие у учащихся навыков экспериментирования, навыков безопасного и грамотного обращения с веществами.
2.Привлечение учащихся к выполнению индивидуальных заданий, умению презентовать исследуемый материал.
3.Развитие профессиональных устремлений, склонностей к деятельности в области химии.
4.Формирование умений комплексного использования знаний по разным предметам.
Ожидаемые результаты:
1.Умение работать в коллективе, ответственность за свой объект работы в эксперименте.
2.Профессиональное ориентирование на химические специальности.
3.Умение работать со справочной и энциклопедической литературой.
Личностными результатами являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» и «Естествознание 2.0» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и производстве;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов;
- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса для 7 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия | Домашнее задание | Дата |
Раздел 1: Химия четырех стихий (14 часов) |
1 | Введение | | | | | |
2 | Химия в космическом пространстве | 1 | Изучение нового материала | Обзор космического пространства, галактики, планеты их химический состав, астероиды и космические тела | Написать рассказ на тему: «Космос через 1000 лет», «Путешествие атома в космосе» | |
3 | Химические вещества в атмосфере | 1 | Изучение нового материала | Строение атмосферы, ее химический состав, химический состав облаков, влияние положения облаков на количественный состав | Рассказ на тему: «Путешествие капельки воды по атмосфере» | |
4 | Загрязнение атмосферы | 1 | Комбинированный | Причины и пути загрязнения атмосферы, вещества загрязнители, природоохранные мероприятия | Решить задачи в тетради на % загрязнения, и Ar загрязнителей | |
5 | Химические вещества в гидросфере | 1 | Изучение нового материала | Строение гидросферы, ее химический состав, ледники, моря, озера, пруды, дождь. | Подготовить сообщения о веществах гидросферы | |
6 | Загрязнение гидросферы | 1 | Комбинированный | Причины загрязнения, вещества загрязнители, пути загрязнения, пути очистки водоемов, природоохранные мероприятия | Решить задачи в тетради на % загрязнения, и Ar загрязнителей | |
7 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа №1: Изучение проб воды из разных источников | Написать вывод по практической работе | |
8 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа № 2: Определение жесткости воды из разных источников | Написать вывод по практической работе | |
9 | Химические вещества литосферы | 1 | Изучение нового материала | Слои литосферы, химический состав. | Эклогический рассказ: «Один день под землей». | |
10 | Загрязнение почв | 1 | Комбинированный | Причины загрязнения, вещества загрязнители, пути загрязнения, пути очистки почв, природоохранные мероприятия | Решить задачи в тетради на % загрязнения, и Ar загрязнителей | |
11 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа №3: Изучение проб почвы из разных источников. | Написать вывод по практической работе | |
12 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа № 4: Тяжелые металлы в почве (пробы с разных мест) | Написать вывод по практической работе | |
13 | Химические вещества биосферы | 1 | Изучение нового материала | Биосфера, живые организмы, химический состав всех живых организмов на земле | Сообщения | |
14 | Отравление живых организмов, их вымирание | 1 | Комбинированный | Причины вымирания живых организмов планеты, Вещества загрязнители биосферы, природоохранные мероприятия, Красная книга | Решить задачи в тетради на w% загрязнения, и Ar, Мr загрязнителей | |
15 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа №5: Изучение проб биоматериала | 1. Написать вывод по практической работе, 2. Составить кроссворд по теме раздела Химия 4 стихий | |
Раздел 2: Химия красоты и здоровья (6 часов) |
16 | Элементы красоты | 1 | Изучение нового материала | Дидактическая игра, вещества и элементы необходимые для человека и сохранения красоты кожи, ногтей, волос, мышц | Составить проект по составлению самого полезного крема от акне, для рук, и т.д из подручных веществ | |
17 | Микроэлементы и макроэлементы. Витамины. | 1 | Изучение нового материала | Болезни авитаминозов, Роль микро и макроэлементов для организма человека | Составить рецепт витаминного комплекса для суточного приема. | |
18 | Химические вещества в медицине | 1 | Изучение нового материала | Медицина, лекарства, самые важные открытые лекарства последнего века, их химический состав | Воплотить в жизнь любой из составленных проектов. Оформить дневник исследователя. | |
19 | Основы правильного питания | 1 | Изучение нового материала | Основы правильного питания, компоненты, влияние на рацион возраста и места проживания | Составить рацион питания для себя и своей семьи на неделю согласно правилам правильного питания | |
20 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа № 6: Определение белка, углеводов, жиров, минеральных солей в продуктах питания | Подготовка кросворда на 20 слов по разделу химия красоты и здоровья | |
21 | Конкурс кроссвордов «Химическое ассорти» | 1 | Творческий урок | Решение кроссвордов | Составить список самых часто используемых средств бытовой химии | |
Раздел 3: Химия каждый день |
22 | Бытовая химия | 1 | Изучение нового материала | Техника безопасности при работе с бытовой химией, опасные для здоровья вещества. Разбор состава некоторых средств | Записать в дневнике исследователя 10 правил техники безопасности при работе с бытовой химией | |
23 | Химия в ремеслах искусстве | 1 | Изучение нового материала | История некоторых ремесел и искусств, основанных на работе с химическими веществами, современные технологии | Сообщения | |
24 | Пигменты | 1 | Комбинированный | Изучение искусственных и натуральных пигментов, история пигментов и их использования, современные технологии | Подготовить пигменты | |
25 | Веселая мастерская | 1 | Практическая работа | Практическая работа №7: Окрашивание пигментами тканей или др. | | |
Раздел 4: Такой разный кальций |
26 | Мрамор, известняк | 1 | Изучение нового материала | Виды мрамора, формулы известняка и мрамора | Выполнить проект на тему: Где используется кальций сейчас? | |
27 | Кальций в океане | 1 | Комбинированный | Изучение морских обитателей с повещенным содержанием кальция в организме (Коралловые полипы, морские звезды, двустворчатые моллюски, и тд) | Рассказ- фантазия на тему: «Что было бы если из моря пропал бы весь кальций?» | |
28 | Гипс | 1 | Комбинированный | Формула и физические свойства гипса, использование в медицине и искусстве | Принести ракушки и яичную скорлупу | |
29 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа № 8: Изучение качественных реакций на кальций в ракушках и яичной скорлупе | Оформить практическую работу в виде презентации | |
30 | Веселая лаборатория | 1 | Практическая работа | Практическая работа 9: Резиновое яйцо, прозрачное яйцо. | Оформить практическую работу в виде презентации | |
31 | Интерактивная экскурсия по музеям мира | 1 | Экскурсия | Архитектура, мраморные изделия, гипсовые изделия | Подготовка к КВН | |
32 | КВН «Химический бум» | 1 | Творческий урок | | | |
Раздел 5: Итоги года |
33 | Веселое рекламное бюро | 1 | Творческий урок | Создание экологической рекламы по сохранению планеты | Подготовка к презентации лучшего вещества или элемента на планете | |
34 | Конкурс лучшего элемнета или вещества | 1 | Творческий урок | Защита учениками проектов | Записать в дневнике исследователя самоанализ прошедшего года | |
35 | Итоги года | 1 | Творческий урок | Награждение самых активных учеников, лучших проектов, посвящение в лаборанты –экологи | | |
итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование факультативного курса для 8 класса
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные понятия | Домашнее задание | Дата |
Тема 1. Чистые вещества и смеси |
1 | Введение | | | | | |
2 | Чистые вещества и смеси | 1 | Объяснение нового материала | Что собой представляют чистые вещества и смеси. Повторение | Составить список чистых веществ и смесей у вас дома | |
3 | Химическая лаборатория | 1 | Практическая работа | Способы разделения неоднородных смесей, отработка на практике | Разделить вещества из домашнего списка на однородные и неоднородные, предложить способы разделения для неоднородных смесей, сделать запись в тетради | |
3-5 | Химическая лаборатория | 2 | Практическая работа | Способы разделения однородных смесей, отработка на практике | Предложить способы разделения из домашнего списка для однородных смесей | |
6 | Игра: Что? Где? Когда? | 1 | Творческий урок | Применение чистых веществ и смесей | | |
7 | Химическая лаборатория | 1 | Практическая работа | Приготовление взвесей и эмульсий, их разделение | Оформить проект, по разделению смесей используя несколько веществ из домашнего списка | |
Тема 2. Растворы |
8 | Растворы в быту | 1 | Объяснение нового материала | Изучение бытовых растворов дидактических игр | Приготовление питательного раствора для полива комнатных растений | |
9 | Растворы в живых организмах | 1 | Объяснение нового материала | Изучение биологических растворов с использованием дидактических игр | Подготовка эссе о роли растворов в организме человека или проект | |
10 | Химическая лаборатория | 1 | Практическая работа | Решение метапредметных экспериментальных задач на растворы | Закончить оформление практической работы | |
Тема 3. Химия продуктов питания |
11 | Химия пищи, которую мы едим | 1 | Объяснение нового материала | Углубляем знания о составе продуктов питания, которые содержат консерванты, ароматизаторы и т.д | Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе консерванты | |
12 | Консерванты – что это? | 1 | Комбинированный | Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве консервантов, классификация консервантов, какое влияние оказывают на здоровье человека | Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе ароматизаторы | |
13 | Ароматизаторы | 1 | Комбинированный | Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве ароматизаторов, классификация, какое влияние оказывают на здоровье человека | Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе усилители вкуса | |
14 | Усилители вкуса и запаха | 1 | Комбинированный | Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве усилителей вкуса и запаха, классификация, какое влияние оказывают на здоровье человека | Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе пищевые добавки | |
15 | Пищевые добавки | 1 | Комбинированный | Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве пищевых добавок, классификация, какое влияние оказывают на здоровье человека | Подготовить материалы к семинару о глутамате натрия, Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе глутамат натрия | |
16 | Химическая лаборатория: Определение метилата ртути в рыбе | 1 | Практическая работа | Определить в пробах рыбы наличие метилата ртути, выяснить его влияние на организм человека | | |
17 | Дебаты на тему: Глутамат натрия – польза или вред? | 1 | Семинар | Изучить что такое глутамат натрия строение и свойства, выяснить пользу и вред приносимую человеку | Составить 10 правил поведения, направленного на снижение потребления глутамата натрия или полный отказ от него | |
18 | Канцерогенны | 1 | Комбинированный | Изучить какие вещества являются канцерогенными, какое влияние они оказывают на здоровье человека, как снизить процент потребления | Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе канцерогенные вещества | |
19 | Диспут вегетарианство против мясоедства | 1 | Творческий урок | Изучить основы вегетарианства и мясоедства, выявить химические основы обоих способов питания, выявить плюсы и минусы | Составить список авторитетных людей придерживающихся вегетарианства и мясоедства | |
20 | Интерактивная игра «Съешь меня?» | 1 | Творческий урок | Научиться выбирать полезные продукты на прилавках магазинов, формируя правильные пищевые привычки и полноценное полезное питание | | |
Тема 4. Химия вредных привычек |
21 | Что такое ГМО? | 1 | Изучение нового материала | Выяснить что такое ГМО, как его получают, для чего используют | Составьте список всех за и против использования ГМО в продуктах питания | |
22 | Кофеин только в кофе? | 1 | Изучение нового материала | Химическая формула кофеина, его свойства и влияние на организм человека, в каких продуктах содержится, норма потребления кофеина | Подготовка к конференции | |
23 | Производство сигарет | 1 | Изучение нового материала | Из чего делают сигареты, какие вещества входят в их состав | | |
24 | Смолы сигарет | 1 | Комбинированный | Состав смол, влияние на организм человека при курении и пассивном курении | | |
25 | Канцерогенные вещества в сигаретах | 1 | Комбинированный | Количество канцерогенных веществ в сигаретах, пдк, влияние | | |
26 | Химическая лаборатория | 1 | Практическая работа | Биоиндикация канцерогенных веществ и смол из сигарет (заложение опыта), разбор методики и ее анализ | Вести таблицу наблюдений по опыту, в течение 1 месяца | |
27 | Химический состав алкогольных напитков | 1 | Изучение нового материала | Этиловый спирт, влияние на организм живых существ, существует ли привыкание, применение алкоголя в медицине | | |
28 | Химическая лаборатория | 1 | Практическая работа | Закладка опыта по изучению влияния этилового спирта на семя, его проростание, всхожесть, и рост проростков | Вести таблицу наблюдений по опыту, в течение 1 месяца (6 групп) у каждой группы свои блок опытов, подготовка к семинару | |
29 | Влияние этилового спирта на эмбриональное и постэмбриональное развитие зародыша | 1 | Семинар | Интегрированный урок с биологией, углубление знаний, добавление примеров иллюстрирующих влияние этилового спирта на развитие зародыша | | |
30 | Влияние курения на эмбриональное и постэмбриональное развитие зародыша | 1 | Семинар | Интегрированный урок с биологией, углубление знаний, добавление примеров иллюстрирующих влияние курения на развитие зародыша | | |
Тема 5. Подведение итогов года |
31 | Конкурс «Лучший лаборант-эколог» | 1 | Творческий урок | Проверка практических навыков работы с химической посудой, решение экспериментальных задач, теоретического материала по охране окружающей среды и здоровья человечества | | |
32 | Подведение итогов опытов по биоиндикации | 1 | Семинар | Формулирование выводов о влиянии канцерогенных веществ, смол, и этилового спирта | | |
33 | Конференция лучших проектов года «Исследователь» | 1 | Творческий урок | Защита проектов выполненных учениками в течение года | | |
34 | Мозговой штурм «Химия вокруг нас» | 1 | Творческий урок | Систематизация знаний за учебный год | | |
35 | Итоги года | 1 | Обобщение | Подведение итогов года, награждение отличившихся. | | |
Итого | 35 |
Список используемой литературы