МКОУ «Таловская СОШ» Утверждаю:
Директор МКОУ «Таловская СОШ»
Бобрусева А.А.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания»
9 класс
за 2019-2020 уч. год.
Составила: учитель биологии «МКОУ
Таловская СОШ» Гончарова Е.Д.
1. Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с учебным планом МКОУ «Таловская СОШ» на 2019-2020 учебный год, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2016г) и Методическими рекомендациями по проведению внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания » .
Программа внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания» предназначена для широкого просвещения юношества и молодежи в вопросах создания семьи, установления гармоничных, прочных супружеских отношений, компетентного воспитания детей, разрешения противоречий между супругами, предупреждения разводов.
Цель курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания» - формирование у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, создание нравственной и психологической основы подготовки к браку
Задачи:
1. Раскрыть значение семьи в жизни человека, сформировать у обучающихся представление о семье как необходимом условии жизненного благополучия и личностной самореализации. Познакомить обучающихся со структурой семьи, ее функциями, динамикой ее развития.
2. Раскрыть этические и психологические основы создания гармоничной семьи, благополучных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, старшими родственниками. Воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
3. Дать представление о компетентном родительстве, обязанностях родителей по воспитанию детей.
4. Познакомить обучающихся с закономерностями развития семейных отношений, способами профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов.
5. Познакомить обучающихся с вопросами опеки и усыновления, дать представление об условиях осуществления опеки и усыновления в РФ.
6. Повысить юридическую компетенцию в области семейного законодательства
Количество часов на год по программе - 34, количество часов в неделю – 1, что соответствует программе внеурочной деятельности МКОУ «Таловская СОШ на 2019-2020 учебный год.
2. Основное содержание программы
Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.
Содержание | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Тема 1. Значение семьи в жизни человека | 2 | 2 |
Тема 2. Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье | 10 | 10 |
Тема 3. Взаимоотношения между супругами | 6 | 6 |
Тема 4. Взаимоотношения между родителями и детьми | 10 | 10 |
Тема 5. Профилактика и разрешение конфликтов в семье | 4 | 4 |
Тема 6. Опека и усыновление | 1 | 1 |
Тема 7. Итоговое занятие | 1 | 1 |
ИТОГО | 34 | 34 |
Тема: «Значение семьи в жизни человека». (2 ч.)
Создание семьи – важнейшая жизненная необходимость человека. Семья как возможность реализации потребности в близких отношениях, материнстве и отцовстве.
Основные позиции Семейного кодекса РФ о браке и семье. Виды семей (нуклеарная, однопоколенная, многопоколенная), основные функции семьи, закономерности функционирования семейных систем, жизненный цикл семьи.
Тема: «Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье». (10 ч.)
Понятие эффективной коммуникации. Основные показатели эффективной коммуникации. Основные позиции человека в общении. Навыки общения. Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. Техника «Я-высказывания». Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье.
Тема: «Взаимоотношения между супругами». (6 ч.)
Развитие супружеских отношений в контексте идентификации-обособления. Значимость ценностно-ориентационного единства при формировании пары. Важность поддержания любви в паре. Ролевые ожидания в паре в отношении друг друга. Равенство и приоритеты в супружеских отношениях. Завершение отношений. Способы минимизаций негативных последствий развода для пары и детей в случае завершения отношений.
Тема: «Взаимоотношения между родителями и детьми». (10 ч.)
Этические основания отношений в семье. Основные этические позиции родителей по отношению к детям, определяющие гармоничные отношения между ними. Основные этические позиции детей в отношении родителей. Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей. Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях.
Тема: «Профилактика и разрешение конфликтов в семье». (4 ч.)
Предупреждение конфликтов в семейных отношениях: возможные причины конфликтов. Поводы и причины конфликтов, виды конфликтов, конструктивные стратегии поведения в конфликте. Предупреждение конфликтов в семье.
Тема: «Опека и усыновление». (1 ч.)
Российское законодательство об опеке и усыновлении. Мотивы к оформлению опеки и усыновлению. Требования предъявляемые к лицам, осуществляющим опеку и усыновившими ребенка. Позиция опекунов и приемных родителей в отношении к биологическим родителям. Особенности воспитания в семье, где имеются приемные дети.
Тема: «Итоговое занятие». (1 ч.)
Обобщение результатов бесед, дискуссий, обмена впечатлениями от обсуждения таких важных тем как любовь, семья, семейные взаимоотношения, родительство.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
- владеть основными позициями Семейного кодекса РФ о браке и семье;
- уметь преодолевать барьеры в общении;
- уметь поддерживать любовь в паре;
- уметь определять гармоничные отношения со старшим поколением;
- уметь выбирать конструктивные стратегии поведения в семье;
- владеть основными позициями законодательства об опеке и усыновлении.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
I триместр |
1 | 1 | Создание семьи – важнейшая жизненная необходимость человека. | 1 | | | |
2 | 2 | Виды семей. Основные функции семьи | 1 | | | |
3 | 3 | Понятие эффективной коммуникации. | 1 | | | |
4 | 4 | Основные позиции человека в общении. | 1 | | | |
5 | 5 | Основные позиции человека в общении. | 1 | | | |
6 | 6 | Навыки общения. | 1 | | | |
7 | 7 | Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. | 1 | | | |
8 | 8 | Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. | 1 | | | |
9 | 9 | Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. | 1 | | | |
10 | 10 | Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. | 1 | | | |
11 | 11 | Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье. | 1 | | | |
II триместр |
12 | 12 | Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье. | 1 | | | |
13 | 13 | Развитие супружеских отношений. | 1 | | | |
14 | 14 | Значимость единства при формировании пары. | 1 | | | |
15 | 15 | Важность поддержания любви в паре. | 1 | | | |
16 | 16 | Равенство и приоритеты в супружеских отношениях. | 1 | | | |
17 | 17 | Завершение отношений. | 1 | | | |
18 | 18 | Способы минимизаций негативных последствий развода для пары и детей в случае завершения отношений. | 1 | | | |
19 | 19 | Этические основания отношений в семье | 1 | | | |
20 | 20 | Этические основания отношений в семье | 1 | | | |
21 | 21 | Этические позиции родителей по отношению к детям. | 1 | | | |
22 | 22 | Этические позиции родителей по отношению к детям. | 1 | | | |
III триместр |
23 | 23 | Этические позиции детей в отношении родителей. | 1 | | | |
24 | 24 | Этические позиции детей в отношении родителей. | 1 | | | |
25 | 25 | Особенности отношений со старшим поколением. | 1 | | | |
26 | 26 | Особенности отношений со старшим поколением. | 1 | | | |
27 | 27 | Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях. | 1 | | | |
28 | 28 | Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях. | 1 | | | |
29 | 29 | Поводы и причины конфликтов. | 1 | | | |
30 | 30 | Виды конфликтов. | 1 | | | |
31 | 31 | Стратегии поведения в конфликте. | 1 | | | |
32 | 32 | Предупреждение конфликтов в семье. | 1 | | | |
33 | 33 | Опека и усыновление | 1 | | | |
34 | 34 | Итоговое занятие | 1 | | | |
Всего | 34 | | | |
5. Описание учебно – методическое и материального обеспечения образовательного процесса.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Настенная доска с набором обучения и оборудования кабинета Экранно-звуковые пособия:
Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
Образовательные ресурсы сети Интернет.
Аудио и видео записи (на заданные темы), CD-DVD диски (по темам).
Фотоаппарат, ноутбук.
Печатные наглядные пособия.
Электронные и Интернет-ресурсы (кассеты, презентации, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые в образовательном процессе).
6. Литература для педагогов
Азаров Ю.Р. Семейная педагогика . М., 1985
Божович Л. И. Славина л . И. Славина Л,С. Психическое развитие школьника иеговоспитание . М.. 1977 .
Бойко В В. Ты стал отцом. М., 1977
Боцманова Н.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М., 1976.
Ветрова В.В. Ладушки: игры для детей с родителями. М., 1994.
Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.
Величкина О., Иванов А., Краснопевцова Е. Мир детства в народной культуре. М., 1992.
Бойко В В. Если ты мать и жена. М., 1991.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.
Драгунова Т.В. Подросток. М., 1996.
Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1998
Зацепин В.О. О жизни супружеской. М., 1999
Захарова Д.И. Растут в семье мама и папа. М., 1998
Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста
Зеньковский В.В. Педагогика. Москва, 1996
Захарова Л.И. Свет в квартире. М., 1987
Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980
Личко А.Е. Эти трудные подростки. М., 1983
Льюс К.С. Любовь. Страдания. Надежда М., 1992
Макарова Н. Высокая должность – отец. М., 1997
Медведева И.Я., Шишова Т.П. Книга для трудных родителей. М., 1998
Мелик-Пашаев А.А. М., 1989