17
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И. Орлова»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Пр. № 1 от 30.08.2023 г. Руководитель МО __________ (Гаврилова Н.Н) | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____________(Седова А.Ю) «31» 08.2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 83» _____________В.В. Киселева Пр. № 134-о от 01.09.2023 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Азбука юного ульяновского школьника
Класс 4
г. Ульяновск
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» составлена на основе:
программы внеурочной деятельности для младших школьников С.Ю. Прохоровой, Е.А. Хасьяновой«Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»;
Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, за год – 34 часа. 4 класс.
Знакомясь с материалом, который представлен в алфавитном порядке, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, юные читатели начинают получать азы краеведения. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволит юным краеведам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и составить карту-путеводитель по Ульяновской области.
Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал.
Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву авторы подобрали информацию о родном крае, предлагают творческие задания, загадки и многое другое
Практическая значимость программы заключается в следующем:
1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
2. Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- исследовательский.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
- формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
- формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
- формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
- развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
- развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
- развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа)
1.Андрей Блаженный
Теория: юродивый, канонизация, святой.
Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.
Оборудование: книга, фотографии храма, икон. Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала, коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.Благов Николай Николаевич Теория: поволжский поэт, Государственная премия России, журнал «Волга».
Практика: работа с текстом книги, знакомство со стихотворениями.
Оборудование: книга, сборники стихов. Методы и формы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.Ведин Фёдор Иванович Теория: военная печать, очерк, пропагандировал идеи советского патриотизма.
Практика: знакомство с текстом книги, беседа и обсуждение статьи.
Оборудование: книга, фотография писателя. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
Известные люди родного края. (16 часов)
4.Давыдов Денис Васильевич Теория: Отечественная война 1812 года, партизанские действия.
Практика: знакомство со статьёй книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
5. Крылов Владимир Валентинович Теория: легкоатлет, Олимпийский чемпион.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
6Любищев Александр Александрович Теория: энтомолог, система учёта времени.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
7.Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич Теория: основатель народного театра.
Практика: знакомство со статьей книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
8.Огарёв Николай Платонович Теория: философ, политический деятель.
Практика: знакомство с текстом статьи и обсуждение её.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
9-10.Ознобишин Дмитрий Петрович Теория: переводчик, общественный деятель.
Практика: знакомство со статьёй книги, выполнение практического задания.
Оборудование: книга, произведения Ознобишина.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работа.
Формы контроля: текущий контроль.
11.Тургенев Николай Иванович Теория: экономист, публицист, декабрист.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
12-13. Трёшников Алексей Фёдорович Теория: океанолог, географ, исследователь Арктики.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы..
Формы контроля: текущий контроль.
14.Чардынин Пётр Иванович Теория: актёр, кинорежиссёр.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
15.Юртов Авксентий Филиппович
Теория: просветитель.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
16.Испытай себя
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2. Промышленные и культурные объекты родного края. (6 часов)
17.Дом-особняк С.С.Бакунина
Теория: особняк, мансарда, «Теремок».
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
18.Духовой оркестр Ульяновской области
Теория: Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава», музыкальные инструменты.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание музыкальных инструментов. Загадки о музыкальных инструментах.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
19-20.
Храмы Ульяновской области
Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
21
Испытай себя
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
3. Географические объекты.(3 часа)
22.Аммонит
Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.
Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная форма работа.
Формы контроля: текущий контроль.
23.Белемнит
Теория: вымершие головоногие моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.
Оборудование: книга, образцы белемнитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
24.
Симбирцит
Теория: поделочный камень из группы кальцитов, памятник симбирциту в Ульяновске.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4. Памятники природы. (3 часа)
25.Акшуатский дендропарк
Теория: дендропарк, памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
26.Заказники Ульяновской области
Теория: Ульяновский государственный палеонтологический заказник, Сурский заказник, Новоникулинский заказник, Базарносызганский заказник.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
27.Ундоровский источник
Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
5. Растения Ульяновской области. (7 часов)
28. Адонис волжский Тюльпан Биберштейна
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;
- отличительные особенности данного растения;
- полезные свойства растения;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рецептов и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
чтение произведений о растениях.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
29.Жимолость лесная
30.Звездчатка ланцетовидная
31.Незабудка Одуванчик
32.Росянка
33-34 .Испытай себя
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Обучающие научатся:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Обучающие получат возможность:
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Обучающие научатся:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным
понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
Обучающие получат возможность:
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Обучающие научатся:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
задавать вопросы;
строить причинно - следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
Обучающие получат возможность:
делать умозаключения.
Личностные
Обучающие научатся:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения ,самостоятельно делать выбор какой поступок совершить
Формы проведения занятий
1. Беседы.
2. Конкурсы рисунков.
3. Экскурсии.
4. Игры-викторины.
5. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
Тематическое планирование на 4 класс
Раздел | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | ЭОР |
| |
1.Известные люди родного края (16 часов) | Андрей Блаженный | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Благов Николай Николаевич | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Ведин Фёдор Иванович | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Давыдов Денис Васильевич | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Крылов Владимир Валентинович | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Любищев Александр Александрович | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Огарёв Николай Платонович | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Ознобишин Дмитрий Петрович | 2 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Тургенев Николай Иванович | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Трёшников Алексей Фёдорович | 2 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
| Чардынин Пётр Иванович | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Юртов Авксентий Филиппович | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
Испытай себя | 1 | | http://uobdu-aksakov.org/ |
2.Промышленные и культурные объекты родного края (5 часов) | |
Дом-особняк С.С.Бакунина | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Духовой оркестр Ульяновской области | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Храмы Ульяновской области | 2 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Испытай себя | 1 | | |
3.Географические объекты (3 часа) | |
Аммонит | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Белемнит | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
| Симбирцит | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
4. Памятники природы (3 часа) | |
Акшуатский дендропарк | 1 | | http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm |
Заказники Ульяновской области | 1 | | http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm |
Ундоровский источник | 1 | | http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm |
5.Растения Ульяновской области (7 часов) | |
Адонис волжский Тюльпан Биберштейна | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Жимолость лесная | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Звездчатка ланцетовидная | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Незабудка Одуванчик | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Росянка | 1 | | http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99 |
Испытай себя | 2 | | |
| Итого | 34 | | |