СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Доноведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Доноведение»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №13 г.ВОЛГОДОНСКА

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №13 г. Волгодонска

от ________________ № ________













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочной деятельности

«Доноведение»

(общекультурное направление)

Уровень начального общего образования

2 класс

Педагог Жоржина Виктория Васильевна













г.Волгодонск

2019-2020 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Доноведение» для 1- 4 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №13 г. Волгодонска;

  • Авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)»



Курс  «Доноведение» (общекультурное направление) реализуется в течение четырех лет. Рабочая программа внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Место в учебном плане

Программа разработана для занятий с учащимися начальных классов во второй половине дня, в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального и общего образования второго поколения.

Всего на реализацию программы отводится 135 учебных часов, при недельной нагрузке 1 час на протяжении всего курса. С учетом годового календарного графика на 2019-2020 учебный год, Постановлений Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 г. № 1163 «О переносе выходных дней в 2019 году», от 10.07.2019 № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году», на реализацию программы приходится во 2-а классе приходится 31 час.

Планируемые результаты деятельности


Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

у обучающегося будут сформированы:

обучающийся научиться:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- умение анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа, гражданина России и Ростовской области, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей,

- установка на здоровый образ жизни

исследовать (на основе непосредственных наблюдений) растительность, почву и полезные ископаемые Ростовской области;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире Ростовской области и  о  себе самом,  в  том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

обучающийся получит возможность для формирования

обучающийся получит возможность научиться:

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




Содержание курса, 2 класс


Раздел программы, содержательные линии

Планируемые предметные результаты

Ученик научиться

Ученик получит возможность

научиться

1

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • называть домашних животных, правила содержания животных;

  • называть профессии людей в животноводстве (3-4 названия);

  • называть полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • определять виды почвы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • определять природные сообщества родного края;

  • выполнять правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • называть зимние обряды и праздники (3-4 названия), принимать участие в их проведении;

  • рассказывать по результатам экскурсии.



  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • определять основные способы природоохранной деятельности в родном крае;

  • приводить примеры достоприме-чательностей родного края (не менее 3)


2

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

3

Человек и природа ( 4ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

4

Жизнь на Дону (7ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города.

Вместе дружная семья.


Экскурсии1

«Родной город», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения города» (экскурсия в исторический музей)

Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


Исследовательские, проектные работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края», «Это животное - …»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Мой любимый друг»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».

Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».





















Тематическое планирование курса, 2 класс

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности

Методы оценки достижений учащихся




С чего начинается Родина…


- знакомство с понятием «малая Родина»;

- изучение материала по истории родного города, улицы, на которой стоит школа.

- создание плана проектов «История моей улицы», «Улица моего детства», «Мой город» (по выбору)



С днём рождения, родной город

(экскурсия по родному городу)

- знакомство с историей появления родного города, его достопримечательностями;

- фотографирование (рисование) достопримечательностей города; составление альбома о родном городе (альбом пополняется и в 3-4 классах).

Выставка рисунков, фотографий.


Школа – светлая гавань детства

- изучение материала по истории школы.


Оценка презентаций проектов


Дорога от дома до школы (экскурсия)


- повторение правил безопасного поведения на улице:

  • правила перехода через проезжую часть;

  • сигналы светофора;

  • правила посадки и высадки из общественного транспорта;

  • дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

- игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры»;

- рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест



Природа (экскурсия)

- наблюдение предметов живой и неживой природы;

- фотографирование (рисование) картин природы

Выставка рисунков,

фотографий.


Город и природа (экскурсия)

- наблюдение предметов природы родного города.

- проведение исследовательской деятельности по проблемам: «Флора родного города», «Фауна родного города

Оценка презентаций исследовательской деятельности



Что за дерево такое?

- знакомство с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида);

- изучение результатов влияния растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края);

- игра «У кого детки с этой ветки?»;

- сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений;

- исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Выставка рисунков,

фотографий

Оценка презентаций исследовательской деятельности


Кустарники (экскурсия)


Травушка-муравушка


Растения и мы.

- наблюдение за разнообразием растений и определение их значения в природе и жизни человека;

- определение на примере 3-4 видов свойств лекарственных растений Донской земли;

- определение характеристик бережного отношения к растениям родного края;

- игра «Природная лечебница»;

- изготовление справочника лекарственных трав.

Выставка рисунков,

фотографий

Оценка презентаций справочника «Природная лечебница Дона»


Растения и мы.


Краски Тихого Дона

- определение времен года по характерным для данной местности признакам;

- чтение стихов о родном крае,

- рисование пейзажей родного края.

Выставка рисунков,

фотографий



Краски Тихого Дона


Мои имя, фамилия, отчество…

- изучить материалы по происхождению имён и фамилий на Дону;

- определить основные признаки понятий «семья», «семейная родословная»;

- создание планов проектов «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия», сочинения «Любимый семейный праздник»

Оценка презентаций проектов, сочинений


Что ты знаешь о роде своём…


Обряды на Дону.

Зимние обряды


- изучение материалов по зимним обрядам на Дону;

- изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Праздничное мероприятие



Животный мир Ростовской области (экскурсия)

- наблюдение за животными в природе, дома;

- посещение краеведческого музея



Домашняя мохнатая азбука

- изучение материалов о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида);

- выявление характеристик бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты;

- изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»;

- исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».

Оценка презентаций проектов, сочинений


Мой домашний милый друг

- наблюдение за повадками домашних животных по видео;

- написание мини-сочинения о своём домашнем животном.


Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

- определение правил безопасного обращения с животными;

- изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»


Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми


Родные просторы (экскурсия)

- наблюдение и изучение форм поверхности родного края;

- фотографирование (рисование) картин природы

Выставка рисунков,

фотографий.


Чем богаты наши недра?

- изучение материалов о полезных ископаемых родного края;

- рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»



Чем богаты наши недра?


Что такое почва?

- исследование состава почвы участка школы;

- проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ;

- составление плана проекта «Береги почву родного края»


Оценка презентаций проектов


Почва нам и стол и дом (экскурсия)


Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

- наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края;

- фотографирование (рисование) картин природы

Выставка рисунков,

фотографий.


Человек – хозяин природы?

- наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества;

- выбор необходимой информации из текстов для социального проекта (ролевого театрализованного представления) и его подготовка



Человек – хозяин природы?


Спасём и сохраним!

- представление результатов изучения курса


Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы


Спасём и сохраним!


День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

- изучение материалов о знаменательных событиях военных лет, происходивших на Донской земле

- рисунки, поделки, посвящённые данной тематике

Выставка рисунков, поделок


Вместе дружная семья


- изучение материалов о песнях, танцах народов, населяющих родной край, их национальные традициях и блюдах

- составление плана социального проекта (Праздничного мероприятия «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Открытое праздничное мероприятие


Вместе дружная семья








РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МО

от ____________ № _____

Руководитель МО

_____________Е.Н.Полякова

____________ 2019 г.





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Н.Е. Варавина

____________ 2019 г.



1

11