Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Касплянская средняя школа Смоленского района Смоленской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Направление внеурочной деятельности: духовно - нравственное
3 класс
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Прокопцова Татьяна Григорьевна
2019 – 2020 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, - использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности 34 ( 1 час в неделю)
Раздел 1. Культура общения (9 ч).
Этикет разговора. /Сценки. Игра./ Этикет разговора по телефону. /Диалог. Шуточные сценки/. Слово лечит, слово ранит. / Чтение отрывков из произведений/. Я расту среди людей. / Обсуждение различных ситуаций. Шуточная викторина. / Что такое отказ. Как сделать отказ вежливым. Пойми меня правильно. /Беседа «Язык жестов». Театр «Экспромт». Сценки /. Этикетные ситуации в рассказах Н.Носова. Учимся общаться. / Сказка о правилах общения /
Хорошие манеры. / Разыгрывание диалогов. Составление детьми рассказа о курьёзных ситуациях в которые они попадали./
Раздел 2. Самовоспитание (6 ч)
Что такое хорошо и что такое плохо. /Чтение книг/ Мои достоинства и недостатки. Как стать лучше. Лесенка достижений. /Игра. Творческая работа/. Научи себя учиться Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч)
Заповеди: как мы их исполняем. Чувства... Что мы знаем о них? / Познавательная беседа. чтение стихов./Всегда ли богатство – счастье. /Чтение сказок. Притча. / Может ли ложь быть полезной.
Раздел4. Трудовая деятельность (3 ч)
Каждой вещи своё место. / Чтение стихов. Работа с пословицами/ Старательность – помощник в учёбе. /Составление памятки. Работа с пословицами./ Радуга профессий. /Стихи. Рассказы. Загадки. Конкурсы/
Раздел 5. Уроки добра и красоты (5 ч)
Поговорим о доброте./Творческая работа « Сад доброты». / Духовная красота мальчиков и девочек. Богатыри Земли Русской. Чудная картина, как ты мне родна! (Красота родного края. Экскурсия) Люди с добрым сердцем (на материале различных художественных произведений)
Раздел 6. В мире мудрых пословиц (6 ч)
Маленький труд лучше большого безделья. Заработанная копейка лучше даренного рубля. Что сейчас убежит – завтра не догонишь. Жадный сам себе покоя не дает. Кто людям добра желает – тот сам его добывает. Кто гнев усмиряет – тот сильным бывает.
Формы организации и виды деятельности.
Виды деятельности: Игровая, познавательная. художественное творчество, трудовая деятельность, проблемно-ценностное.
Формы организации деятельности: экскурсии, викторины, конкурсы,
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
| 1. Культура общения | 9 | |
1. | Этикет разговора | 1 | |
2. | Этикет разговора по телефону | 1 | |
3. | Слово лечит, слово ранит | 1 | |
4. | Обращение к разным людям | 1 | |
5. | Что такое отказ. Как сделать отказ вежливым | 1 | |
6 | Пойми меня правильно | 1 | |
7. | Этикетные ситуации в рассказах Н.Носова | 1 | |
8. | Учимся общаться | 1 | |
9. | Хорошие манеры | 1 | |
| 2. Самовоспитание | 6 | |
10. | Что такое хорошо и что такое плохо | 1 | |
11. | Мои достоинства и недостатки | 1 | |
12. | Как стать лучше | 1 | |
13. | Лесенка достижений | 1 | |
14. | Научи себя учиться. | 1 | |
15. | Афоризмы о самовоспитании | 1 | |
| 3. Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | |
16. | Заповеди: как мы их исполняем | 1 | |
17. | Чувства... Что мы знаем о них? | 1 | |
18. | Всегда ли богатство - счастье | 1 | |
19. | Может ли ложь быть полезной? | 1 | |
| 4. Трудовая деятельность | 3 | |
20. | Каждой вещи своё место | 1 | |
21. | Старательность – помощник в учёбе | 1 | |
22. | Радуга профессий. | 1 | |
| Уроки добра и красоты | 5 | |
23. | Поговорим о доброте | 1 | |
24. | Духовная красота мальчиков и девочек | 1 | |
25. | Богатыри Земли Русской | 1 | |
26. | Чудная картина, как ты мне родна! (красота родного края) | 1 | |
27. | Люди с добрым сердцем (на материале различных художественных произведений) | 1 | |
| В мире мудрых пословиц | 7 | |
28. | Маленький труд лучше большого безделья | 1 | |
29. | Заработанная копейка лучше даренного рубля | 1 | |
30. | Промежуточная аттестация. | 1 | |
31. | Жадный сам себе покоя не дает | | |
32. | Кто людям добра желает – тот сам его добывает | 1 | |
33. | Кто гнев усмиряет – тот сильным бывает | 1 | |
34. | Что сейчас убежит – завтра не догонишь | 1 | |