Уровень: базовый
Количество часов в год -35; (в неделю 1)
Составитель:Доброногова Т.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Зелёные друзья» класс 6
Срок реализации программы: 2017-2018 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Зелёные друзья » (нелинейный курс) разработана с целью расширения курса «Биология. Живой организм » в 6 классе. Рабочая программа относится к социально-экологическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Данная программа разработана для занятий с обучающимися 6-го класса во второй половине дня. Курс рассчитан на 35 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МКОУ «Малолокнянская СОШ»
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Цель внеурочной деятельности :
Развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности; формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне. Задачи:
Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения приемов личностно - ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения во внеурочной деятельности по биологии и экологии;
Включение обучающихся в разностороннюю деятельность. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
2
Углубление содержания, форм и методов в работе по экологическому воспитанию:
Сформировать экологические понятия.
Развивать умения ухода за растениями.
Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
Сформировать умение критически мыслить
Принципы реализации программы:
Принцип личностно-деятельностного подхода;
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка); Учёт возрастных особенностей;
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
Планируемые результаты
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты : Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Обучающиеся смогут:
раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура; обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду; смоделировать экологическую ситуацию;
приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды; аргументировать позицию в отношении поступков других людей к окружающей среде; взаимодействовать в группах;
находить необходимую информацию на различных носителях; демонстрировать результаты своей работы; соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий:
Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин. Программа усиливается краеведческим аспектом за счет экскурсий на местность.
Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.
Внеклассная работа развивает алгоритмический стиль мышления, дает широкие возможности для реализации личностно- ориентированного обучения через проектную деятельность. Существенный плюс в том, что занятия проходят в свободной форме, а это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, смелее заявлять о себе, своих способностях. Вне рамок урока создается особый психологический настрой.
Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное - появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
план | факт |
Тема 1. Экология-наука об окружающей среде (2ч.) |
1. | Я и экология | Личностные УУД : мотивация учения. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно | 05.09 | |
2. | Экологическая безопасность. Модели поведения | 12.09 | |
Тема 2. Экологический опыт прошлых лет (5ч.) |
3. | История взаимоотношений человека и природы | | 19.09 | |
4. | Экологическая культура разных народов мира | Познавательные УУД: умение определять понятие, строить логическое рассуждение., умозаключения, делать выводы. Личностные УУД : формирование основ гражданской идентичности личности | 26.09 | |
5. | Экологические традиции народов России | 03.10 | |
6. | Экологическая культура жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области | 10.10 | |
7. | Использование традиций прошлых лет в современном мире | 17.10 | |
Тема 3.Человек и природа (7ч.) |
8-9. | Осенние явления в жизни природы (экскурсия) | | | |
10-11. | Осенние фантазии (изготовление поделок из природного материала) | | 14.11 21.11 | |
12. | Тайны природы и тропа загадок | | 28.11 | |
13. | Природа и музыка: «Зимний калейдоскоп» | | 05.12 | |
14. | Зимний сон природы (фотовыставка) | | 12.12 | |
Тема 4. Моя окружающая среда ( 5ч.) | |
15. | Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. | | 19.12 | |
16. | Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. | Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД: уметь находить ответ Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | 26.12 | |
17. | Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. | 16.01 | |
18. | Как научиться экономить энергию? | 23.01 | |
19. | Наблюдение за расходом воды в школе и дома. | 30.01 | |
Тема 5. Жители планеты ( 5ч.) |
20. | Глобальные экологические проблемы | Познавательные УУД : поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД: уметь находить ответ Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | 06.02 | |
21. | Новинки из мусорной корзинки | 13.02 | |
22. | Правила утилизации бытовых отходов | 20.02 | |
23. | Охраняемые природные территории и объекты России, Ленинградской области | 27.02 | |
24. | Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. | 06.03 | |
Тема 6. Пропаганда экологических знаний (4ч.) |
25. | Правила поведения в лесу, на берегу реки | | 13.03 | |
26. | Дом, в котором мы живем | 20.03 | |
27. | Экологическая сказка «Грустная история» | Познавательные УУД : самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности | 03.04 | |
28. | Берегите природу родного края! | 10.04 | |
Тема 7. Наши зеленые друзья (6ч.) |
29. | Роль комнатных растений в жизни человека. Планетарная роль. | Личностные УУД : мотивация учения. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно | 17.04 | |
30. | Уход за комнатными растениями | 24.04 | |
31. | Озеленение классных комнат | 01.05 | |
32. | Озеленение классных комнат | 08.05 | |
33. | Озеленение пришкольного участка | 15.02 | |
34. | Цветочная мелодия (игра) | 22.05 | |
Содержание курса «Зеленые друзья»
Тема 1. Экология - наука об окружающий среде. (2 ч.)
Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.
Тема 2. Экологический опыт прошлых лет. (5 ч.)
Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов. Экологическая культура жителей Санкт- Петербурга, Ленинградской области. Использование традиций прошлого в современном мире.
Тема 3. Человек и природа (7ч.)
Осенние явления в жизни природы. Осенние фантазии. Акция «Зеленый листок». Тайны природы и тропа загадок. Природа вокруг нас. Зимние фантазии. Пробуждение природы»
Тема 4. Моя окружающая среда (6ч.)
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов - одно из условий сохранения окружающей среды.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон ), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта).
Наблюдение за расходом воды в школе и дома.
Тема 5. Жители планеты (5ч.)
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в микрорайоне, где я живу; установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Тема 6. Пропаганда экологических знаний.(4 ч.)
Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.
Тема 7. Наши зеленые друзья (6 ч.)
Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. Озеленение классных комнат и пришкольного участка. Цветочная мелодия. Городские цветы.
Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
Ганичкина О.Все о любимых цветах. М.: Издат. Оникс ,2007
Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: кн. для учащихся М.: Просвещение,1993
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение,2007.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5-7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
для обучающихся:
Батурицкая Н.В. Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: кн. Для учащихся . -Минск : Нар. Света,1991
Воробьёв Г.И. Лесная энциклопедия: в 2 т. — М. : Сов. энциклопедия, 2005.
Ганичкина О. Все о любимых цветах. М.: Издат. Оникс ,2007
Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009.
Интернет-ресурсы
Ьйр://^^^.8с1.аЬа.ги/АТЬ/га21с.Ь1т — биологическое разнообразие России.
— Всемирный фонд дикой природы (ЖЖР).
Ьйр://^^^.есо8у81ета.ги — экологическое образование детей и изучение природы России.