СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 11 класс история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 11 класс история»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по истории» разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;

  2. Демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2020 года по истории;

  3. Кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году ЕГЭ по истории;

  4. Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году ЕГЭ по истории.

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • краткое изложение и повторение курса истории;

  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

  • Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по истории;

  • Ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления;

  • Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по истории и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Содержание курса включает

  • Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по истории;

  • Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;

  • Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.

Программа рассчитана на 17 часов

История является одним из наиболее важных предметов учебного плана в нравственно-патриотическом, социальном и культурологическом аспектах. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества. Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поуче­ние для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает луч­ше понять настоящее и даже предвидеть будущее.

Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поко­ления: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством. С

другой стороны, не использование «уроков истории» проис­ходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.









Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные :

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.



Познавательные:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.



Коммуникативные :

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты:

Выпускник 11 класса научится:

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования;

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации;

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.










































Содержание курса внеурочной деятеятельности

1. Введение. Общие сведения об экзаменационной работе по истории (2 час).

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по истории:

– кодификатор элементов содержания

– спецификация КИМов ЕГЭ по истории.

Правила заполнения бланков ЕГЭ.

Информационные ресурсы ЕГЭ.


2. Вводное тестирование в формате ЕГЭ (1 ч.)


3. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности (Тестовый практикум). (29 ч.)

3.1. Работа с заданиями с выбором ответа (базового уровня):

  • Решение заданий на проверку исторических дат;

  • Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий);

  • Решение заданий на проверку понятий и терминов;

  • Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений;

  • Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений.

3.2. Работа с заданиями с открытым кратким ответом (повышенного уровня сложности):

  • Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов.

  • Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д.

  • Решение заданий на определение названия события, явления или имени исторической личности, о которых идет речь в представленном отрывке из исторического источника.

3.3. Работа с заданиями с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности):

  • Комплекс заданий (20 – 22) для работы с источниками:

a) Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о которых в нем идет речь;

б) Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (на основе текста и с привлечением знаний по курсу истории);

в) Анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

  • Комплекс заданий (23– 25) с развернутым ответом по предложенной теме, проблеме:

a) Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации.

б) Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.

в) Задание 25 предполагает написание исторического сочинения.

г) Задание 25 альтернативное: имеется возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом историческом материале.


4. Итоговое занятие (2 ч.): тестирование в формате ЕГЭ




Тематическое планирование


Тема

Дата

Примечание

По плану

Фактически

1

Вводный. Особенности ЕГЭ по обществознанию




2

Вводное тестирование




3


Решение тестов на определение последовательности исторических событий (задание 1)

Решение тестов на систематизацию исторической информации: соответствие (задание 2)




4

Решение тестов на выбор исторических событий из ряда нескольких(задание 3)

Решение тестов на определение термина по нескольким признакам (задание 4)




5

Решение тестов на систематизацию исторической информации: соответствие (задание 5,6)




6

Решение тестов на систематизацию исторической информации: множественный выбор (задание 7)




7

Решение тестов на знание основных фактов, процессов, явлений 1941–1945 годов (задание 8)




8

Решение тестов на знание исторических деятелей VIII – начала XXI в. (задание 9)




9

Решение тестов на систематизацию исторической информации: таблица (задание 11)




10

Решение тестов на анализ текстовых исторических источников (задание 12)




11

Решение тестов на анализ исторических карт, схем (задания 13 - 16)




12

Решение тестов на анализ иллюстративного материала (задание 18,19)




13

Решение тестов на определение характеристик исторического источника (задание 20)




14

Решение тестов на поиск исторической информации (задание 21)




16

Решение тестов на анализ различных точек зрения и их защита (задание 24)





Написание исторического сочинения (задание 25)




17

Итоговое занятие