Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Директор школы
классных руководителей
Руководитель МО ____________________
_______________________ Фонакова Т.Н.
Дробина Н.И. Приказ №_________
Протокол № __ от «___»___________20__г. от «_____»________20__г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Экология души»
(социальное направление)
основное общее образование
(5-9 классы)
на 2021-2022 учебный год.
Составитель: Стукалова Людмила Павловна
Учитель истории и обществознания
Высшая категория
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета 3. Содержание учебного предмета 4. Тематический план. 5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 6.Календарно-тематический план. 7. Лист внесения изменений |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология души» рассчитана на учащихся общеобразовательных школ. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе таких нормативно – правовых документов и материалов, как:
- Годовой календарный учебный график;
- Учебный план МКОУ «Поломошенская СОШ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Основная образовательная программа основного общего образования ОУ;
- Положение о рабочей программе ОУ.
- Примерная программа организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2011г. (стандарты второго поколения);
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г.
Цели:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
Познавательные: формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности; организация информационной поддержки учащихся; предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации; совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
Воспитательные: воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание; воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам, здоровый образ жизни.
Развивающие: формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана для разновозрастных учащихся. Срок реализации программы – 1 год. Всего – 18 часов, 1 час в 2 недели.
Внеурочная деятельность «Экология души» входит в вариативную часть учебного плана школы.
Формы организации учебных занятий
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной.
Оцениваются следующие критерии:
- уровень воспитанности и общей культуры учащихся
- показатель нравственного развития
- участие класса в школьных воспитательных мероприятиях
- выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Направления работы:
Мониторинг |
Экология сознательности |
Экология Мира |
Экология чувств |
Экология общения |
Экология нравственности |
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности
Основным содержанием учебного материала является формирование базовых национальных ценностей:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение; и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Экология души»:
Курс внеурочной деятельности «Экология души» позволит сформировать у обучающихся следующие личностные и метапредметные универсальные учебные действия:
Личностные:
-формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства; формирование и развитие чувства толерантности и эмпатии;
-развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
-активное участие школьников в социальной общественной жизни
Регулятивные:
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
- сличать собственные действия с заданным эталоном;
- планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Познавательные :
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Содержание курса внеурочной деятельности “Экология души”.
Диагностика .
Цели и задачи курса внеурочной деятельности. Стартовый мониторинг.
Экология Мира
Земля-наш дом. Праздники Земли. Экология. Родина. Россия от истоков до современности. Государственные символы.
Основные праздники РФ. Символы Мира от древности до наших дней. Героическое прошлое. Чтение любимых стихотворений о ВОВ. Представление кинофильмов о ВОВ. Просмотр фильма “Голубая планета” Написание эссе “Каким я вижу будущее планеты Земля”.
Экология сознательности
Сознание человека. Сознательность. Составляющие здорового образа жизни человека. Просмотр фильма
“Вредные привычки”. Классификация профессий
Особенности. Тест “Определение типа будующей профессии”.
Экология общения
Общение. Роль и значение.Виды и типы. Культура общения и общая культура человека. Выработка определённых правил дружбы. Выработка основных правил коллективного общения. Этикет. Правила этичного поведения. Значение речи. Типы речевого общения. Вежливые фразы. Вежливое общение.
Экология чувств.
Физические и духовные чувства человека. Выработка личностно-значимых ценностей. Представление своей семьи
Родословная. Традиции. Эстетика. Способность видеть и чувствовать. Фоторепортаж о красоте зимнего леса. Представление фотографий зимнего леса.
Экология нравственности
Нравственный облик
Нравственные ценности. Добро. Зло. Противостояние. Общее понятие. Суть. Меценаты. Добрые дело каждый день
Что ты можешь сделать? Милосердие и сострадание как зеркало души.
Тематический план
№ | Раздел (тема) | Кол-во часов | Контрольно-оценочная деятельность |
1 | Экология Мира | 5 ч. | - |
2 | Экология сознательности | 3 ч. | - |
3 | Экология общения | 2 ч. | - |
4 | Экология чувств | 3 ч. | - |
5 | Экология нравственности | 3 ч. | - |
6 | Диагностика. | 2 ч. | Диагностическая работа |
| ИТОГО | 18 ч. | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательного процесса .
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). |
2 | Программы внеурочной деятельности. Под ред. Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова, М.: Просвещение, 2011 |
3 | Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, М.: Просвещение, 2014 |
2. Технические средства обучения, включая ИКТ |
1 | Мультимедиапроектор |
2 | Ноутбук |
3 | Принтер |
3. Оборудование класса |
1 | Мультимедиапроектор |
2 | Ноутбук |
3 | Экран навесной |
4. Интернет-ресурсы |
1 | https://urok.1sept.ru/articles/657614 |
2 | https://www.rgo.ru/ru |
3 | https://www.altairegion22.ru/ |
4 | https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/detjam-o-velikoi-otechestvenoi-voine.html |
Календарно – тематический план внеурочной деятельности «Экология души» 5-9 кл.
№ | Тема урока | Предметные результаты. | Учебно-практическое, лабораторное оборудование и технические средства на уроке | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Души прекрасные порывы... Диагностика. | | . | | |
Экология Мира. |
2 | Мы - жители планеты Земля. Моя Родина-Россия. | воспитание патриотических и гражданских чувств; | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
3 | Основные державные святыни РФ. Символы Мира. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
4 | Мой родной Алтайский край. | принятие себя как человека и гражданина; | | |
5 | Строки, опалённые войной. Военная кинолента. | принятие системы мировых и общечеловеческих ценностей. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер | | |
6 | Природа и человек. Сбережём планету для поколений. | формирование экологической культуры; | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
Экология сознательности. |
7 | Сознательность и ответственность. | Формирование осознанного отношения к безопасному поведению и ценностных ориентаций на ЗОЖ; развитие осознанного отношения к процессу познания; позитивное проектирование. | | | |
8 | ЗОЖ и его составляющие. Вредные привычки. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
9 | Все профессии важны... Тип будущей профессии | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
Экология общения. |
11 | Общение. Основные понятия. Культура общения. Законы дружбы. Я-часть коллектива. | воспитание позитивного сотрудничества с окружающими людьми; Формирование толерантного отношения к окружающей действительности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
12 | Простые правила этикета. Культура речи. Школа вежливости. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
Экология чувств. |
13 | Чувства человека. Основные понятия. | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; нравственная ориентация в мире чувств. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
14 | Семья и семейные ценности. Семья –это целый мир. Я и моя семья. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
15 | Эстетика. Чувство Прекрасного. Экскурсия в зимний лес. Прекрасное в обычном. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
Экология нравственности. |
| 16 | Нравственность. Основные понятия. Добро и зло. Доброта спасёт мир | формирование системы нравственного отношения к миру, ориентация в нравственном содержании окружающей действительности; направленность на выполнение основных моральных и и этических норм поведения. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
| 17 | Благотворительность. Нравственный выбор. Добротворчество. Милосердие. Сострадание. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
| 18 | Экология души. Диагностика. | | . | | |
Лист внесения изменений.
Дата по журналу | № урока | Содержание темы | Основание, № приказа | Контроль |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |