Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса «ЭВМ» (Это Вы Можете) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO), на основе составлена на основе программы «Основы программирования на примере Visual Basic.Net», изданной в сборнике «Программы и планирование. ФГОС. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы», составитель М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова, Н.Н. Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, основной образовательной программой основного общего образования МОУ СШ с. Астрадамовка
Алгоритмизация и программирование - это наиболее важный раздел курса «Информатика», изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Как и математика, программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Может быть, не последнюю роль в формировании нового человека XXI в. сыграют основы логического и комбинаторного мышления, заложенные в школьные годы на уроках программирования.
Данный курс рассчитан на учащихся 8 класса, предназначен для развития навыков алгоритмического мышления. Курс последовательно и целенаправленно вовлекает учащегося в процесс самостоятельного и осмысленного составления законченных алгоритмов и программ, вырабатывает необходимые составляющие алгоритмической и программистской грамотности:
ясный и понятный стиль,
надежность и эффективность решений,
умение организовать переборы и ветвления
Основная цель данного курса: формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием; алгоритмической культуры.
Основные задачи курса:
форматирование практических навыков работы с интегрированной средой программирования языка Pascal;
развитие навыков алгоритмизации и программирования;
формирование образного и теоретического мышления;
формирование умения ориентироваться в информационных потоках
формирование умения планировать свою деятельность
обеспечить возможность учащимся закрепить свои знания и умения по данному курсу через участие в турнирах и олимпиадах по программированию.
Программа кружка «ЭВМ» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности, занятия кружка проводятся во внеурочное время Курс рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю) для учащихся 8 класса.
Личностно-ориентированная направленность курса.
Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.
Основные цели:
создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;
развивать алгоритмическое мышление учащихся;
расширять спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя;
познакомить со спецификой профессии программиста.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
проявлять широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; интерес к информатике и ИКТ,
стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тема | Кол. час. | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Раздел 1 Алгоритмика Инструктаж по ТБ. Алгоритмы вокруг нас. Алгоритмические структуры Линейная алгоритмическая структура. Алгоритмическая структура с ветвлением | 6 ч | Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм – и их свойствах. Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, слушать собеседника, задавать вопросы Записывать алгоритмы разными способами, придумывать задачи по управлению учебными исполнителями, выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, преобразовывать практическую задачу в образовательную Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умение организовать свою деятельность, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Ставить и формулировать проблему, исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных, формирование адекватного понимания причин успешности /неуспеш¬ности учебной деятельности Составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем Ставить и формулировать проблемы, формулировать собственное мнение и позицию. Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных. |
Раздел 2 Линейные программы на языке Паскаль Знакомство с языком Паскаль. Структура программы. Первая программа. Исполнение и отладка. Арифметические выражения. Программирование линейных алгоритмов. Решение олимпиадных задач («Задачи для начинающих») | 11ч | Формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, слушать собеседника, задавать вопросы. Определять виды исполнителей, составлять простейшие алгоритмы на естественном языке Записывать алгоритм при помощи блок - схем Анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма Использовать установленные правила в контроле способа решения задачи Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, получать и обрабатывать информацию, научиться составлять линейные алгоритмы Ставить и формулировать проблемы, формулировать собственное мнение и позицию, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, выделять трудности в работе Решать олимпиадные задачи (уровень: для начинающих) |
Раздел 3 Ветвящиеся алгоритмы на языке Паскаль Программирование ветвящихся алгоритмов. Организация простейших ветвлений. Решение задач на целочисленную арифметику. Решение олимпиадных задач («Задачи для начинающих») | 8ч | Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, выделять трудности в работе, программировать ветвящиеся алгоритмы Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, выделять трудности в работе, программировать ветвящиеся алгоритмы Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, выделять трудности в работе, программировать ветвящиеся алгоритмы Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, выделять трудности в работе, программировать ветвящиеся алгоритмы Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, выделять трудности в работе. Решать олимпиадные задачи (уровень: для начинающих) Организовать свою деятельность, планировать свою работу, решать олимпиадные задачи (уровень: для начинающих) |
Раздел 4 Циклические алгоритмы на языке Паскаль Программирование циклических алгоритмов Решение олимпиадных задач («Задачи для начинающих») | 10ч | Ставить и формулировать проблемы, формулировать собственное мнение и позицию Знать форматы записей различных видов циклов Составлять и выполнять алгоритмы с повторением Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, решать задачи для реализации циклических алгоритмов Решать простейшие программы для реализации циклических алгоритмов, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок Планировать свою работу, составлять план и последовательность действий, выделять трудности в работе |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Инструктаж по ТБ. Алгоритмы вокруг нас | 1 |
2 | Алгоритмические структуры | 1 |
3 | Линейная алгоритмическая структура | 1 |
4 | Практическая работа | 1 |
5 | Знакомство с языком Паскаль | 1 |
6 | Структура программы | 1 |
7 | Алгоритмическая структура с ветвлением | 1 |
8 | Практическая работа | 1 |
9 | Первая программа Исполнение и отладка. | 1 |
10-11 | Арифметические выражения | 2 |
12 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 |
13 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 |
14-16 | Решение олимпиадных задач («Задачи для начинающих») | 3 |
17 | Рейтинговый турнир | 1 |
18 | Программирование ветвящихся алгоритмов. | 1 |
19 | Организация простейших ветвлений | 1 |
20 | Решение задач на целочисленную арифметику | 1 |
21 | Решение задач | 1 |
22-24 | Решение олимпиадных задач («Задачи для начинающих») | 3 |
25 | Рейтинговый турнир | 1 |
26 | Программирование циклических алгоритмов | 1 |
27-28 | Решение простейших задач | 2 |
29 | Программирование циклических алгоритмов | 1 |
30-31 | Решение простейших задач | 2 |
32-33 | Решение олимпиадных задач («Задачи для начинающих») | 2 |
34-35 | Рейтинговый турнир. | 2 |
8