СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена  на более расширенное изучение курса "Генетика" в 9 классе. в программе предусмотрено решение задач, изучение родословной и составление родословной своей семьи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс.»

Сальский район село Шаблиевка

(территориальный,административный округ (город, район, посёлок)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №86 с. Шаблиевка

_______________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка

Приказ от 29.08.2019 № 164

Подпись руководителя ______ Д.Э.Жордочкин

Печать





Рабочая программа



по внеурочной деятельности «Удивительная генетика»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее 9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов: 34





Учитель Тоцкая Елена Ивановна





















Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Удивительная генетика » для 9 класса соответствует

требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Цель курса:
1.  Познакомить с дополнительной информацией по вопросам одного из разделов общей биологии «Генетика».
2.    Уметь самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и интерактивные методы обучения.

Задачи курса:
- показать перспективы генетики человека в реализации потребностей человечества;

- раскрыть фундаментальные принципы, лежащие в основе генетики человека;

- сформировать знания о ведущих методах исследования в генетике;

- познакомить обучающихся с применением основных достижений генетики;

- развивать коммуникативную культуру обучающихся;

- развивать познавательные интересы обучающихся, творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- научить использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к собственному здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Учитывая новизну изучаемых сведений для обучающихся, а также необходимость использования изучаемого теоретического материала в воспитательных и профориентационных целях, основными формами проведения занятий в первую очередь выступают лекция и семинар. Для формирования навыков в решении генетических задач предусмотрены практические работы

Решение задач по генетике является одним из важнейших методов усвоения теоретического материала, так как помогает овладеть логикой генетического анализа, спецификой мышления в области генетики. При решении задач наблюдается постоянное взаимодействие между знанием теории и возможностью ее практического применения.

.Знание основных генетических законов позволит обучающимся решать генетические задачи из материалов ЕГЭ, а приобретенные навыки самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой позволят обучающимся писать рефераты, создавать презентации, грамотно отстаивать свои интересы в дискуссиях.

Владение элементарными методами генетического анализа может помочь обучающимся в будущем при создании семьи, когда в родословной у одного из родителей, например, подозревается наследственная аномалия или заболевание, которые можно предварительно проанализировать, прежде чем обратиться к специалистам в области медико-генетического консультирования.

 Планируемые результаты:

Личностно и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

- При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

-умение работать с разными источниками информации;

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

В результате занятий учащиеся приобретут новые знания и умения:
- об особенностях человека, как объекта генетических исследований, об основных методах изучения генетики человека;
- об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
- о геноме человека;
- о различных механизмах наследования признаков у человека;
- о генетических основах онтогенеза человека;
- о мутагенах, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;
- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
- об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
- о модификационной изменчивости в популяциях человека;
- о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики

Содержание курс « Удивительная генетика» 9 класс

Введение.
Изучение генетики как науки.

Методы изучения генетики человека
Человек как объект генетических исследований. Сложность изучения генетики человека.
Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.
Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков у человека.
Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.
Биохимические методы.
Наследственный аппарат клеток человека
Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомыиполовые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом,хромосомные карты человека и группы сцепления.
Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. 4. Механизмы наследования различных признаков у человека
Закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.
Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом.
Сцепленное Наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.
Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов.
Цитоплазматическое наследование у человека.
Генетические основы онтогенеза человека
Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм).. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта.

Основы медицинской генетики
Мутации, встречающиеся в клетках человека Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.
Наследственные заболевания.
Две стороны одной медали. Зародыш и лекарство. Болезни матери - болезни ребёнка. Особо опасные – алкоголь, курение, наркотики. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.









Тематическое планирование



№ 

Тема урока.

дата


Введение


1

Генетика как наука. Вклад учёных в развитие генетики.

6.09


Методы изучения генетики человека(3ч.)


2

Человек как объект генетических исследований. Сложность изучения генетики человека.

13.09

3

Генеалогический метод, близнецовый метод и др.

20.09

4

Цитогенетические и биохимические методы

27.09


Наследственный аппарат клеток человека(5ч.)


5

Хромосомный набор клеток человека(.Кариотип). Типы хромосом, их структура, группы сцепления.

4.10

6

Геном человека. Доминирование..

11.10

7

Решение генетических задач

18.10

8

Группы крови человека, наследование групп крови.

25.10

9

Решение задач по определению групп крови.

8.11


Генетические основы онтогенеза человека(5ч.)


10

Цитогенетические основы определения пола, и их нарушения.
Решение генетических задач.

15.11

11

. Роль наследственности и среды.

22.11

12

Родословная. Решение задач по составлению родословных.

29.11

13

Как возникают отклонения в развитии.

6.12

14

Настоящие чудовища.

13.12


Основы медицинской генетики 7час.


15

Груз генетических ошибок.

20.12

16

. Мутации, наследственные заболевания человека

27.12

17

Нарушения половых хромосом

10.01

18

Хромосомные и геномные наследственные заболевания.

17.01

19

Хромосомные и геномные наследственные заболевания.

24.01

20

Классификация наследственных заболеваний человека.

31.01

21

Классификация наследственных заболеваний человека.

7.02


Две стороны одной медали 13 час.


22

Зародыш и лекарство

14.02

23

Болезни матери - болезни ребёнка

21.02

24

Особо опасные – алкоголь, курение, наркотики

28.02

25

Что думали об алкоголе древние и что мы знаем сегодня.

6.03

26

О вреде курения

13.03

27

Теперь о наркотиках

20.03

28

Теперь о наркотиках

3.04

29

Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

10.04

30

Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

17.04

31

Достижения и перспективы развития медицинской генетики

24.04

32

Достижения и перспективы развития медицинской генетики

8.05

33

Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики


15.05

34

Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики


22.05





Список литературы:

1. А.В.Балахонов «Ошибки развития» Изд. Ленинградского университета 1990 г.

2. Биология. 9 класс. Серия «Линия жизни».

Авторы: Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г.

Издательство «Просвещение», 2019 г.

3. Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин «Генетика в задачах» Учебное пособие по курсу биологии Изд. «Планета» 2015

4. А.А. Кириленко Молекулярная биология Все типы задач. Легион 2015

5.И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова Биология 9 класс. Изд. Вентана – Граф 2009