Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новоалександровская средняя общеобразовательная школа
План проверен
зам. директора по воспитательной работе
МАОУ Новоалександровской СОШ
______ М.Г.Грязев «___»_________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности « Чтение с увлечением »
для 4 класса
на 2018 - 2019 уч. год
Учитель: Петрова Наталья Валерьевна
с. Новоалександровка
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Чтение с увлечением» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться.
В содержании курса предлагаются познавательные тексты, под которыми мы понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов – от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом включительно.
В процессе обучения школьники будут такие тексты:
При этом дети будут постоянно учиться воспринимать текст на слух и мысленно, а затем генерировать не только письменные тексты, но и устные выступления.
Курс позволяет подготовить младших школьников к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами: предлагаются познавательные тексты, под которыми понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов - от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом.
Курс направлен на обучение учеников критическому пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.
Цель: Пробуждение интереса к чтению и воспитание эмоционально отзывчивого читателя.
Задачи:
Формирование умения мыслить самостоятельно;
Развитие воображения и фантазии;
Помощь в становлении личности.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Формы организации занятий:
Фронтальная работа, беседа, сообщение, работа в паре и в группе, сотрудничество с одноклассниками, умение договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Основные виды деятельности учащихся на занятиях: чтение, говорение (культура речевого общения); письмо (культура письменной речи); жужжащее чтение; чтение текста про себя; чтение по ролям; чтение цепочкой; выборочное чтение;
- беседа по прочитанному тексту; анализ структуры и содержания текста; ответы на вопросы, составленные детьми; характеристика героев и их поступков; чтение и установление, что правдиво, что вымышлено; дискуссия и обсуждение; составление текста – повествования, текста – рассуждения, текста - описания; комментированное чтение; деление текста на части и составление плана; пересказ по составленному плану; подробный пересказ; краткий пересказ; выборочный пересказ; сжатый пересказ; творческая работа; проектная и исследовательская деятельность; чтение научно-популярных текстов, сопоставление текстов; чтение заданий, ответы на них в тестовой форме; придумывание заголовка; анализ текстов; выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребность в выяснении их смысла; конструирование текста из двух частей; выявление смыслового и эмоционального подтекста; ответы на вопросы по содержанию словами текста; составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним; определение главной мысли, сформулированную в тексте; прогнозирование содержания читаемого.
Всего за год в 4 классе предполагается 34 занятия, по 1 занятию в неделю.
Тексты подбираются таким образом, что позволяют организовать как индивидуальную работу с учеником, так и работу в группах, в парах, фронтальную. Формы работы при этом могут быть самые разнообразные. Например, один учащийся читает текст про себя, потом пересказывает его, а остальные дети, не видя текста, пытаются ответить на вопросы к нему. Если возникают затруднения, рассказчик дополняет или видоизменяет свою историю до тех пор, пока ученики не смогут ответить на вопрос.
Очень полезно для каждого вопроса найти в тексте и процитировать то место, которое содержит нужную для ответа информацию.
Можно задать вопросы, которые учащийся должен запомнить, и только потом выдать текст для прочтения и анализа. Если после чтения ребёнок забыл вопрос или не смог на него ответить, нужно вместе с ним разобраться, почему так получилось. Задания и вопросы по разнообразным текстам позволяют отслеживать неочевидные причинно-следственные связи и тем самым готовить учащихся к пониманию механизмов, действующих в экологии, экономике, праве, проявляющихся в истории науки и техники, закладывая таким образом базу для дальнейшего глубокого образования.
Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. По предлагаемым материалам могут работать как опытные педагоги, так и родители, заинтересованные в развитии смышлёности и креативности их ребёнка.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
«Личностные универсальные учебные действия»
У выпускника будут сформированы:
1.внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
2.широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
3.ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
4.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
5.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
6.основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
7.ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
8.развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
9.знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
10.установка на здоровый образ жизни;
11.чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
12.эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
1.внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
2.выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
3.устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
4.адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
5.положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
6.компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
7.морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
8.установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
9.осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
10.эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
«Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1.принимать и сохранять учебную задачу;
2.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6.адекватно воспринимать оценку учителя;
7.различать способ и результат действия;
8.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
9.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
5.осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
6.самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
«Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7.осуществлять синтез как составление целого из частей;
8.проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9.устанавливать причинно-следственные связи;
10.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свой-ствах и связях;
11.обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12.осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13.устанавливать аналогии;
14.владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
2.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
3.осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
5.осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
6.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
7.строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
8.произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
«Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3.формулировать собственное мнение и позицию;
4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5.строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6.задавать вопросы;
7.контролировать действия партнера;
8.использовать речь для регуляции своего действия;
9.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
1.учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
2.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
3.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
4.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
5.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
6.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
7.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
8.осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
9.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
10.адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата по плану | Дата по факту | № п/п | Основная тема занятия | Примерные виды работ. | Литература |
| | 1 | Организация кружка. | Техника безопасности. | |
| | 2 | Входящая диагностика чтения. | Диагностика скорости чтения вслух. Про себя. | ТУД стр. 4-8 |
| | 3 | Диагностика понимания прочитанного. | Диагностика понимания прочитанного. Ответы на вопросы. Пересказ. Работа в парах. | Проверка навыка чтения и уровня начитанности. Тексты.стр.3-14 |
Работа с текстом. |
| | 4 | Летописи. Былины, Жития. | Анализ произведения по вопросам. Самооценка. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.1 стр.6-11 |
| | 5 | Зонтик. Т.Нуждина | Заголовок текста. Составление плана. Составление монологического высказывания. | Диагностика читательской грамотности. с.5-7 |
| | 6 | И.Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном» | Конкурс чтецов. Анализ произведения по вопросам. Самооценка. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 42-45 |
| | 7 | Кузяр-Бурундук и Инойка-Медведь. В.Бианки | Работа в группах. Выявление понимания прочитанного. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.1 стр. 55-59 |
| | 8 | Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Составление монологического высказывания. | Диагностика читательской грамотности. с.14-16 |
| | 9 | М. Пришвин. Жаркий час. | Анализ текста. Выявление главной мысли текста. Заголовок. Проверка понимания прочитанного. Работа в группах. | Диагностика читательской грамотности. с.17-18 |
| | 10 | М. Ю. Лермонтов «Осень». | Конкурс чтецов. Анализ произведения по вопросам. Самооценка. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.1 стр. 22-24 |
| | 11 | М. Пришвин. Заводь. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Составление монологического высказывания. | Диагностика читательской грамотности. с.19-21 |
| | 12 | И. Бунин. Осень. | Анализ текста. Нахождение в каждом абзаце предложения, раскрывающего главную мысль. | Диагностика читательской грамотности. с.22-23 |
| | 13 | Как огонь воду замуж взял. Е. Пермяк | Работа в группах. Выявление понимания прочитанного. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.1 стр. 43-49 |
| | 14 | Первый шаг. И. Полуянов. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Составление монологического высказывания. | Диагностика читательской грамотности. с.30- 32 |
| | 15 | В. Бианки. Тишина бывает разная. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Работа с планом. | Диагностика читательской грамотности. с. 36-38 |
| | 16 | Шалашники. Научно-познавательный текст | Анализ научно-познавательного текста. Ответы на вопросы по содержанию. Проверка понимания прочитанного. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 38-41 |
| | 17 | Г. Скребицкий. Рыбная ловля. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Составление монологического высказывания. | Диагностика читательской грамотности. с.42-45 |
| | 18 | В. Бианки. Полуденная тишина. | Анализ текста. Составле-ние развёрнутого ответа на вопрос. Работа с планом. | Диагностика читательской грамотности. с.46-48 |
| | 19 | А. Куприн Бедный принц. | Анализ текста. Составле-ние развёрнутого ответа на вопрос. Работа с планом. Заголовок текста. | Диагностика читательской грамотности. с.50-54 |
| | 20 | Н. Абрамцева. Стёклышко. | Анализ текста. Составле-ние развёрнутого ответа на вопрос. Нахождение в тексте предложений раскрывающих главную мысль текста. | Диагностика читательской грамотности. с. 55-58 |
| | 21 | Две пословицы. Е. Пермяк. | Работа в группах. Выявление понимания прочитанного. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 4-9 |
| | 22 | Н. Рубцов. Первый снег. | Конкурс чтецов. Анализ произведения по вопросам. Самооценка. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 29-32 |
| | 23 | Н. Сладков. Серьёзная птица. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Работа с планом. | Диагностика читательской грамотности. с.11-13 |
| | 24 | Арбат. Азбука Московская для детей и родителей. | Объяснительное чтение. Деление текста на смысловые части. Заполнение таблицы по тексту. Самоконтроль. | Диагностика читательской грамотности. с. 27-29 |
| | 25 | Страна фантазия. Я. Ларри. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Работа с планом. Творческое продолжение рассказа. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 68-72 |
| | 26 | А. Леонов. Я выхожу в космос. | Работа в группах. Выявление понимания прочитанного. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 56-62 |
| | 27 | Это ты, Алиса? К. Булычов | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Работа с планом. Творческое продолжение рассказа. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 63-67 |
| | 28 | А. Чехов. Каштанка. | Анализ текста. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Работа с планом. | Диагностика читательской грамотности. с. 39-41 |
| | 29 | Откуда пошли болезни и лекарства. Индейская сказка. | Анализ текста. Нахождение ответа на вопрос в тексте. Соотношение текста с пословицей. Придумывание творческой концовки. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 78-83 |
| | 30 | Мамин-Сибиряк. Лес. | Анализ текста. Составление монологического высказывания. | Диагностика читательской грамотности. с.8-10 |
| | 31 | С. Есенин «Вот уж вечер» | Конкурс чтецов. Анализ произведения по вопросам. Самооценка. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.2 стр. 46-49 |
| | 32 | Ф. Тютчев. «Уж солнца раскалённый шар» | Конкурс чтецов. Анализ произведения по вопросам. Самооценка. | Зачетные работы по литературному чтению.Ч.1 стр. 37-39 |
| | 33 | Итоговая диагностика чтения. | Диагностика скорости чтения вслух. Про себя. Диагностика понимания прочитанного. | ТУД стр. 68-73 |
| | 34 | Итоговое занятие. | Подведение итогов кружка. Награждение. | |