Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 98»
Рассмотрена на заседании Согласована Утверждена приказом
ШМО начальной школы с зам. директора по УВР директора школы
__________ Лосева И. Б. _________ ________И. В. Рыженков
Пр. №___ «____»________2019 г. «___»______2019 г. Пр.____ «____»_____2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитательной направленности
по военно-патриатическому направлению развития личности
«Азбука безопасности»
(познавательная деятельность)
1б класс
Миридонкина И.В.
учитель начальных классов
г. Железногорск
2019 - 2020 учебный год
Данная рабочая программа воспитательной направленности «Азбука безопасности» для 1 класса разработана на основе требований к метапредметным, предметным результатам ООП НОО МБОУ Школа № 98 на 2019– 2020 учебный год. Срок реализации 1 год.
Цель программы внеурочной деятельности:
Формирование у обучающихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также активная адаптация обучающихся ко всевозрастающему процессу автомобилизации страны; формирование у обучающихся навыка безопасного поведения и соблюдения правил пожарной безопасности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
– формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте;
– обучение навыкам безопасного движения на улицах города в практической деятельности, в ходе тренировок на местности;
– организация конкурсов и мероприятий, выставок по БДД (безопасности дорожного движения);
– осознание важности соблюдения правил безопасного поведения и гражданской ответственности за свое поступки.
Результаты освоения программы воспитательной направленности «Азбука безопасности»
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здоровьсбережения;
овладение установками, нормами и правилами безопасного поведения;
готовность и способность принимать осознанные решения на дороге и в чрезвычайной ситуации, в том числе ориентироваться в сложных ситуациях;
овладение потребностями соблюдать нормы здорового образа жизни, осознано выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
формирование ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личностному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
Познавательные УУД:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правилах дорожного движения и пожарной безопасности;
способность к решению личностных и социально значимых проблем в области соблюдения правил дорожного движения и пожарной безопасности, воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии как участника дорожного движения;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обучению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
выражать свои мысли и слушать собеседника, понимать его точку зрения;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД:
определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
уметь взаимодействовать в группе с другими обучающимися, уметь договариваться, решать совместно учебные задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Предметными результатами освоения программы являются:
формирование представлений о роли соблюдения правил безопасности для себя и окружающих;
забота о своем здоровье;
соблюдение норм и правил безопасности на дороге, пожарной безопасности;
знание основных частей улиц, дорог и правил их перехода;
освоение роли пешехода, пассажира.
Ученик научится:
навыкам безопасного перехода мест проезжей части в микрорайоне школы;
понимать сигналы светофора и их значение;
применять на практике основные правила перехода проезжей части; выбрать наиболее безопасный маршрут движения.
Контроль и оценка планируемых результатов
По программе воспитательной направленности осуществляется безоценочная деятельность, исключается система балльного (отметочного) оценивания, используется только словесная оценка.
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Особенностью данной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
II. Содержание программы воспитательной направленности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа воспитательной направленности «Азбука безопасности» реализуется по военно-патриатическому направлению личности, в соответствии с учебным планом школы, 2 раза в месяц, за год в количестве 18 часов. Занятия по ПДД и ПББ чередуются.
Основные технологии, формы, методы обучения.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности); игровая деятельность (познавательные, сюжетно- ситуативные, ролевые игры).
Формы и методы проведения занятий: игра; экскурсия; конкурс; беседа; викторина; отработка учебной ситуации (эвакуация); встречи с носителями профессий (инспекторами ГИБДД и МЧС); практикум.
Промежуточная аттестация представлена в виде теста по 18 темам.
Критерии оценивания:
Оценивание происходит по следующим критериям:
«Зачет» ставится, еслиучащийся выполнил более 50% работы, от 9 до 18 баллов.
«Незачет» ставится, если: ученик выполнил менее 50% работы, от 0 до 8 баллов.
Содержание:
№ | Название раздела/ Тема занятия | Всего часов | В том числе |
Теоретических | Практических (активные) |
1 | Изучение правил пожарной безопасности | 9 | 3 | 6 |
2 | Изучение правил дорожного движения | 9 | 3 | 6 |
Содержание
Раздел 1. Изучение правил пожарной безопасности .
В ходе изучения раздела учащиеся получают первичные знания по ППБ. Через просмотр мультфильмов, в процессе игровой деятельности, экскурсии, наблюдения.
УУД:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений;
-уметь взаимодействовать в группе с другими обучающимися, уметь договариваться, решать совместно учебные задачи;
-оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-способность к решению личностных и социально значимых проблем в области соблюдения правил пожарной безопасности, воплощение найденных решений в практику;
-воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обучению личной пожарной безопасности ;
-обобщать и сравнивать последствия опасных пожарных ситуаций.
Тема 1. Отработка навыка учебной эвакуации.
Знакомство с правилами учебной эвакуации, практикум.
Тема 3 . Огонь друг и враг человеку
Беседа. Просмотр и обсуждение мультфильма «Опасные игрушки».
Тема 5. Опасность шалости с огнем
Беседа. Просмотр и обсуждение мультфильма «Беда!».
Тема 7. Спички- не для игры .
Беседа. Знакомство и обсуждение причин возникновения пожаров и их последствий. Рассматривание иллюстраций. Чтение и обсуждение рассказа.
Тема 9. Безопасный газ.
Знакомство с мерами пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении.
Тема. 11. К чему приводят игры со спичками?
Чтение и обсуждение сказок С. Маршак «Кошкин – дом» и К. Чуковский «Путаница».
Тема 13.Что такое электричество? Электричество в доме.
Беседа. Обсуждение последствий оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит. Просмотр и обсуждение м /ф «Самая правдивая сказка».
Тема 15. Учебная эвакуация.
Учебная эвакуация, практикум.
Тема 17.Профессия «Пожарный».
Экскурсия в пожарную часть.
Раздел 2.Изучение правил дорожного движения.
В ходе изучения раздела учащиеся получают первичные знания по ПББ. Через просмотр мультфильмов, в процессе игровой деятельности, экскурсии, наблюдения.
УУД:
-определять цели и задачи по безопасному поведению на дорогах;
-оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
-способность и готовность к освоению систематических знаний о правилах дорожного движения;
-способность к решению личностных и социально значимых проблем в области соблюдения правил дорожного движения, воплощение найденных решений в практику;
-способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии как участника дорожного движения;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Тема 2. Безопасный путь в школу.
Знакомство с дорожной картой микрорайона. Экскурсия на улицы города.
Тема 4. Какой бывает транспорт?
Знакомство с видами транспортных средств. Викторина.
Тема 6. Город, в котором мы живем. Улицы, дороги и их составляющие.
Экскурсия: Знакомство с основными улицами в районе, где расположена школа. Беседа «Почему на улице опасно“, „ Для чего нужно знать и выполнять ПДД“. Знакомство с понятием «проезжая часть»).
Тема 8. Наш друг- светофор.
Знакомство со светофором. Игра «Наш друг светофор». Просмотр м/ф «Смешарики». Разбор ситуаций). Творческая работа «Светофор»
Тема 10. Общие правила перехода улиц и дорог.
Беседа. Просмотр мультфильма ««Безопасное место». Практическое занятие. «Прогулка» с инспектором
Тема 12. Сигналы регулировщика.
Игра-соревнование «Кто лучше знает ПДД».
Тема 14. Дорожные знаки.
Знакомство с дорожными знаками. Викторина. Конкурс рисунков «дорожные знаки»
Тема 16. Мы-пассажиры. Обязанности пассажиров.
Знакомство и обсуждение обязанностей пассажиров, правил посадки и высадки, поведение в общественном транспорте. Игра «Мы – пассажиры»
Тема 18. Мой друг-велосипед.
Знакомство с правилами передвижения на велосипеде. Инструктаж перед летними школьными каникулами.
III Тематическое планирование
№ | Название раздела (по возможности)/ Тема занятия | Форма проведения | Дата |
1 | Отработка навыка учебной эвакуации. | Учебной эвакуация | |
2 | Безопасный путь в школу | Экскурсия | |
3 | Огонь друг и враг человеку | Беседа. Просмотр и обсуждение мультфильма «Опасные игрушки». | |
4 | Какой бывает транспорт? | Беседа, викторина | |
5 | Опасность шалости с огнем | Беседа. Просмотр и обсуждение мультфильма «Беда!». | |
6 | Город, в котором мы живем. Улицы, дороги и их составляющие | Экскурсия. | |
7 | Спички- не для игры | Беседа, просмотр мультфильма | |
8 | Наш друг- светофор | Игра, творческая работа | |
9 | Безопасный газ | Беседа, коллективная работа | |
10 | Общие правила перехода улиц и дорог | «Прогулка» с инспектором | |
11 | К чему приводят игры со спичками? | Чтение книг: «Кошкин дом», «Путаница»,конкурс рисунков | |
12 | Сигналы регулировщика | Конкурс рисунков | |
13 | Что такое электричество? Электричество в доме. | Беседа, коллективная работа | |
14 | Дорожные знаки | Викторина. Конкурс рисунков | |
15 | Мы- пассажиры. Обязанности пассажиров | Ролевая игра | |
16 | Профессия «Пожарный» | Экскурсия | |
17 | Мой друг-велосипед. | Беседа, коллективная работа | |
18 | Обобщение по курсу | Инструктаж | |
| Итого: | 18 ч | |