Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
«Рассмотрено» МО учителей начальных классов _______/_Абросимова Н. В_/ ФИО Протокол №___ от «___» ____________202_ г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/Ревазова А. В._/ ФИО «___» ___________202_ г | «Утверждаю» Директор __________/_Лагутина С. А._/ ФИО Приказ №______ от «___» ____________202_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Азбука пешехода
Уровень: 1 – 4 классы
Составитель – Азарова Е. А., учитель начальных классов.
2020 год
Программа “Азбука пешехода” разработана в соответствии с требованиями:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6. ст. 9, п. 2 ст. 32, п. 5.2. ст. 14).
- Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009
- Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.
- Регионального базисного учебного плана (с изменениями, внесёнными приказами комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011 г. № 1-1234 и от 23.03.2012 №1-285 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421»).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметные результаты:
учащиеся научатся безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;
передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;
пользоваться сигналами светофора и регулировщика;
правильно пользоваться общественным транспортом;.
соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;
правильно читать основные дорожные знаки;
соблюдать меры предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 ч.)
I.Ориентировка в окружающем мире (16 ч.)
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
II. Ты — пешеход (11 ч.)
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход». Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
III. Ты — пассажир (6 ч.)
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
2 класс (34 ч.)
I. Ориентировка в окружающем мире (24 ч.)
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,
объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование).
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,
поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
II. Ты — пешеход (6ч.)
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
III. Ты – пассажир (4ч.)
Ремень безопасности. Правила передвижения в легковом автомобиле.
3 класс (34 ч.)
I. Ориентировка в окружающем мире (10 ч.)
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
II. Ты — пешеход (21 ч.)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».
III. Ты — пассажир (3 ч.)
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
4 класс (34 ч.)
I. Ориентировка в окружающем мире (11 ч.)
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
II. Ты — пешеход (17 ч.)
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
III. Ты — пассажир (6 ч.)
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
Формами и методами контроля являются:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
III. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел, тема занятия | Количество часов | В том числе контрольные работы, творческие работы |
I. | Ориентировка в окружающем мире. | 16 | |
1. | Форма предметов окружающего мира. | 2 | |
2. | Цвет предметов окружающего мира. | 2 | |
3. | Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира | 2 | |
4. | Форма и цвет знаков дорожного движения. | 1 | |
5. | Цвет и форма запрещающих знаков. | 1 | |
6. | «Мы идем по улице» экскурсия. | 1 | |
7. | Адрес местожительства. Дорога от дома до школы. | 1 | |
8. | «Моя безопасная дорога от дома до школы» практикум. | 1 | |
9. | Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. | 2 | |
10. | Транспортное средство. Участники дорожного движения. | 2 | |
11. | Игра «Дорожный калейдоскоп» | 1 | |
II. | Ты – пешеход. | 11 | |
12. | Дорога. Тротуар. Виды движения. Составление памятки. | 2 | |
13. | «Места, предназначенные для движения пешеходов» прогулка. | 2 | |
14. | Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги. | 2 | |
15. | Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. | 2 | |
16. | Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. | 1 | |
17. | Творческая работа. Изготовление макета светофора. | 1 | |
18. | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» | 1 | |
III. | Ты – пассажир. | 6 | |
19. | Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. | 1 | |
20. | Игра «Какой ты пассажир?» | 1 | |
21. | Экскурсия по город | 1 | |
22. | Тест «Знаешь ли ты правила ДД» | 1 | |
23. | Обобщающее заняти | 1 | |
24. | Викторина «Знаток ПДД» | 1 | |
| Всего | 33 | |
2 класс
№ п/п | Раздел, тема занятия | Количество часов | В том числе контрольные работы, творческие работы |
I. | Ориентировка в окружающем мире. | 24 | |
1. | Повторение правил ДД по материалам 1 класса | 1 | |
2. | Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений. | 3 | |
3. | Скорость движения объекта. Особенности пространственного положения предмета при разной скорости движения. | 2 | |
4. | Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. | 3 | |
5. | Транспорт личный и общественный Механические транспортные средства. | 2 | |
6. | Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» | 1 | |
7. | Населенный пункт. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | 3 | |
8. | Творческая работа «Улицы моего города» | 1 | |
9. | Дорога. Состояние дороги. Время перехода дороги. | 2 | |
10. | Причины возникновения опасностей на дороге. Пешеходы и водители | 2 | |
11. | Целевая прогулка «Правила юного пешехода» | 1 | |
12. | Безопасные маршруты движения Интенсивное движение. Блиц-опрос. | 2 | |
13. | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | |
II. | Ты – пешеход. | 6 | |
14. | Знаки дорожного движения для пешеходов. | 1 | | |
15. | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам. Рисуем дорожные знаки. | 2 | | |
16. | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 1 | | |
17. | Автобусные, трамвайные, троллейбусные остановки. Правила поведения на остановке транспортного средства. | 1 | | |
18. | Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» | 1 | | |
III. | Ты – пассажир. | 4 | | |
19. | Пассажиром быть не просто (автомобиль). | 1 | | |
20. | Игра «Безопасность на дорогах» | 1 | | |
21. | Тест «Какой ты пассажир?» | 1 | | |
22. | Игра «Веселый перекресток» | 1 | | |
| Всего. | 34 | | |
3 класс
№ п/п | Раздел, тема занятия | Количество часов | В том числе контрольные работы, творческие работы |
I. | Ориентировка в окружающем мире. | 10 | |
1. | Повторение правил ДД по материалам 2 класса. | 1 | |
2 | Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа | 2 | |
3 | Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. | 2 | |
4 | Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит | 2 | |
5 | Сигналы транспортного средства. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. | 1 | |
6 | Встреча с инспектором ГИБДД | 1 | |
7 | Игра «Аукцион знаний» | 1 | |
II. | Ты – пешеход. | 21 | |
8 | Особенности дорог в городе и в сельской местности. | 1 | |
9 | Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги. | 2 | |
10 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила. | 2 | |
11 | Перекресток и его виды. | 1 | |
12 | Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки» | 1 | |
13 | Проектная работа «Виды перекрёстков» | 3 | |
14 | Регулируемый перекресток. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. | 1 | |
15 | Викторина «В гостях у Светофорчика» | 1 | |
16 | Регулировщик, значение сигналов регулировщика. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика. | 1 | |
17 | Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». | 3 | |
18 | Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги. | 1 | |
19 | Правила движения в темное время суток. | 1 | |
20 | Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. | 1 | |
21 | Запрещающие и предписывающие знаки. | 1 | |
22 | Праздник «Дорожный переполох» | 1 | |
III. | Ты – пассажир. | 3 | |
23 | Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть | 1 | |
24 | Тест «Дорожная азбука» | 1 | |
25 | Обобщающее занятие | 1 | |
| Всего | 34 | |
4 класс
№ п/п | Раздел, тема занятия | Количество часов | В том числе контрольные работы, творческие работы |
I. | Ориентировка в окружающем мире. | 11 | |
1 | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» | 1 | |
2 | Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта. | 2 | |
3 | Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. | 1 | |
4 | Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения. | 2 | |
5 | Творческая работа «Мой друг велосипед» | 1 | |
6 | Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого» | 1 | |
7 | Проект «Транспорт будущего». | 3 | |
II. | Ты – пешеход. | 17 | |
8 | Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). | 1 | |
9 | Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. | 1 | |
10 | Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». | 2 | |
11 | Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний. | 1 | |
12 | Информационные знаки. | 1 | |
13 | Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». | 1 | |
14 | Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков» | 1 | |
15 | Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). | 1 | |
16 | Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Меры безопасности на железной дороге. | 1 | |
17 | КВН «Азбука безопасности» | 1 | |
18 | Нерегулируемые участки дороги. Целевая прогулка | 1 | |
19 | Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях | 2 | |
20 | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | 2 | |
21 | Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения» | 1 | |
III. | Ты – пассажир. | 6 | |
22 | Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле с бортами. | 1 | |
23 | Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. | 1 | |
24 | Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. | 1 | |
25 | «Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП» | 1 | |
26 | Викторина «У дорожных правил каникул нет». | 1 | |
27 | Обобщающее занятие. | 1 | |
| Всего | 34 | |