Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей «Воскресенская кадетская школа» города Воскресенска Московской области
| УТВЕРЖДЕНА Приказом от 27.08.2020 № 160 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Библиотечный час»
для 3 класса
Составитель
Коробёнкова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2020 год
Данная рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «Библиотечный час» для 3 класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе типовой программы «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2018).
Программа разработаны в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области (МУ «Управление образования» Протокол № 1 от 08.04.2016)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Учебный план МБОУ-лицей «ВКШ» на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ-лицей «ВКШ» на изучение программы отводится 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Форма организации: объединение.
Виды деятельности учащихся: познавательная.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты:
1) выразительно читать тексты и вести беседу о прочитанном;
определять тему и главную мысль произведений;
делать выводы из прочитанного;
создавать словесную картину;
выразительно читать стихотворения;
формулировать и высказывать своё мнение;
выбирать и обосновывать нужную информацию;
фантазировать и творчески мыслить.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование модулей и тем | Количество часов | Номера уроков |
1. | История книги. Библиотеки | 4 | 1-4 |
2. | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 4 | 5-8 |
3. | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | 9-11 |
4. | Книги о родной природе | 3 | 12-14 |
5. | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | 15-17 |
6. | Животные — герои детской литературы | 4 | 18-21 |
7. | Дети — герои книг | 3 | 22-24 |
8. | Книги зарубежных писателей | 2 | 25-26 |
9. | Книги о детях войны | 3 | 27-29 |
10. | Газеты и журналы для детей | 3 | 30-32 |
11. | «Книги, книги, книги…» | 2 | 33-34 |
Содержание программы
Раздел 1. История книги. Библиотеки
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Раздел 2. . По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Раздел 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Раздел 4. Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Раздел 6. Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Раздел 7. Дети — герои книг
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Раздел 8. Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Раздел 9. Книги о детях войны
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти»
Раздел 10. Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели .
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Раздел 11. «Книги, книги, книги…»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Библиотечный час»
на 2020 - 2021 учебный год.
3 класс
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
История книги. Библиотеки (4 часа) | | | 24.10-28.10 |
1 | 1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 01.09-04.09 | |
2 | 2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 07.09-11.09 | |
3 | 3 | Летописи. Рукописные книги. | 14.09-18.09 | |
4 | 4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 21.09-25.09 | |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 часа) |
5 | 1 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 28.09-02.10 | |
6 | 2 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 12.10-16.10 | |
7 | 3 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 19.10-23.10 | |
8 | 4 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 26.10-30.10 | |
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 часа) |
9 | 1 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 02.11-06.11 | |
10 | 2 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 09.11-13.11 | |
11 | 3 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен. | 23.11-27.11 | |
Книги о родной природе (3 часа) |
12 | 1 | Родные поэты. | 30.12-04.12 | |
13 | 2 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 07.12-11.12 | |
14 | 3 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 14.12-18.12 | |
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 часа) |
15 | 1 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 21.12-25.12 | |
16 | 2 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок. | 28.12-31.12 | |
17 | 3 | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | 11.01-15.01 | |
Животные — герои детской литературы (4 часа) |
18 | 1 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 18.01-22.01 | |
19 | 2 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 25.01-29.01 | |
20 | 3 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв. | 01.02-05.02 | |
21 | 4 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 08.02-15.02 | |
Дети — герои книг (3 часа) |
22 | 1 | Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях. | 22.02-26.02 | |
23 | 2 | Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | 01.03-05.03 | |
24 | 3 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках». | 08.03-12.03 | |
Книги зарубежных писателей (2 часа) |
25 | 1 | Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). | 15.03-19.03 | |
26 | 2 | Библиографический справочник: отбор информации | 22.03-26.03 | |
Книги о детях войны (3 часа) |
27 | 1 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 29.03-02.04 | |
28 | 2 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 12.04-16.04 | |
29 | 3 | Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | 19.04-23.04 | |
Газеты и журналы для детей (3 часа) |
30 | 1 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 26.04-30.04 | |
31 | 2 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 03.05-07.05 | |
32 | 3 | Создание классной газеты «Книгочей». | 10.05-14.05 | |
«Книги, книги, книги…» (2 ч) |
33 | 1 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. | 17.05-21.05 | |
34 | 2 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 24.05-31.05 | |
Итого | часов | |
по программе | 34 | |
выполнено | | |