СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода". Программа разработана для обучающихся 1 - 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Дмитриева»

Дмитриевского района Курской области



«Рассмотрено»

МО учителей начальных классов

_______/_Абросимова Н. В_/

ФИО

Протокол №___

от «___» ____________202_ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


__________/Ревазова А. В._/

ФИО

«___» ___________202_ г

«Утверждаю»

Директор


__________/_Лагутина С. А._/

ФИО

Приказ №______

от «___» ____________202_ г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса внеурочной деятельности


Азбука пешехода






Уровень: 1 – 4 классы



Составитель – Азарова Е. А., учитель начальных классов.










2020 год

Программа “Азбука пешехода” разработана в соответствии с требованиями:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6. ст. 9, п. 2 ст. 32, п. 5.2. ст. 14).

- Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009

- Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

- Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.

- Регионального базисного учебного плана (с изменениями, внесёнными приказами комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011 г. № 1-1234 и от 23.03.2012 №1-285 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421»).


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Предметные результаты:

  • учащиеся научатся безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;

  • передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;

  • пользоваться сигналами светофора и регулировщика;

  • правильно пользоваться общественным транспортом;.

  • соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;

  • правильно читать основные дорожные знаки;

  • соблюдать меры предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.







II. Содержание курса внеурочной деятельности


1 класс (33 ч.)

I.Ориентировка в окружающем мире (16 ч.)

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

II. Ты — пешеход (11 ч.)

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход». Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

III. Ты — пассажир (6 ч.)

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

2 класс (34 ч.)

I. Ориентировка в окружающем мире (24 ч.)

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование).

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

II. Ты — пешеход (6ч.)

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

III. Ты – пассажир (4ч.)

Ремень безопасности. Правила передвижения в легковом автомобиле.

3 класс (34 ч.)

I. Ориентировка в окружающем мире (10 ч.)

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

II. Ты — пешеход (21 ч.)

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».

III. Ты — пассажир (3 ч.)

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.


4 класс (34 ч.)

I. Ориентировка в окружающем мире (11 ч.)

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

II. Ты — пешеход (17 ч.)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

III. Ты — пассажир (6 ч.)

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Формами и методами контроля являются:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

  • проведение викторин по ПДД;

  • организация игр-тренингов;

  • анализ результатов деятельности.






III. Тематическое планирование

1 класс

п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

В том числе контрольные работы, творческие работы

I.

Ориентировка в окружающем мире.

16


1.

Форма предметов окружающего мира.

2


2.

Цвет предметов окружающего мира.

2


3.

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира

2


4.

Форма и цвет знаков дорожного движения.

1


5.

Цвет и форма запрещающих знаков.

1


6.

«Мы идем по улице» экскурсия.

1


7.

Адрес местожительства.

Дорога от дома до школы.

1


8.

«Моя безопасная дорога от дома до школы» практикум.

1


9.

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

2


10.

Транспортное средство. Участники дорожного движения.

2


11.

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1


II.

Ты – пешеход.

11


12.

Дорога. Тротуар. Виды движения. Составление памятки.

2


13.

«Места, предназначенные для  движения пешеходов» прогулка.

2


14.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги.

2


15.

Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода.

2


16.

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

1


17.

Творческая работа. Изготовление макета светофора.

1


18.

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1


III.

Ты – пассажир.

6


19.

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

1


20.

Игра «Какой ты пассажир?»

1


21.

Экскурсия по город

1


22.

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

1


23.

Обобщающее заняти

1


24.

Викторина «Знаток ПДД»

1



Всего

33



2 класс

п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

В том числе контрольные работы, творческие работы

I.

Ориентировка в окружающем мире.

24


1.

Повторение правил ДД по материалам 1 класса

1


2.

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений.

3


3.

Скорость движения объекта. Особенности пространственного положения предмета при разной скорости движения.

2


4.

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

3


5.

Транспорт личный и общественный Механические транспортные средства.

2


6.

Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»

1


7.

Населенный пункт. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

3


8.

Творческая работа «Улицы моего города»

1


9.

Дорога. Состояние дороги. Время перехода дороги.

2


10.

Причины возникновения опасностей на дороге. Пешеходы и водители

2


11.

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

1


12.

Безопасные маршруты движения

Интенсивное движение. Блиц-опрос.

2


13.

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

1


II.

Ты – пешеход.

6


14.

Знаки дорожного движения для пешеходов.

1



15.

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам.

Рисуем дорожные знаки.

2



16.

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1



17.

Автобусные, трамвайные, троллейбусные остановки. Правила поведения на остановке транспортного средства.

1



18.

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

1



III.

Ты – пассажир.

4



19.

Пассажиром быть не просто (автомобиль).

1



20.

Игра «Безопасность на дорогах»

1



21.

Тест «Какой ты пассажир?»

1



22.

Игра «Веселый перекресток»

1




Всего.

34





3 класс

п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

В том числе контрольные работы, творческие работы

I.

Ориентировка в окружающем мире.

10


1.

Повторение правил ДД по материалам 2 класса.

1


2

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа

2


3

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость.

2


4

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит

2


5

Сигналы транспортного средства. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

1


6

Встреча с инспектором ГИБДД

1


7

Игра «Аукцион знаний»

1


II.

Ты – пешеход.

21


8

Особенности дорог в городе и в сельской местности.

1


9

Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги.

2


10

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

2


11

Перекресток и его виды.

1


12

Целевая прогулка «Регулируемые  перекрёстки»

1


13

Проектная работа «Виды перекрёстков»

3


14

Регулируемый перекресток.

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.

1


15

Викторина «В гостях у Светофорчика»

1


16

Регулировщик, значение сигналов регулировщика. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.

1


17

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

3


18

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги.

1


19

Правила движения в темное время суток.

1


20

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.

1


21

Запрещающие и предписывающие знаки.

1


22

Праздник «Дорожный переполох»

1


III.

Ты – пассажир.

3


23

Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть

1


24

Тест «Дорожная азбука»

1


25

Обобщающее занятие

1



Всего

34



4 класс

п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

В том числе контрольные работы, творческие работы

I.

Ориентировка в окружающем мире.

11




1

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

1


2

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта.

2


3

Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.


1


4

Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения.

2


5

Творческая работа «Мой друг велосипед»

1


6

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1


7

Проект «Транспорт будущего».

3


II.

Ты – пешеход.

17


8

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).

1


9

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн.

1


10

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

2


11

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний.

1


12

Информационные знаки.

1


13

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

1


14

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

1


15

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

1



16

Особенности светофоров на железнодорожных переездах.

Меры безопасности на железной дороге.

1




17

КВН «Азбука безопасности»

1


18

Нерегулируемые участки дороги.

Целевая прогулка

1




19

Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях

2


20

Разработка памяток для водителей

«Тише едешь, дальше будешь»

2




21

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

1


III.

Ты – пассажир.

6


22

Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле с бортами.

1


23

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе.

1


24

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

1


25

«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП»

1


26

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

1


27

Обобщающее занятие.

1



Всего

34