СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Умники и умницы" на 2022-2023 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП внеурочки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Умники и умницы" на 2022-2023 год»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старобурново муниципального района Бирский район республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________ /Асылбаева М. Е./

«30» августа 2022 года





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с.Старобурново

__________________ /Саяпова Л. А./

Приказ №114-К от «31» августа 2022 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы» для 3 класса

на 2022-2023 учебный год

Составила учитель начальных классов

Гребенщикова Анна Николаевна






РАССМОТРЕНО на заседании ШМО

учителей начальных классов и

воспитателей дошкольных групп

МБОУ СОШ с.Старобурново

Протокол №1 от «30» августа 2022 года

Руководитель ШМО_________

/Сальникова О. В./

1.Пояснительная записка.

Сведения о примерной программе

 Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Умники и умницы» составлена на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третьего класса

Программа «Умники и умницы» имеет общеинтеллектуальную направленность , учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель и задачи



 Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся  через систему развивающих занятий. 

        Основные задачи курса:

  1.  Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.

  2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

  3.  Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

  4.  Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

  5.  Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

  6.  Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

  7.  Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Умники и умницы» отводится 0,5 ч в неделю. Программа 3 класса рассчитана на 17 ч., продолжительность одного занятия –45 мин.

2. Планируемые результаты.

     Личностные результаты

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты



Регулятивные УУД

  •  Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты


  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  


Формы и виды организации занятий


  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

  • Практические упражнения

  • Интерактивные игры


Оценка достижений планируемых результатов

  • Стартовый .позволяет определить исходный уровень развития учащихся.  

  • Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления деятельности.

3. Содержание курса

 Задания на развитие внимания.4ч

        К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

        Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

        Задания, развивающие память.4 ч

        В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,

 Задания на развитие и совершенствование воображения.5ч

         Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

        Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

         Задания, развивающие мышление. 4 ч

        Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


Итого Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

        Задания на развитие внимания.

        К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

        Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

        Задания, развивающие память.

        В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,

        Задания на развитие и совершенствование воображения.

         Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

        Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

         Задания, развивающие мышление.

        Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

         Рекомендуемая модель занятия:

  1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты).

  2. Разминка (3-5 минут).

  3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).

  4. Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты).

  5. Логически-поисковые задания (10 минут).

  6. Весёлая переменка (3 минуты).

  7. Нестандартные задачи (10-15 минут).

17


4. Календарно тематическое планирование

№ п/п

урока

Дата


Тема урока


Примечание

план

факт

1 четверть

1

1

06.09


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Математические игры, лабиринты, кроссворды.


2

2

20.09


Занимательная грамматика. Анаграммы.


3

3

04.10


Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).


4

4

18.10


Викторина «Знатоки природы»






2 четверть


5

1

08.11


Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.


6

2

22.11


Масса. Новые мерки. Измерения.


7

3

06.12


Интерактивная игра по окружающего мира «Обитатели морских глубин»


8

4

20.12


Китайская головоломка “Танграм”






3 четверть


9

1

17.01


Инструктаж по ТБ. Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.


10

2

31.01


Крылатые слова и выражения. Разгадывание кроссвордов


11

3

14.02


Дидактическая игра по окружающему миру « Удивительные приключения Карлуши и Морковкина в зимний лес »


12

4

28.02


Составление дерева возможностей


13

5

14.03


Шарады и логогрифы.






4 четверть


14

1

04.04


Проект «Мои домашние питомцы»


15

2

18.04


Занимательное слообразование.


16

3

16.05


Познавательная игра «Своя игра»


17

4

30.05


Конструирование предметов из геометрических фигур



ПРИЛОЖЕНИЕ

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра)

Возраст: 3-4 класс

Цели:

  • В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей в разных областях;

  • Создать атмосферу доброжелательности, непринуждённости, а также условия для развития памяти, логического мышления, творческого воображения, устной речи учащихся;

  • Способствовать развитию любознательности, творческой активности;

  • Развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия.


Оборудование:

для ведущего: компьютерная разработка игры;

карточки с нумерацией для жеребьёвки;

таблички с названиями команд;

оценочные листы;

призы участникам и победителям.

для участников:

индивидуальные раздаточные карточки;

чистые листы бумаги;

фломастеры, ручки;


Ход игры.

Ведущий:

Ребёнок хочет много знать!

Почему бежит река?

Как летают облака?

Что ест на ужин крокодил?

Зачем Балда верёвки вил?

Какие праздники сейчас?

Чем потчуют гостей у нас?

Всю живность на родной планете.

Какие есть цветы на свете?

Все буквы алфавита знать,

Уметь из них слова слагать.

Всё то и многое другое

Огромный мир для вас откроет!


Ведущий: Эти строчки я прочла не случайно. Дети, по своей природе, очень любопытны. Они знают очень много, порой даже то, что им знать совершенно не обязательно. Игра, которая начнётся через несколько минут, предоставит вам возможность блеснуть своими знаниями в различных областях.

Игра эта - интеллектуальная, предназначена для развития эрудиции, умственных способностей, тренировки памяти, внимания. Все эти действия необычайно полезны для человека.

Известно, что великий русский полководец А.В. Суворов любил загадывать загадки своим офицерам и оставался доволен, когда убеждался в их сообразительности. Насколько эрудированны и сообразительны вы, мы сейчас и проверим. Игра похожа на телевизионную и называется так же «Своя игра». (Слайд №1)

Ведущий: Правила игры просты и знакомы вам. (Слайд № 2) На экране поле с 4 различными темами. Рядом с каждой темой окошечко с цифрами от 10 до 50. Как вы уже догадались, эти цифры определяют стоимость правильного ответа и количество баллов, которые вы можете положить в командную копилку, правильно ответив на вопрос, который скрывается с обратной стороны.

Команды могут выбирать любую тему, любое количество баллов. Отвечать два раза на один и тот же вопрос нельзя. После ответа на вопрос, цифры изменяют свой цвет.

Так как у нас 4 команды. Сначала пройдут отборочные игры. Затем две команды победительницы встретятся в финале. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Жеребьёвка и выбор команд соперников.

Ведущий: Выберите себе противника. Желаю вам успеха!


1 тур (Отборочный) Слайды 2, 3


Смекай, гадай, решай

10

20

30

40

50

Ребусы

10

20

30

40

50

Литературные герои

10

20

30

40

50

Анаграммы

10

20

30

40

50


Тема: Смекай, гадай, решай.


Этот конкурс говорит сам за себя.


10 баллов. На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

(4 яблока)

20 баллов. Стол стоит на расстоянии 4-х метров от шкафа. Сколько метров будет между ними,

если стол и шкаф передвинуть на 2 метра вправо? (4 метра)

30 баллов. Продремав полдня, кот Матроскин проснулся в 3 часа.

– Шарик, я не проспал? Не пора ли нам отправляться в поле за коровой?

  • Ещё рано: её надо доить через 4 часа.

  • Бедная Бурёнка заждалась нас. Когда же мы пойдём?

  • Мы выйдем из дома ровно за час до вечерней дойки.

  • Когда Матроскин и Шарик выйдут из дома? ( В 6 часов)

40 баллов. У Серёжи в кармане 2 монеты на общую сумму 6 рублей. Одна из монет не пятирублёвая. Какие это монеты? (1 и 5 рублей)

50 баллов. У кошки их два, у собаки и коровы – три. А сколько их у дога.

(Один. Это слог в слове)


Тема: Ребусы


Л = Р

10 баллов. КОРОБОК 20 баллов. ЛУЖАЙКА 30 баллов. СУММА


40 баллов ЖУЖЖИТ 50 баллов. ДЛИННОЕ


Тема: Литературные герои


Вспомните и назовите имена некоторых литературных героев.


10 баллов. Как звали сына царя Салтана в сказке Пушкина? (Гвидон)

20 баллов. Как звали мужичка, который ведром поймал говорящую рыбу? (Емеля)

40 баллов. Этот сказочный герой был другом Редиски и Вишенки. Как его зовут? (Чиполлино)

50 баллов. Сказочный мореход, сражавшийся с циклопами. (Синдбад)

Тема: Анаграммы


Составьте новые слова, используя все буквы предложенных слов.


10 баллов. ЯМКА (МАЯК)

20 баллов. ШПАЛА (ЛАПША)

30 баллов. МАРШ (ШРАМ)

40 баллов. СОРТ (ТРОС)

50 баллов. АРКА (КАКРА, РАКА)


2 тур (Отборочный) Слайды 4, 5


Разминка с часами

10

20

30

40

50

Перевёртыши

10

20

30

40

50

Знаменитости

10

20

30

40

50

Собачья жизнь

10

20

30

40

50


Тема: Разминка с часами.


10 баллов. Сумма двух рядом стоящих цифр на циферблате часов равна 21.

Какие это цифры? (10 и 11)

20 баллов. Когда сутки короче – летом или зимой ? (Одинаковые. 24 часа)

30 баллов. Сколько времени будет отсутствовать дома человек, вышедший из дома в полдень, а

вернувшийся в полночь? (12 часов)

40 баллов. Сейчас ровно 8 часов. Сколько будет времени, если поменять часовую и минутную

стрелку местами? (11 часов 40 минут)

50 баллов. Если минутная стрелка из 12 часов переместилась на прямой угол, то сколько

прошло времени? (15 минут, 45 минут)

Тема: Перевёртыши.


Расшифруйте фразы, заменив в них слова противоположными по смыслу.


10 баллов. Сытый как заяц. (Голодный как волк)

20 баллов. Имей одну копейку, а не имей одного врага. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

30 баллов. Многие в лесу бойцы. (Один в поле не воин)

40 баллов. Новый враг хуже одного старого. (Старый друг, лучше новых двух)

50 баллов. Обжорство – дядька. (Голод не тётка)

Тема: Знаменитости.

Вспомни и назови имена знаменитых людей.

10 баллов. Поэты: Чуковский…….(Корней), Барто……..(Агния), Пушкин …..(Александр)

20баллов. Литературные герои: Сойер……….(Том), Крузо .. (Робинзон),

Перестукин …....(Виктор)

30 баллов.Певцы и певицы: Пугачёва ….(Алла), Киркоров…(Филипп), Королёва …(Наташа)

40 баллов. Писатели: Успенский……(Эдуард), Житков……… (Борис), Носов……… (Николай)

50 баллов. Композиторы: Бах…………(Иоганн Себастьян), Бетховен………...(Людвиг),

Кабалевский……….. (Дмитрий Борисович).

Тема: Собачья жизнь.

Речь пойдёт о собаках и обо всем, что с ними связано.

10 баллов. Как называется домик собаки? (Будка)

20 баллов. Как звали собаку дяди Фёдора? (Шарик)

30 баллов. Как звали собаку Мальвины? (Артемон)

40 баллов. Как звали собаку, которая сопровождала Элли в изумрудный город? (Тотошка)

50 баллов. Назовите 3 профессии собак? (Поводырь, спасатель, пастух, минёр)


ФИНАЛ Слайды 6,7

Участвуют две команды победительницы. Баллы вами набираются снова. Цель дать больше правильных ответов и набрать большее количество баллов.


Да – нет

10

20

30

40

Птицы

10

20

30

40

Колесо истории

10

20

30

40


Тема: Да – нет.

Вам необходимо ответить да, если вы согласны с данным утверждением и нет, если вы не согласны с утверждением.

10 баллов. Мясо овцы называется овчина. (Нет, баранина)

20 баллов. На зебрах водятся полосатые блохи. (Нет)

30 баллов. Крабы поднимаются на поверхность воды на дельфинах.

( Нет, они поднимаются при помощи лапок)

40 баллов. Маленькие крокодильчики могут взбираться на деревья.

( Да, молодые крокодилы хорошо лазят по деревьям и часто отдыхают там.)


Тема: Птицы.

Напрягите свою память и вспомните то, что знаете о птицах.

10 баллов. Эта птица никогда не строит для себя гнезда, соседкам яйца оставляет и о птенцах своих не вспоминает. (Кукушка)

20 баллов. Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик, он деревья лечит, постучит и

легче. (Дятел)

30 баллов. И петь не поёт, и летать не летает. За что же тогда его птицей считают? (Страус)

40 баллов. Эта птица встречается на току. Она издаёт различные пощёлкивания. (Глухарь)


Тема: Колесо истории.

Речь пойдёт об исторических личностях и обо всем, что с ними связано.

10 баллов. Назовите имя московского князя, который носил на поясе кожаный мешочек с

Деньгами. (Иван Калита)

20 баллов. Назовите имя самого необычного царя, который знал 15 ремесленных специальностей

(столяр, плотник и др.) (Пётр 1)

30 баллов. Назовите имя французского императора, напавшего на Россию в 1812 году.

(Наполеон Бонапарт)

40 баллов. Назовите первого русского царя. В народной памяти он останется жестоким,

кровожадным, безжалостным. За свои дела он получил соответствующее прозвище.

(Иван Грозный)

Подведение итогов. Награждение.





23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!