МБОУ «ШИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №1»
Муниципального образования – Шиловский муниципальный район
Рязанской области
ИНН/КПП 6225005792/622501001 ОГРН 1026200851038
Свидетельство о государственной аккредитации № 25-0950 от 29.12. 2015г.
Лицензия № 25-2444 от 02.09.2015 г.
391500 п.Шилово, улица Советская, д.1
Телефон: (849136) 2-17-47, 2-16-41
e-mail:shilovo-school1 @yandex.ru
«Утверждаю»
Директор школы________ Е.Ю. Волкова
Приказ №____ от______ 2018г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Будь здоров»
7 - 8 классы
Учитель первой
квалификационной категории Невдах Л.В.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Будь здоров» по настольному теннису разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (приказ №1089 Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.); на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ: Г.В. Барчуковой, В.А. Воробьева. Настольный теннис М.: Советский спорт, 2010
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - изучение спортивной игры настольный теннис.
Основными задачами программы являются:
- Укрепление здоровья;
- Содействие правильному физическому развитию;
- Приобретение необходимых теоретических знаний;
- Овладение основными приемами техники и тактики;
- Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
- Привитие учащимся организаторских навыков;
- Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;
- Подготовка учащихся к школьным и районным соревнованиям;
Программа рассчитана на 34 ч - 1 год обучения и 35 ч – 2 год обучения, с проведением занятий 1 раза в неделю. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
Требования к уровню подготовки
Знать:
- технику безопасности на занятиях настольного тенниса.
- историю развития настольного тенниса в России.
- влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
- гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов.
- правила соревнований по настольному теннису.
Уметь:
- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча;
- выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
- выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре;
- перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева;
- уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке;
- иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет;
- активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности.
Демонстрировать:
- технические и тактические действия игры настольный теннис, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал программы дается в трех разделах:
- основы знаний;
- общая и специальная физическая подготовка
- техника и тактика игры;
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
1.Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса.
2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.
3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
5. Правила соревнований по настольному теннису.
ОБЩЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки.
Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ
В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ (1 год обучения)
№п/п | Содержание занятий | |
Теоретические сведения |
1. | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. | 1 |
2. | Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Правила игры в настольный теннис. | 1 |
Итого: | 2 |
Практические занятия |
1. | Общая и специальная подготовка | 10 |
2. | Основы техники и тактики игры | 20 |
3. | Контрольные игры. | 2 |
Итого: | 32 |
Всего часов: | 34 |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ (2 год обучения)
№ п/п | Содержание занятий | |
Теоретические сведения |
1. | История настольного тенниса в Олимпийском движении. Основные термины и понятия в настольном теннисе. | 1 |
2. | Классификация ударов в настольном теннисе. Подготовка игровой площадки и стола для занятий настольным теннисом. | 1 |
Итого: | 2 |
Практические занятия |
1. | Общая и специальная подготовка | 10 |
2. | Основы техники и тактики игры | 20 |
3. | Контрольные игры. | 3 |
Итого: | 33 |
Всего часов: | 35 |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Будь здоров»
1 год обучения (34 часа)
№ | Раздел, название урока в поурочном планировании | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | Кол-во часов | Дата |
Предметные результаты ЗУН) к разделу | Метапредметные результаты (УУД) к разделу |
план | факт |
1 | Введение в мир настольного тенниса. Техника безопасности при проведении занятий по настольному теннису. Стойка игрока. | Знать: - технику безопасности на занятиях настольного тенниса. - историю развития настольного тенниса в России. - влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. - гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов. - правила соревнований по настольному теннису. Уметь: -принимать стойку игрока, - держать правильно ракетку, - перемещаться в стойке игрока. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий. Знание факторов, потенциально опасных для здоровья, и их опасных последствий. Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелатель-ной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения. Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекатель-ности. | 1 | |
|
2 | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки. | 1 | | |
3 | Оборудование и инвентарь. Исходное положение при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Способы держания ракетки. | 1 | | |
4 | Гигиена и врачебный контроль. Перемещения близко у стола и в средней зоне. Правильная хватка ракетки и способы игры. | 1 | | |
5 | Правила игры в настольный теннис. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Правильная хватка ракетки и способы игры. | 1 | | |
6 | Удары по мячу | Уметь выполнять -атакующие удары по диагонали, по линии, | 4 | | |
7 | Удары по мячу | | | |
8 | Удары по мячу | | | |
9 | Удары по мячу | | | |
10 | Подачи. | Уметь:- правиль-но выполнять подачи мяча накатом, срезкой и боковым вращением. | 4 | | |
11 | Подачи. | | | |
12 | Подачи. | | | |
13 | Подачи. | | | |
14 | Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. | Уметь: - правильно выполнять удары справа и слева. | 4 | | |
15 | Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева. | | | |
16 | Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева. | | | |
17 | Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. | | | |
18 | Удар « накат» справа и слева на столе. | Уметь: - правильно выполнять удары «накатом» справа и слева. | 4 | | |
19 | Удар « накат» справа и слева на столе. | | | |
20 | Удар « накат» справа и слева на столе. | | | |
21 | Удар « накат» справа и слева на столе. | | | |
22 | Выбор позиции. | Уметь: - делать выбор позиции. | 2 | | |
23 | Выбор позиции. | | | |
24 | Игра в «крутиловку» вправо и влево. | Уметь: - играть в «крутиловку» вправо и влево. | 2 | | |
25 | Игра в «крутиловку» вправо и влево. | | | |
26 | Свободная игра на столе. | Уметь: - свободно играть на столе. | 2 | | |
27 | Свободная игра на столе. | | | |
28 | Игра на счет из одной, трех партий. | Уметь: - играть на счет. | 2 | | |
29 | Игра на счет из одной, трех партий. | | | |
30 | Тактика игры с разными противниками. | Уметь:- делать правильный выбор тактики игры с различными противниками. | 2 | | |
31 | Тактика игры с разными противниками. | | | |
32 | Основные тактические варианты игры. | Знать: - основные тактические варианты игры. - правила игры в настольный теннис. Уметь: - участвовать в соревнованиях. - применять правила игры. | 2 | | |
33 | Основные тактические варианты игры. | | | |
34 | Соревнования по настольному теннису | | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Настольный теннис»
2 год обучения (34 часа)
№ п/п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | Кол-во часов | Дата |
Предметные результаты ЗУН) к разделу | Метапредметные результаты (УУД) к разделу |
план | факт |
1 | Техника безопасности при проведении занятий по настольному теннису. Ведущие теннисисты мира. | Знать: - технику безопасности на занятиях настольного тенниса; - ведущих теннисистов мира;- влияние физических упражнений на строение и функции орга-низма человека; - правила сорев-нований по нас-тол. теннису. Уметь выполнять: -удар срезкой слева, справа; -откидной удар справа, слева. | Умение самосто-ятельно опреде-лять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, раз-вивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Добросовестное выполнение учеб-ных заданий,осоз-нанное стремле-ние к освоению новых знаний и умений, повыша-ющих результа-тивность выпол-нения заданий. Знание факторов, потенциально опасных для здо-ровья, и их опас-ных последствий. Владение куль-турой речи, веде-ние диалога в доброжелатель-ной и открытой форме, проявле-ние к собеседнику внимания, интере-са и уважения. | 1 | | |
2 | Удары срезкой, основные стойки теннисиста, техника передвижений | 1 | | |
3 | Удары срезкой, основные стойки теннисиста, техника передвижений | 1 | | |
4 | Откидной удар справа. | 1 | | |
5 | Откидной удар справа. | 1 | | |
6 | Откидной удар слева. | 4 | | |
7 | Откидной удар слева. | | | |
8 | Удар срезкой слева. | | | |
9 | Удар срезкой слева. | | | |
10 | Удар срезкой справа. | 4 | | |
11 | Удар срезкой справа. | | | |
12 | Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче. | Знать: -технику выполнения подачи мяча. Уметь: - правильно выполнять подачи мяча накатом, срезкой и боковым вращением. | | | |
13 | Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче. | | | |
14 | Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче. | 4 | | |
15 | Баланс при подаче. Удар с лета. | | | |
16 | Баланс при подаче. Удар с лета. | | Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекатель-ности. | | | |
17 | Баланс при подаче. Удар с лета. | | | |
18 | Баланс при подаче. Удар с лета. | 4 | | |
19 | Удар справа и слева накатом. | Уметь: - правильно выполнять удары «накатом» справа и слева. | | | |
20 | Удар справа и слева накатом. | | | |
21 | Удар справа и слева накатом. | | | |
22 | Удар справа и слева накатом. | 2 | | |
23 | Удар справа и слева накатом. | | | |
24 | Прием подачи. | Уметь выполнять: - прием мяча с подачи. | 2 | | |
25 | Прием подачи. | | | |
26 | Прием подачи. | 2 | | |
27 | Прием подачи. | | | |
28 | Игра на счет из одной, трех партий. | Знать: - правила игры в настольный теннис Уметь: - играть на счет. | 2 | | |
29 | Игра на счет из одной, трех партий. | | | |
30 | Тактика игры с разными противниками. | Уметь: - делать правильный выбор тактики игры с различными противниками. | 2 | | |
31 | Тактика игры с разными противниками. | | | |
32 | Основные тактические варианты игры. | Знать: - основные тактические варианты игры. - правила игры в настольный теннис. Уметь: - участвовать в соревнованиях. - применять правила игры. | 2 | | |
33 | Основные тактические варианты игры. | | | |
34 35 | Соревнования по настольному теннису | 1 | | |