СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука юного Ульяновского школьника" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука юного Ульяновского школьника" для 4 класса составлена с целью знакомства учащихся с краеведением Ульяновской области.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука юного Ульяновского школьника" для 4 класса»

17


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И. Орлова»



«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Пр. № 1 от 30.08.2023 г.

Руководитель МО __________

(Гаврилова Н.Н)

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____________(Седова А.Ю)

«31» 08.2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Средняя школа № 83»

_____________В.В. Киселева

Пр. № 134-о от 01.09.2023 г.



Рабочая программа

внеурочной деятельности

Азбука юного ульяновского школьника





Класс 4














г. Ульяновск

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»   составлена на основе:

 программы внеурочной деятельности для младших школьников С.Ю. Прохоровой, Е.А. Хасьяновой«Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»;

Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, за год – 34 часа. 4 класс.

Знакомясь с материалом, который представлен в алфавитном порядке, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, юные читатели начинают получать азы краеведения. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволит юным краеведам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и составить карту-путеводитель по Ульяновской области.

Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву авторы подобрали информацию о родном крае, предлагают творческие задания, загадки и многое другое

Практическая значимость программы заключается в следующем:

1.       Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.

2.       Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.

3.       Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

-        объяснительно-иллюстративный;

-        репродуктивный;

-        частично-поисковый;

-        проектный;

-        исследовательский.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные:

-        формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;

-        формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,

-        формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,

-        формирование элементов творческой деятельности.

развивающие:

-        развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

-        формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;

-        развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

-        развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

-        развитие образного и логического мышления.

воспитательные:

-        осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нём;

-        формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

-        воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.


Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа)


  1. 1.Андрей Блаженный

    Теория: юродивый, канонизация, святой.

    Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.

    Оборудование: книга, фотографии храма, икон. Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала, коллективная, индивидуальная формы работы.

    Формы контроля: текущий контроль.



    2.Благов Николай Николаевич Теория: поволжский поэт, Государственная премия России, журнал «Волга».

    Практика: работа с текстом книги, знакомство со стихотворениями.

    Оборудование: книга, сборники стихов. Методы и формы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.

    Формы контроля: текущий контроль.

    3.Ведин Фёдор Иванович Теория: военная печать, очерк, пропагандировал идеи советского патриотизма.

    Практика: знакомство с текстом книги, беседа и обсуждение статьи.

    Оборудование: книга, фотография писателя. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

    Формы контроля: текущий контроль.

    Известные люди родного края. (16 часов)

4.Давыдов Денис Васильевич Теория: Отечественная война 1812 года, партизанские действия.

Практика: знакомство со статьёй книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.



5. Крылов Владимир Валентинович Теория: легкоатлет, Олимпийский чемпион.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.



6Любищев Александр Александрович Теория: энтомолог, система учёта времени.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.




7.Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич Теория: основатель народного театра.

Практика: знакомство со статьей книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

8.Огарёв Николай Платонович Теория: философ, политический деятель.

Практика: знакомство с текстом статьи и обсуждение её.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

9-10.Ознобишин Дмитрий Петрович Теория: переводчик, общественный деятель.

Практика: знакомство со статьёй книги, выполнение практического задания.

Оборудование: книга, произведения Ознобишина.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работа.

Формы контроля: текущий контроль.

11.Тургенев Николай Иванович Теория: экономист, публицист, декабрист.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

12-13. Трёшников Алексей Фёдорович Теория: океанолог, географ, исследователь Арктики.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы..

Формы контроля: текущий контроль.



14.Чардынин Пётр Иванович

Теория: актёр, кинорежиссёр.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

15.Юртов Авксентий Филиппович

Теория: просветитель.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

16.Испытай себя

Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.

Формы контроля: итоговый контроль.


2. Промышленные и культурные объекты родного края. (6 часов)

17.Дом-особняк С.С.Бакунина

Теория: особняк, мансарда, «Теремок».

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

18.Духовой оркестр Ульяновской области

Теория: Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава», музыкальные инструменты.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание музыкальных инструментов. Загадки о музыкальных инструментах.

Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.

Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

19-20.

Храмы Ульяновской области

Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии.

Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.

Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

21

Испытай себя

Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.

Формы контроля: итоговый контроль.

3. Географические объекты.(3 часа)

22.Аммонит

Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.

Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная форма работа.

Формы контроля: текущий контроль.

23.Белемнит

Теория: вымершие головоногие моллюски.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.

Оборудование: книга, образцы белемнитов, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

24.

Симбирцит

Теория: поделочный камень из группы кальцитов, памятник симбирциту в Ульяновске.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.









4. Памятники природы. (3 часа)

25.Акшуатский дендропарк

Теория: дендропарк, памятник природы.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

26.Заказники Ульяновской области

Теория: Ульяновский государственный палеонтологический заказник, Сурский заказник, Новоникулинский заказник, Базарносызганский заказник.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

27.Ундоровский источник

Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

5. Растения Ульяновской области. (7 часов)

28. Адонис волжский Тюльпан Биберштейна

- чтение и обсуждение статьи в книге;

- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;

- работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;

- отличительные особенности данного растения;

- полезные свойства растения;

- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;

- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рецептов и т.д.);

- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;

чтение произведений о растениях.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

29.Жимолость лесная


30.Звездчатка ланцетовидная


31.Незабудка Одуванчик


32.Росянка


33-34 .Испытай себя

Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.

Формы контроля: итоговый контроль.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

Обучающие научатся:

 учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.


Обучающие получат возможность:

 формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД:

Обучающие научатся:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным

понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;


Обучающие получат возможность:

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

Обучающие научатся:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

 развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

 задавать вопросы;

 строить причинно - следственные цепочки;

 упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;


Обучающие получат возможность:

 делать умозаключения.

Личностные

Обучающие научатся:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения ,самостоятельно делать выбор какой поступок совершить



Формы проведения занятий

1.  Беседы.

2.  Конкурсы рисунков.

3.  Экскурсии.

4.  Игры-викторины.

5. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

13. Лекция.

14. Дискуссия.

15. Творческая работа.



Тематическое планирование на 4 класс



Раздел

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

ЭОР



1.Известные люди родного края

(16 часов)

Андрей Блаженный

1


http://uobdu-aksakov.org/

Благов Николай Николаевич

1


http://uobdu-aksakov.org/

Ведин Фёдор Иванович

1


http://uobdu-aksakov.org/

Давыдов Денис Васильевич

1


http://uobdu-aksakov.org/

Крылов Владимир Валентинович

1


http://uobdu-aksakov.org/

Любищев Александр Александрович

1


http://uobdu-aksakov.org/

Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич

1


http://uobdu-aksakov.org/

Огарёв Николай Платонович

1


http://uobdu-aksakov.org/

Ознобишин Дмитрий Петрович

2


http://uobdu-aksakov.org/

Тургенев Николай Иванович

1


http://uobdu-aksakov.org/

Трёшников Алексей Фёдорович

2


http://uobdu-aksakov.org/


Чардынин Пётр Иванович

1


http://uobdu-aksakov.org/

Юртов Авксентий Филиппович

1


http://uobdu-aksakov.org/

Испытай себя

1


http://uobdu-aksakov.org/

2.Промышленные и культурные объекты родного края

(5 часов)


Дом-особняк С.С.Бакунина

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Духовой оркестр Ульяновской области

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Храмы Ульяновской области

2


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Испытай себя

1



3.Географические объекты

(3 часа)


Аммонит

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Белемнит

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99


Симбирцит

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

4. Памятники природы

(3 часа)


Акшуатский дендропарк

1


http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm

Заказники Ульяновской области

1


http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm

Ундоровский источник

1


http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm

5.Растения Ульяновской области

(7 часов)


Адонис волжский Тюльпан Биберштейна

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Жимолость лесная

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Звездчатка ланцетовидная

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Незабудка Одуванчик

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Росянка

1


http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

Испытай себя

2




Итого

34