СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельность Естествознание 7-8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 2 года обучения. Первы пропедевтика химии, второй продолжение. Курс развивает познавательную активность школьников и позволяет расширить кругозор школьника и применять теоретические знания на практике. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельность Естествознание 7-8 класс»

Пояснительная записка.

Факультатив «Естествознание» и «Естествознание 2.0» является дополнением к основному курсу химии и биологии и направлен на развитие познавательной активности учащихся. При опоре на базовый курс биологии программа расширяет и углубляет его, содержит опережающую информацию по курсу химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, дает представление об экспериментальном методе познания в естествознании, о тесной взаимосвязи теории и эксперимента.

Программа в 7 классе рассчитана на 35 часов, из них 9 часов практических занятий, 5 занятий творческой направленности и 1 экскурсия.

Программа в 8 класса рассчитана на 35 часов, из них 7 часов практических занятий, 6 занятий творческой направленности, семинаров 4 часа.

Цели курса:

1. Развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся, способности к творческой деятельности.

2.Развивать практические умения и навыки в области химического эксперимента, учебно-исследовательской деятельности по предмету.

2.Создавать условия для организации единого учебно-воспитательного процесса.

Задачи курса:

1.Развитие у учащихся навыков экспериментирования, навыков безопасного и грамотного обращения с веществами.

2.Привлечение учащихся к выполнению индивидуальных заданий, умению презентовать исследуемый материал.

3.Развитие профессиональных устремлений, склонностей к деятельности в области химии.

4.Формирование умений комплексного использования знаний по разным предметам.

Ожидаемые результаты:

1.Умение работать в коллективе, ответственность за свой объект работы в эксперименте.

2.Профессиональное ориентирование на химические специальности.

3.Умение работать со справочной и энциклопедической литературой.

Личностными результатами являются следующие умения:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» и «Естествознание 2.0» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и производстве;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;



- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов;

- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.















Календарно-тематическое планирование факультативного курса для 7 класса

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные понятия

Домашнее задание

Дата

Раздел 1: Химия четырех стихий (14 часов)

1

Введение






2

Химия в космическом пространстве

1

Изучение нового материала

Обзор космического пространства, галактики, планеты их химический состав, астероиды и космические тела

Написать рассказ на тему: «Космос через 1000 лет», «Путешествие атома в космосе»


3

Химические вещества в атмосфере

1

Изучение нового материала

Строение атмосферы, ее химический состав, химический состав облаков, влияние положения облаков на количественный состав

Рассказ на тему: «Путешествие капельки воды по атмосфере»


4

Загрязнение атмосферы

1

Комбинированный

Причины и пути загрязнения атмосферы, вещества загрязнители, природоохранные мероприятия

Решить задачи в тетради на % загрязнения, и Ar загрязнителей


5

Химические вещества в гидросфере

1

Изучение нового материала

Строение гидросферы, ее химический состав, ледники, моря, озера, пруды, дождь.

Подготовить сообщения о веществах гидросферы


6

Загрязнение гидросферы

1

Комбинированный

Причины загрязнения, вещества загрязнители, пути загрязнения, пути очистки водоемов, природоохранные мероприятия

Решить задачи в тетради на % загрязнения, и Ar загрязнителей


7

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа №1: Изучение проб воды из разных источников

Написать вывод по практической работе


8

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа № 2: Определение жесткости воды из разных источников

Написать вывод по практической работе


9

Химические вещества литосферы

1

Изучение нового материала

Слои литосферы, химический состав.

Эклогический рассказ: «Один день под землей».



10

Загрязнение почв

1

Комбинированный

Причины загрязнения, вещества загрязнители, пути загрязнения, пути очистки почв, природоохранные мероприятия

Решить задачи в тетради на % загрязнения, и Ar загрязнителей


11

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа
№3: Изучение проб почвы из разных источников.

Написать вывод по практической работе


12

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа № 4: Тяжелые металлы в почве (пробы с разных мест)

Написать вывод по практической работе


13

Химические вещества биосферы

1

Изучение нового материала

Биосфера, живые организмы, химический состав всех живых организмов на земле

Сообщения


14

Отравление живых организмов, их вымирание

1

Комбинированный

Причины вымирания живых организмов планеты, Вещества загрязнители биосферы, природоохранные мероприятия, Красная книга

Решить задачи в тетради на w% загрязнения, и Ar, Мr загрязнителей


15

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа №5: Изучение проб биоматериала

1. Написать вывод по практической работе,

2. Составить кроссворд по теме раздела Химия 4 стихий


Раздел 2: Химия красоты и здоровья (6 часов)

16

Элементы красоты

1

Изучение нового материала

Дидактическая игра, вещества и элементы необходимые для человека и сохранения красоты кожи, ногтей, волос, мышц

Составить проект по составлению самого полезного крема от акне, для рук, и т.д из подручных веществ


17

Микроэлементы и макроэлементы. Витамины.

1

Изучение нового материала

Болезни авитаминозов, Роль микро и макроэлементов для организма человека

Составить рецепт витаминного комплекса для суточного приема.


18

Химические вещества в медицине

1

Изучение нового материала

Медицина, лекарства, самые важные открытые лекарства последнего века, их химический состав

Воплотить в жизнь любой из составленных проектов. Оформить дневник исследователя.


19

Основы правильного питания

1

Изучение нового материала

Основы правильного питания, компоненты, влияние на рацион возраста и места проживания

Составить рацион питания для себя и своей семьи на неделю согласно правилам правильного питания


20

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа № 6: Определение белка, углеводов, жиров, минеральных солей в продуктах питания

Подготовка кросворда на 20 слов по разделу химия красоты и здоровья


21

Конкурс кроссвордов «Химическое ассорти»

1

Творческий урок

Решение кроссвордов

Составить список самых часто используемых средств бытовой химии


Раздел 3: Химия каждый день

22

Бытовая химия

1

Изучение нового материала

Техника безопасности при работе с бытовой химией, опасные для здоровья вещества. Разбор состава некоторых средств

Записать в дневнике исследователя 10 правил техники безопасности при работе с бытовой химией


23

Химия в ремеслах искусстве

1

Изучение нового материала

История некоторых ремесел и искусств, основанных на работе с химическими веществами, современные технологии

Сообщения


24

Пигменты

1

Комбинированный

Изучение искусственных и натуральных пигментов, история пигментов и их использования, современные технологии

Подготовить пигменты


25

Веселая мастерская

1

Практическая работа

Практическая работа №7: Окрашивание пигментами тканей или др.



Раздел 4: Такой разный кальций

26

Мрамор, известняк

1

Изучение нового материала

Виды мрамора, формулы известняка и мрамора

Выполнить проект на тему: Где используется кальций сейчас?


27

Кальций в океане

1

Комбинированный

Изучение морских обитателей с повещенным содержанием кальция в организме (Коралловые полипы, морские звезды, двустворчатые моллюски, и тд)

Рассказ- фантазия на тему: «Что было бы если из моря пропал бы весь кальций?»


28

Гипс

1

Комбинированный

Формула и физические свойства гипса, использование в медицине и искусстве

Принести ракушки и яичную скорлупу


29

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа № 8: Изучение качественных реакций на кальций в ракушках и яичной скорлупе

Оформить практическую работу в виде презентации


30

Веселая лаборатория

1

Практическая работа

Практическая работа 9: Резиновое яйцо, прозрачное яйцо.

Оформить практическую работу в виде презентации


31

Интерактивная экскурсия по музеям мира

1

Экскурсия

Архитектура, мраморные изделия, гипсовые изделия

Подготовка к КВН


32

КВН «Химический бум»

1

Творческий урок




Раздел 5: Итоги года

33

Веселое рекламное бюро

1

Творческий урок

Создание экологической рекламы по сохранению планеты

Подготовка к презентации лучшего вещества или элемента на планете


34

Конкурс лучшего элемнета или вещества

1

Творческий урок

Защита учениками проектов

Записать в дневнике исследователя самоанализ прошедшего года


35

Итоги года

1

Творческий урок

Награждение самых активных учеников, лучших проектов, посвящение в лаборанты –экологи



итого

35





Календарно-тематическое планирование факультативного курса для 8 класса

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Основные понятия

Домашнее задание

Дата

Тема 1. Чистые вещества и смеси

1

Введение






2

Чистые вещества и смеси

1

Объяснение нового материала

Что собой представляют чистые вещества и смеси. Повторение

Составить список чистых веществ и смесей у вас дома


3

Химическая лаборатория

1

Практическая работа

Способы разделения неоднородных смесей, отработка на практике

Разделить вещества из домашнего списка на однородные и неоднородные, предложить способы разделения для неоднородных смесей, сделать запись в тетради


3-5

Химическая лаборатория

2

Практическая работа

Способы разделения однородных смесей, отработка на практике

Предложить способы разделения из домашнего списка для однородных смесей


6

Игра: Что? Где? Когда?

1

Творческий урок

Применение чистых веществ и смесей



7

Химическая лаборатория

1

Практическая работа

Приготовление взвесей и эмульсий, их разделение

Оформить проект, по разделению смесей используя несколько веществ из домашнего списка


Тема 2. Растворы

8

Растворы в быту

1

Объяснение нового материала

Изучение бытовых растворов дидактических игр

Приготовление питательного раствора для полива комнатных растений


9

Растворы в живых организмах

1

Объяснение нового материала

Изучение биологических растворов с использованием дидактических игр

Подготовка эссе о роли растворов в организме человека или проект


10

Химическая лаборатория

1

Практическая работа

Решение метапредметных экспериментальных задач на растворы

Закончить оформление практической работы


Тема 3. Химия продуктов питания

11

Химия пищи, которую мы едим

1

Объяснение нового материала

Углубляем знания о составе продуктов питания, которые содержат консерванты, ароматизаторы и т.д

Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе консерванты


12

Консерванты – что это?

1

Комбинированный

Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве консервантов, классификация консервантов, какое влияние оказывают на здоровье человека

Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе ароматизаторы


13

Ароматизаторы

1

Комбинированный

Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве ароматизаторов, классификация, какое влияние оказывают на здоровье человека

Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе усилители вкуса


14

Усилители вкуса и запаха

1

Комбинированный

Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве усилителей вкуса и запаха, классификация, какое влияние оказывают на здоровье человека

Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе пищевые добавки


15

Пищевые добавки

1

Комбинированный

Разобрать понятие, уточнить какие вещества используют в качестве пищевых добавок, классификация, какое влияние оказывают на здоровье человека

Подготовить материалы к семинару о глутамате натрия, Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе глутамат натрия


16

Химическая лаборатория: Определение метилата ртути в рыбе

1

Практическая работа

Определить в пробах рыбы наличие метилата ртути, выяснить его влияние на организм человека



17

Дебаты на тему: Глутамат натрия – польза или вред?

1

Семинар

Изучить что такое глутамат натрия строение и свойства, выяснить пользу и вред приносимую человеку

Составить 10 правил поведения, направленного на снижение потребления глутамата натрия или полный отказ от него


18

Канцерогенны

1

Комбинированный

Изучить какие вещества являются канцерогенными, какое влияние они оказывают на здоровье человека, как снизить процент потребления

Выписать в дневник исследователя продукты, которые есть у вас дома содержащие в составе канцерогенные вещества


19

Диспут вегетарианство против мясоедства

1

Творческий урок

Изучить основы вегетарианства и мясоедства, выявить химические основы обоих способов питания, выявить плюсы и минусы

Составить список авторитетных людей придерживающихся вегетарианства и мясоедства


20

Интерактивная игра «Съешь меня?»

1

Творческий урок

Научиться выбирать полезные продукты на прилавках магазинов, формируя правильные пищевые привычки и полноценное полезное питание



Тема 4. Химия вредных привычек

21

Что такое ГМО?

1

Изучение нового материала

Выяснить что такое ГМО, как его получают, для чего используют

Составьте список всех за и против использования ГМО в продуктах питания


22

Кофеин только в кофе?

1

Изучение нового материала

Химическая формула кофеина, его свойства и влияние на организм человека, в каких продуктах содержится, норма потребления кофеина

Подготовка к конференции


23

Производство сигарет

1

Изучение нового материала

Из чего делают сигареты, какие вещества входят в их состав



24

Смолы сигарет

1

Комбинированный

Состав смол, влияние на организм человека при курении и пассивном курении



25

Канцерогенные вещества в сигаретах

1

Комбинированный

Количество канцерогенных веществ в сигаретах, пдк, влияние



26

Химическая лаборатория

1

Практическая работа

Биоиндикация канцерогенных веществ и смол из сигарет (заложение опыта), разбор методики и ее анализ

Вести таблицу наблюдений по опыту, в течение 1 месяца


27

Химический состав алкогольных напитков

1

Изучение нового материала

Этиловый спирт, влияние на организм живых существ, существует ли привыкание, применение алкоголя в медицине



28

Химическая лаборатория

1

Практическая работа

Закладка опыта по изучению влияния этилового спирта на семя, его проростание, всхожесть, и рост проростков

Вести таблицу наблюдений по опыту, в течение 1 месяца (6 групп) у каждой группы свои блок опытов, подготовка к семинару


29

Влияние этилового спирта на эмбриональное и постэмбриональное развитие зародыша

1

Семинар

Интегрированный урок с биологией, углубление знаний, добавление примеров иллюстрирующих влияние этилового спирта на развитие зародыша



30

Влияние курения на эмбриональное и постэмбриональное развитие зародыша

1

Семинар

Интегрированный урок с биологией, углубление знаний, добавление примеров иллюстрирующих влияние курения на развитие зародыша



Тема 5. Подведение итогов года

31

Конкурс «Лучший лаборант-эколог»

1

Творческий урок

Проверка практических навыков работы с химической посудой, решение экспериментальных задач, теоретического материала по охране окружающей среды и здоровья человечества



32

Подведение итогов опытов по биоиндикации

1

Семинар

Формулирование выводов о влиянии канцерогенных веществ, смол, и этилового спирта



33

Конференция лучших проектов года

«Исследователь»

1

Творческий урок

Защита проектов выполненных учениками в течение года



34

Мозговой штурм «Химия вокруг нас»

1

Творческий урок

Систематизация знаний за учебный год



35

Итоги года

1

Обобщение

Подведение итогов года, награждение отличившихся.



Итого

35



Список используемой литературы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!