СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности _Дорога в страну профессий_ (5 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности _Дорога в страну профессий_ (5 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы «__»_______2022 г.

Протокол №___

Утверждена приказом МБОУ «ЖердевскаяСОШ»



№___ от « » _____2022 г.









Рабочая программа внеурочной деятельности


в 5 а, б классах




«Дорога в страну профессий»


















Жердевка, 2022


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» в 5 классе составлена на основе:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);

  • Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • требований ФГОС ООО к внеурочной деятельности;

  • Примерной программы внеурочной деятельности (начального и основного общего образования) «Общеинтеллектуальное направление».

  • авторской программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.

  • учебного плана МБОУ «Жердевская СОШ»

Цель:

помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

  • оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;

  • научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;

  • развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;

  • формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ;

  • создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


I. Личностные:

  • потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;

  • в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;

  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;

  • умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;

  • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

  • о принятых в обществе нормах поведения и общения;

  • об основах здорового образа жизни;

  • развитие ценностного отношения подростков к труду.


II. Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);

  • формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

  • демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

 

Познавательные:

  • навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях

  • анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

  • умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;

  • критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

  • овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;

  • приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

  • умение находить общее решение и разрешать конфликты;

  • о правилах конструктивной групповой работы;

  • опыт публичного выступления;

  • опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;

  • соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

III. Предметные 

Обучающиеся научатся:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;

  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.

  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • приобретение опыта исследовательской деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в исследовательских работах;

  • знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • иметь представление о правилах проведения исследования;

  • получение первоначального опыта самореализации.

В учебном плане занятия по курсу «Дорога в страну профессий» в 5в классе представлены с расчетом 1 час в неделю, 35 часов в годОсновной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 45 минут.





Содержание курса.

1.Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).

Раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление, воображение. Обучающиеся приобретают навыки самоанализа, активизируются личностные потенциалы, знакомит с соотношением биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности, интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются ситуации самоанализа. Знакомство с психологическими и психофизическими требованиями профессии. Знакомство с понятием о психологических и психофизиологических качествах человека.

2. Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа).

В этом разделе программы обучающиеся знакомятся с классификациями профессий, учатся ориентироваться в их многообразии Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий. Типы профессий по «предмету труда». Общее знакомство с типами профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

3. Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).

Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей.

4.Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)

Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, завуч, директор, повар, младший обслуживающий персонал).Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий).   Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание.













Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» в 5 а, б классе.


п/п

Тема внеурочного занятия

Дата проведения

Место проведения занятия, форма



План

Факт


Раздел 1 «Самопознание» (5 часов).

1

Введение. Знакомство.



Теоретические занятия

2

Мои личные профессиональные планы.



Теоретические занятия

3

Ценностные ориентации.



Знакомство с понятием о внутреннем мире человека и возможностях его самопознания. «Мой портрет», «мой идеал»

4

Самооценка и уровень притязаний.



Объяснить возможности психодиагностики, как она помогает при выборе профессии. «Мой портрет», «мой идеал»

5

Интересы и склонности в выборе профессии.



Практические занятия

Раздел 2 «Введение в мир профессий» (4 часа).

6

Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова.



Практические занятия

7

Концепция индивидуальности Голланда.



Практические занятия

8

Правила выбора профессии.



участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;


9

Ошибки и затруднения при выборе профессии.




Раздел 3 «Профессии моих родителей» (6 часов).

10

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода.




11

Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.




12

Что такое профессиограмма?




13

В каких учебных заведениях можно получить профессию?




14

На работу устраиваемся по правилам.



участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;


15

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).




Раздел 4 «Знакомство с различными профессиями» (20 часов)

16

« Быть нужным людям…»



участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии

17

Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия».




18

Как готовить себя к будущей профессии?



Знакомство обучающихся с методами развития внимания. Определение спектра доступных профессий, где очень важно быть внимательным. Приемы развития мышления.

19

Исследование « Необычная творческая профессия».



Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

20

Сочинение « … - это призвание!»




21

Рабочие профессии.



участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

22

Жизненно важная профессия.



участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии

23

Профессия, охраняющая общественный порядок.




24

Встреча с интересной личностью.




25

Великие личности нашей страны и путь их становления.




26

«Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………»




27

Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…»




28

Экскурсия на предприятия нашего района




29

Экскурсия на предприятия нашего района




30

Отчет о посещении предприятий.




31

Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…»



Изучение предпочтений обучающихся. «послушный робот», «автопортрет», «как управлять своими интересами и склонностями».

32

Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»



Знакомство учащихся с понятием «способности» и возможностями их развития. «Мои профессиональные желания», «Контрольные списки», «Состязание мотивов».

33

Творческий проект "Моя будущая профессия"




34

Творческий проект "Моя будущая профессия"




35

Итоговое занятие рефлексия



участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии




Список литературы

1. Александрова, Е.А. «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 59 с.

2. Белухин, Д. А. Куда идешь? - М.: 2002.- 130 с.

3. Веллер, М. И. Все о жизни. М.: 2001. – 280 с.

4. Волкова, Т.Р. Секреты поиска работы / Мишин А.В. -  М.: 2003. – 175 с.

5. Грановская, Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии. - М.: 2001. – 87 с.

6. Громов, М.М. Тому, кто хочет летать и работать лучше.-  М.:1958.- 210 с.

7. Дусавицкий, А.К. Формула интереса. - М.: 1989. – 104 с.

8. Дружинин, В.Н. Варианты жизни. – М.: 2000. – 217 с.

9. Жариков, Е.С., Для тебя и о тебе/ Крушельницкий Е.Л. - М.: 1991. – 87 с.

10. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.

11. Карнеги, Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. - М.: 1993. – 158 с.

12. Климов, Е.А. Как выбирать профессию.- М.: 1991. – 96 с.

13. Крюкова, С.В. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой»/ Слободяник Н.П. – М.: 1997. – 19 с.

14. Колесникова, О.А. Выбери профессию/  Жуковский И. П. – М.: 2002. – 307 с.

15. Кузин, Ф.А. Культура делового общения.- М.: 2000. – 270 с.

16. Левитин, К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури. - 2–е изд. - М.: 1981. – 56 с.

17. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.-  М.: Воронеж, 2003. – 320 с.

18. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: 1991. – 215 с.

19.  Поляков, В.А. Технология карьеры.- М.: 1995. – 152 с.

20. Пономаренко, В.А. Страна Авиация — черное и белое.- М.: 1995. – 87 с.

21. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: 1991. – 329 с.

22. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Воронеж, 1997. – 424 с.

23. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: 2005. – 302 с.

24. Речицкий, В.И. Профессия — изобретатель.- М.: 1988. – 276 с.

25. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: 2003. – 534 с.

26. Сахаров, А.Н. Подвижники России. - М.: 1999. – 209 с.

27. Слободяник, Н.П.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие.– М.: Айрис-пресс,2003. – 76 с.