СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 6 кл. биология"Зеленые друзья"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Программа «Зеленые друзья» общеинтеллектуальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 6 класса.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 6 кл. биология"Зеленые друзья"»


Уровень: базовый

Количество часов в год -35; (в неделю 1)

Составитель:Доброногова Т.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Зелёные друзья» класс 6

Срок реализации программы: 2017-2018 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности « Зелёные друзья » (нелинейный курс) разработана с целью расширения курса «Биология. Живой организм » в 6 классе. Рабочая программа относится к социально-экологическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Данная программа разработана для занятий с обучающимися 6-го класса во второй половине дня. Курс рассчитан на 35 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МКОУ «Малолокнянская СОШ»

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Цель внеурочной деятельности :

Развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности; формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне. Задачи:

  • Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения приемов личностно - ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения во внеурочной деятельности по биологии и экологии;

  • Включение обучающихся в разностороннюю деятельность. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

2

  • Углубление содержания, форм и методов в работе по экологическому воспитанию:

  • Сформировать экологические понятия.

  • Развивать умения ухода за растениями.

  • Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  • Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  • Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  • Сформировать умение критически мыслить

Принципы реализации программы:

  • Научность. Доступность

  • Наглядность;

  • Связь теории с практикой; Принцип социального заказа;

Принцип личностно-деятельностного подхода;

Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка); Учёт возрастных особенностей;

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

Планируемые результаты

Личностные

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты : Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура; обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду; смоделировать экологическую ситуацию;

приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды; аргументировать позицию в отношении поступков других людей к окружающей среде; взаимодействовать в группах;

находить необходимую информацию на различных носителях; демонстрировать результаты своей работы; соблюдать правила поведения в природе.

Формы организации занятий:

Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин. Программа усиливается краеведческим аспектом за счет экскурсий на местность.

Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Внеклассная работа развивает алгоритмический стиль мышления, дает широкие возможности для реализации личностно- ориентированного обучения через проектную деятельность. Существенный плюс в том, что занятия проходят в свободной форме, а это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, смелее заявлять о себе, своих способностях. Вне рамок урока создается особый психологический настрой.

Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное - появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

план

факт

Тема 1. Экология-наука об окружающей среде (2ч.)

1.

Я и экология

Личностные УУД : мотивация учения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

05.09


2.

Экологическая безопасность. Модели поведения

12.09


Тема 2. Экологический опыт прошлых лет (5ч.)

3.

История взаимоотношений человека и природы


19.09



4.

Экологическая культура разных народов мира

Познавательные УУД: умение определять понятие, строить логическое рассуждение., умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД : формирование основ гражданской идентичности личности

26.09


5.

Экологические традиции народов России

03.10


6.

Экологическая культура жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области

10.10


7.

Использование традиций прошлых лет в современном мире

17.10


Тема 3.Человек и природа (7ч.)

8-9.

Осенние явления в жизни природы (экскурсия)



10-11.

Осенние фантазии (изготовление поделок из природного материала)


14.11 21.11


12.

Тайны природы и тропа загадок


28.11


13.

Природа и музыка: «Зимний калейдоскоп»


05.12


14.

Зимний сон природы (фотовыставка)


12.12


Тема 4. Моя окружающая среда ( 5ч.)


15.

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.


19.12



16.

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

26.12


17.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ.

16.01


18.

Как научиться экономить энергию?

23.01


19.

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

30.01


Тема 5. Жители планеты ( 5ч.)

20.

Глобальные экологические проблемы

Познавательные УУД : поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации.

06.02


21.

Новинки из мусорной корзинки

13.02


22.

Правила утилизации бытовых отходов

20.02


23.

Охраняемые природные территории и объекты России, Ленинградской области

27.02


24.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

06.03


Тема 6. Пропаганда экологических знаний (4ч.)

25.

Правила поведения в лесу, на берегу реки


13.03


26.

Дом, в котором мы живем

20.03



27.

Экологическая сказка «Грустная история»

Познавательные УУД : самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности

03.04


28.

Берегите природу родного края!

10.04


Тема 7. Наши зеленые друзья (6ч.)

29.

Роль комнатных растений в жизни человека. Планетарная роль.

Личностные УУД : мотивация учения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

17.04


30.

Уход за комнатными растениями

24.04


31.

Озеленение классных комнат

01.05


32.

Озеленение классных комнат

08.05


33.

Озеленение пришкольного участка

15.02


34.

Цветочная мелодия (игра)

22.05



Содержание курса «Зеленые друзья»

Тема 1. Экология - наука об окружающий среде. (2 ч.)

Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

Тема 2. Экологический опыт прошлых лет. (5 ч.)

Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов. Экологическая культура жителей Санкт- Петербурга, Ленинградской области. Использование традиций прошлого в современном мире.

Тема 3. Человек и природа (7ч.)

Осенние явления в жизни природы. Осенние фантазии. Акция «Зеленый листок». Тайны природы и тропа загадок. Природа вокруг нас. Зимние фантазии. Пробуждение природы»

Тема 4. Моя окружающая среда (6ч.)

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов - одно из условий сохранения окружающей среды.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон ), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта).

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

Тема 5. Жители планеты (5ч.)

Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в микрорайоне, где я живу; установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

Тема 6. Пропаганда экологических знаний.(4 ч.)

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.

Тема 7. Наши зеленые друзья (6 ч.)

Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. Озеленение классных комнат и пришкольного участка. Цветочная мелодия. Городские цветы.

Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

  1. Ганичкина О.Все о любимых цветах. М.: Издат. Оникс ,2007

  2. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: кн. для учащихся М.: Просвещение,1993

  3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение,2007.

  4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5-7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.

для обучающихся:

    1. Батурицкая Н.В. Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: кн. Для учащихся . -Минск : Нар. Света,1991

    2. Воробьёв Г.И. Лесная энциклопедия: в 2 т. — М. : Сов. энциклопедия, 2005.

    3. Ганичкина О. Все о любимых цветах. М.: Издат. Оникс ,2007

    4. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009.

Интернет-ресурсы

      1. Ьйр://^^^.8с1.аЬа.ги/АТЬ/га21с.Ь1т — биологическое разнообразие России.

      2. — Всемирный фонд дикой природы (ЖЖР).

      3. Ьйр://^^^.есо8у81ета.ги — экологическое образование детей и изучение природы России.