СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с нарушением интеллекта "Экономический практикум"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономический практикум" предназначена для обучающихся 9  классов с нарушением интеллекта

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с нарушением интеллекта "Экономический практикум"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся

по адаптированным образовательным программам»

(ГКОУ Головинщинская школа-интернат)


«Согласовано» «Утверждаю»


Зам. дир. по УВР:_______С.Н.Мандрыгина Директор школы:_________О.А.Губарева

«____»___________2024 г. «____»___________2024 г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности
для обучающихся с нарушением интеллекта

вариант 1

коррекционного курса

«Экономический практикум»

(для 9 класса)

на 2024 – 2025 учебный год














Рассмотрена на заседании МО учителей

Руководитель МО:_________ В.В. Темникова

«____»________________2024 г.


Одобрено решением педсовета

Протокол №__от «__» _______ 2024 г.




ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………...5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………..9

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС……………………………..13

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………14




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционнного курса «Экономический практикум» для учащихся 9 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 1 ГКОУ «Головинщинская школа – интернат» (далее - АООП УО), разработанной в соответствии с требованиями ФАООП УО (ИН), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026;

  • СП 2.4. 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

  • СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Учебного плана ГКОУ «Головинщинская школа – интернат» на 2024-2025 учебный год.

В экономическом практикуме не излагаются основы экономики. С учетом сниженных познавательных возможностей учащихся к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 9 классов. Срок реализации программы 1 год. На I четверть – 8 часов, на II четверть – 8 часов, на III четверть – 10 часов, на IV четверть – 8 часов.

Расхождения в количестве часов может быть связано с праздничными днями, переносом каникул и др.

Цель программы:


формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности


Задачи программы:


  • Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;

  • Выработка адекватных представлений о современной экономической действительности;

  • Обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

  • Формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;

  • Освоение первоначальных навыков грамотного потребительского поведения, формирование основ потребительской культуры.



II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Рабочая программа разработана с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта.

В данной программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как науке, об экономике семьи, о возникновении обмена и денег, о рынке и конкуренции. Программа ориентирована на изучение обучающимися базовых экономических понятий, формирование общих представлений о процессах, связанных с экономикой.

Знания, содержащиеся в данном курсе, помогут подготовить обучающихся с интеллектуальными нарушениями к практической жизни. Практикум следует рассматривать как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающим миром. В рамках курса «Экономический практикум» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «Профессионально – трудовое обучение», «ОСЖ» и др. Так за счет реализации межпредметных связей можно преодолеть неизбежные трудности в осмыслении обучающимися собственно экономических понятий.

Курс «Экономический практикум» не является систематизированным изложением основ экономики. В программу входят лишь некоторые фрагменты экономической теории,

отражающие преимущественно хозяйственную политику потребителя и различные аспекты личной и семейной экономики.

Рабочая программа основана на системно - деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности обучающихся, направленной на достижение определенного результата.

Содержание программы курса «Экономический практикум» направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:

    • знания ключевых понятий и научной терминологии;

    • умений, специфических для данной предметной области:

- расчета различных экономических показателей;

- анализа ситуаций с экономическим содержанием;

- оценка экономических событий;

    • основы информационно-познавательной, коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    • социальной активности, т.е. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

    • основ гражданской идентичности и социально-профессиональной ориентации.

Принципы обучения:

  • научность;

  • систематичность и последовательность;

  • наглядность и доступность;

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

  • принцип коррекционной и практической направленности.


Учитывая практическую направленность данного курса, можно выделить следующие направления в изучаемом материале:

1) расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;

2) изучение экономических терминов;

3) определение их смыслового содержания, употребление в речи.

С целью усиления развивающего эффекта всех названных форм организации работы с обучающимися, программа предусматривает методы активизации познавательной деятельности: проблемные вопросы, проблемные ситуации и т.п.

На занятиях необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением обучающихся правильно построить фразу, обосновать вывод. В конце изучения каждого раздела проводится обобщающий урок.

Указанные формы работы представляют собой определенную систему взаимосвязанных мер, взаимодополняющих друг друга, объединенных общей целью.

Учитывая современные требования к организации образовательного процесса, в программе имеют место нетрадиционные формы занятия:

- уроки – соревнования;

- сюжетно – ролевые игры;

- деловая игра.

В программу включен лишь тот материал, который с наибольшей вероятностью может быть востребован в самостоятельной жизни.


Содержание разделов


  1. Экономика как хозяйство.


Понятие об экономике. Виды экономики. Натуральное хозяйство. Бартер. Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация). Сравнение натурального хозяйства и товарного хозяйства.


  1. Человек и собственность.

Собственность. Приватизация. Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. Бедность и богатство. Инфляция.

  1. Человек как работник.

Заработная плата. Виды заработной платы. Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. Безработица. Биржа труда.


  1. Человек как потребитель


Торговля. Реклама. Деньги. Семейная экономика. Потребности, потребитель, потребление. Права потребителей. Защита прав потребителей. Финансовые услуги. Банк. Страхование. Страховые услуги. Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.


  1. Человек как член общества.

Налоги. Социальная защита населения.

  1. Мировая экономика.

Внешняя торговля. Валюта. Платежный баланс государства. Экономическая политика.




























  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты

· умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

· умение пользоваться экономическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских, профессионально-трудовых, практических задач;

· субъективная позиция (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам;

· готовность к выбору профильного образования;

· гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.


Предметные результаты:

Достаточный уровень усвоения программы.

Обучающиеся получат возможность узнать:

- понятия «затраты на производство товаров и услуг», «прибыль», «выручка»;

- цену товара как сумму затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции

- себестоимость единицы товара;

- как рассчитывать выручку от продажи продукции и прибыль;

- объем денежной массы, необходимой государству;

- характеризовать торговлю как посредника при получении выгоды производителей потребителей от данного вида деятельности;

- взаимосвязь торговли и рыночных отношений; - необходимость уплаты налогов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой; - различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи;

- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- решать задачи экономического содержания: распределение семейного бюджета; - различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики;

- рассуждать о рациональности своего планирования расхода денежных средств;

- понимать термины: «экономика», «цена выбора», «бартер», «приватизация», «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «инфляция», «безработица», «семейный бюджет», «страхование», «налог», «адресная социальная помощь».

- характеризовать главные правила культурного потребления (учтёт денежных возможностей, умеренность потребления, извлечение из покупки наибольшей полезности), условия обмена товара с недостатками, права потребителя в сфере услуг;

- ориентироваться в наиболее распространенных символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви.

- анализировать реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, поведение покупателя (процедуру и мотивацию покупок);

- принимать решения на основе сравнения альтернативных вариантов выбора, например, по проблеме сохранения и приумножения семейных сбережений, экономного планирования приѐма гостей, рационального подбора продуктов в пределах определённой семьи в целях обеспечения полноценного питания семьи в течение одного или нескольких дней.


Минимальный уровень усвоения программы.

Обучающиеся получат возможность узнать:

- примеры бережного использования ресурсов, потребляемых семьей в сфере ЖКХ; - виды и функции денег;

- определения понятий: экономика, блага, услуги, ресурсы, потребности, натуральное хозяйство, производительность; рынок, собственность, торговля, цена, спрос, предложение, семейный бюджет, доход, расход, потребитель, товар;

- необходимость уплаты налогов.

Обучающиеся получат возможность узнать:

- понимать связь повседневных жизненных ситуаций экономикой; - узнавать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи;

- обдумывать с помощью учителя рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- называть главные правила культурного потребления;

- ориентироваться в наиболее распространенных символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах.


Система оценки достижений

В конце обучения проводится контрольная работа, которая будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы (Приложение 1).



  1. Тематическое планирование

9 класс (32 часа)


п\п

Тема урока

Кол-во часов

Примеч.

  1. Экономика как хозяйство (3 часа)

1

Понятие об экономике.

1


2

Натуральное хозяйство. Бартер.

1


3

Товарное хозяйство. Разделение труда

1


  1. Человек и собственность (5 часов)

4

Собственность. Приватизация.

1


5

Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг

2


6

Бедность и богатство

1


7

Инфляция

1


  1. Человек как работник (6 часов)

8

Повременная и сдельная, номинальная и реальная заработная плата

2


9

Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы

2


10

Безработица. Биржа труда

2


  1. Человек как потребитель (15 часов)

11

Торговля

2


12

Реклама

1


13

Деньги

2


14

Семейная экономика

2



Потребности. Потребитель. Потребление.

1


15

Права потребителя. Защита прав потребителя

2


16

Финансовые услуги. Банк.

2


17

Страховые услуги. Страхование.

1


18

Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.

1


19

Практическая работа по изученному материалу

1


  1. Человек как член общества (3 часа)

20

Налоги

1


21

Социальная защита населения

1


22

Контрольная работа

1


Всего 32 часа







  1. Учебно-методический комплекс


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).

  2. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.

  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.

  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.

  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.

  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.

  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.

  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.












  1. Приложение 1.


Контрольная работа по курсу «Экономический практикум»

за учебный год

Учени___ 9 класса.

(Ф.И.О.)___________________________________________________________________



1. Что такое аренда?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Дайте определение инфляции.

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Назовите текущие цены на хлеб, молоко, яйца, сахар, мороженное, шоколад.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое сдельная заработная плата?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Какую зарплату называют повременной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Перечислите основные пункты, которые должны быть оговорены сторонами (работником и работодателем) при заключении трудового контракта. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Какие существуют льготы за работу в особых условиях труда?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Почему пенсионера, школьника или больного нельзя считать безработным?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Можно ли считать человека безработным, если он просто не хочет работать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Заинтересованы ли вы в каком-либо труде? В каком именно?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








16