Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы «__»_______2022 г. Протокол №___ | Утверждена приказом МБОУ «ЖердевскаяСОШ» №___ от « » _____2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
в 5 а, б классах
«Дорога в страну профессий»
Жердевка, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» в 5 классе составлена на основе:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
требований ФГОС ООО к внеурочной деятельности;
Примерной программы внеурочной деятельности (начального и основного общего образования) «Общеинтеллектуальное направление».
авторской программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.
учебного плана МБОУ «Жердевская СОШ»
Цель:
помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;
формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ;
создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
I. Личностные:
потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
о принятых в обществе нормах поведения и общения;
об основах здорового образа жизни;
развитие ценностного отношения подростков к труду.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
о правилах конструктивной групповой работы;
опыт публичного выступления;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
III. Предметные
Обучающиеся научатся:
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
приобретение опыта исследовательской деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
иметь представление о правилах проведения исследования;
получение первоначального опыта самореализации.
В учебном плане занятия по курсу «Дорога в страну профессий» в 5в классе представлены с расчетом 1 час в неделю, 35 часов в годОсновной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 45 минут.
Содержание курса.
1.Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).
Раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление, воображение. Обучающиеся приобретают навыки самоанализа, активизируются личностные потенциалы, знакомит с соотношением биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности, интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются ситуации самоанализа. Знакомство с психологическими и психофизическими требованиями профессии. Знакомство с понятием о психологических и психофизиологических качествах человека.
2. Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа).
В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с классификациями профессий, учатся ориентироваться в их многообразии Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий. Типы профессий по «предмету труда». Общее знакомство с типами профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».
3. Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).
Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей.
4.Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)
Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, завуч, директор, повар, младший обслуживающий персонал).Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий). Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» в 5 а, б классе.
№ п/п | Тема внеурочного занятия | Дата проведения | Место проведения занятия, форма |
| | План | Факт | |
Раздел 1 «Самопознание» (5 часов). |
1 | Введение. Знакомство. | | | Теоретические занятия |
2 | Мои личные профессиональные планы. | | | Теоретические занятия |
3 | Ценностные ориентации. | | | Знакомство с понятием о внутреннем мире человека и возможностях его самопознания. «Мой портрет», «мой идеал» |
4 | Самооценка и уровень притязаний. | | | Объяснить возможности психодиагностики, как она помогает при выборе профессии. «Мой портрет», «мой идеал» |
5 | Интересы и склонности в выборе профессии. | | | Практические занятия |
Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа). |
6 | Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. | | | Практические занятия |
7 | Концепция индивидуальности Голланда. | | | Практические занятия |
8 | Правила выбора профессии. | | | участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; |
9 | Ошибки и затруднения при выборе профессии. | | | |
Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов). |
10 | Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. | | | |
11 | Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. | | | |
12 | Что такое профессиограмма? | | | |
13 | В каких учебных заведениях можно получить профессию? | | | |
14 | На работу устраиваемся по правилам. | | | участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; |
15 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). | | | |
Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов) |
16 | « Быть нужным людям…» | | | участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии |
17 | Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия». | | | |
18 | Как готовить себя к будущей профессии? | | | Знакомство обучающихся с методами развития внимания. Определение спектра доступных профессий, где очень важно быть внимательным. Приемы развития мышления. |
19 | Исследование « Необычная творческая профессия». | | | Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом. |
20 | Сочинение « … - это призвание!» | | | |
21 | Рабочие профессии. | | | участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; |
22 | Жизненно важная профессия. | | | участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии |
23 | Профессия, охраняющая общественный порядок. | | | |
24 | Встреча с интересной личностью. | | | |
25 | Великие личности нашей страны и путь их становления. | | | |
26 | «Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………» | | | |
27 | Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» | | | |
28 | Экскурсия на предприятия нашего района | | | |
29 | Экскурсия на предприятия нашего района | | | |
30 | Отчет о посещении предприятий. | | | |
31 | Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» | | | Изучение предпочтений обучающихся. «послушный робот», «автопортрет», «как управлять своими интересами и склонностями». |
32 | Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» | | | Знакомство учащихся с понятием «способности» и возможностями их развития. «Мои профессиональные желания», «Контрольные списки», «Состязание мотивов». |
33 | Творческий проект "Моя будущая профессия" | | | |
34 | Творческий проект "Моя будущая профессия" | | | |
35 | Итоговое занятие рефлексия | | | участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии |
Список литературы
1. Александрова, Е.А. «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 59 с.
2. Белухин, Д. А. Куда идешь? - М.: 2002.- 130 с.
3. Веллер, М. И. Все о жизни. М.: 2001. – 280 с.
4. Волкова, Т.Р. Секреты поиска работы / Мишин А.В. - М.: 2003. – 175 с.
5. Грановская, Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии. - М.: 2001. – 87 с.
6. Громов, М.М. Тому, кто хочет летать и работать лучше.- М.:1958.- 210 с.
7. Дусавицкий, А.К. Формула интереса. - М.: 1989. – 104 с.
8. Дружинин, В.Н. Варианты жизни. – М.: 2000. – 217 с.
9. Жариков, Е.С., Для тебя и о тебе/ Крушельницкий Е.Л. - М.: 1991. – 87 с.
10. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.
11. Карнеги, Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. - М.: 1993. – 158 с.
12. Климов, Е.А. Как выбирать профессию.- М.: 1991. – 96 с.
13. Крюкова, С.В. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой»/ Слободяник Н.П. – М.: 1997. – 19 с.
14. Колесникова, О.А. Выбери профессию/ Жуковский И. П. – М.: 2002. – 307 с.
15. Кузин, Ф.А. Культура делового общения.- М.: 2000. – 270 с.
16. Левитин, К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури. - 2–е изд. - М.: 1981. – 56 с.
17. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.- М.: Воронеж, 2003. – 320 с.
18. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: 1991. – 215 с.
19. Поляков, В.А. Технология карьеры.- М.: 1995. – 152 с.
20. Пономаренко, В.А. Страна Авиация — черное и белое.- М.: 1995. – 87 с.
21. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: 1991. – 329 с.
22. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Воронеж, 1997. – 424 с.
23. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: 2005. – 302 с.
24. Речицкий, В.И. Профессия — изобретатель.- М.: 1988. – 276 с.
25. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: 2003. – 534 с.
26. Сахаров, А.Н. Подвижники России. - М.: 1999. – 209 с.
27. Слободяник, Н.П.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие.– М.: Айрис-пресс,2003. – 76 с.