СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная   программа внеурочной деятельности   составлена в соответствии  с учебным планом МКОУ «Таловская СОШ» на 2019-2020 учебный год,  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2016г) и Методическими рекомендациями по проведению внеурочной деятельности  «Этика и психология семейного воспитания » .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания»»

МКОУ «Таловская СОШ» Утверждаю:

Директор МКОУ «Таловская СОШ»

Бобрусева А.А.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания»

9 класс

за 2019-2020 уч. год.

Составила: учитель биологии «МКОУ

Таловская СОШ» Гончарова Е.Д.











1. Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с учебным планом МКОУ «Таловская СОШ» на 2019-2020 учебный год, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2016г) и Методическими рекомендациями по проведению внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания » .

Программа внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания» предназначена для широкого просвещения юношества и молодежи в вопросах создания семьи, установления гармоничных, прочных супружеских отношений, компетентного воспитания детей, разрешения противоречий между супругами, предупреждения разводов.

Цель курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейного воспитания» - формирование у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, создание нравственной и психологической основы подготовки к браку

Задачи:

1. Раскрыть значение семьи в жизни человека, сформировать у обучающихся представление о семье как необходимом условии жизненного благополучия и личностной самореализации. Познакомить обучающихся со структурой семьи, ее функциями, динамикой ее развития.

2. Раскрыть этические и психологические основы создания гармоничной семьи, благополучных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, старшими родственниками. Воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

3. Дать представление о компетентном родительстве, обязанностях родителей по воспитанию детей.

4. Познакомить обучающихся с закономерностями развития семейных отношений, способами профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов.

5. Познакомить обучающихся с вопросами опеки и усыновления, дать представление об условиях осуществления опеки и усыновления в РФ.

6. Повысить юридическую компетенцию в области семейного законодательства


Количество часов на год по программе - 34, количество часов в неделю – 1, что соответствует программе внеурочной деятельности МКОУ «Таловская СОШ на 2019-2020 учебный год.






2. Основное содержание программы

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

Содержание

Кол-во часов

по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Тема 1. Значение семьи в жизни человека

2

2

Тема 2. Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье

10

10

Тема 3. Взаимоотношения между супругами

6

6

Тема 4. Взаимоотношения между родителями и детьми

10

10

Тема 5. Профилактика и разрешение конфликтов в семье

4

4

Тема 6. Опека и усыновление

1

1

Тема 7. Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

34

34


  1. Тема: «Значение семьи в жизни человека». (2 ч.)

Создание семьи – важнейшая жизненная необходимость человека. Семья как возможность реализации потребности в близких отношениях, материнстве и отцовстве.

Основные позиции Семейного кодекса РФ о браке и семье. Виды семей (нуклеарная, однопоколенная, многопоколенная), основные функции семьи, закономерности функционирования семейных систем, жизненный цикл семьи.

  1. Тема: «Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье». (10 ч.)

Понятие эффективной коммуникации. Основные показатели эффективной коммуникации. Основные позиции человека в общении. Навыки общения. Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. Техника «Я-высказывания». Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье.

  1. Тема: «Взаимоотношения между супругами». (6 ч.)

Развитие супружеских отношений в контексте идентификации-обособления. Значимость ценностно-ориентационного единства при формировании пары. Важность поддержания любви в паре. Ролевые ожидания в паре в отношении друг друга. Равенство и приоритеты в супружеских отношениях. Завершение отношений. Способы минимизаций негативных последствий развода для пары и детей в случае завершения отношений.

  1. Тема: «Взаимоотношения между родителями и детьми». (10 ч.)

Этические основания отношений в семье. Основные этические позиции родителей по отношению к детям, определяющие гармоничные отношения между ними. Основные этические позиции детей в отношении родителей. Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей. Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях.

  1. Тема: «Профилактика и разрешение конфликтов в семье». (4 ч.)

Предупреждение конфликтов в семейных отношениях: возможные причины конфликтов. Поводы и причины конфликтов, виды конфликтов, конструктивные стратегии поведения в конфликте. Предупреждение конфликтов в семье.

  1. Тема: «Опека и усыновление». (1 ч.)

Российское законодательство об опеке и усыновлении. Мотивы к оформлению опеки и усыновлению. Требования предъявляемые к лицам, осуществляющим опеку и усыновившими ребенка. Позиция опекунов и приемных родителей в отношении к биологическим родителям. Особенности воспитания в семье, где имеются приемные дети.

  1. Тема: «Итоговое занятие». (1 ч.)

Обобщение результатов бесед, дискуссий, обмена впечатлениями от обсуждения таких важных тем как любовь, семья, семейные взаимоотношения, родительство.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащие­ся должны:

- владеть основными позициями Семейного кодекса РФ о браке и семье;

- уметь преодолевать барьеры в общении;

- уметь поддерживать любовь в паре;

- уметь определять гармоничные отношения со старшим поколением;

- уметь выбирать конструктивные стратегии поведения в семье;

- владеть основными позициями законодательства об опеке и усыновлении.
















4. Календарно – тематическое планирование


п/п


занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

I триместр

1

1

Создание семьи – важнейшая жизненная необходимость человека.

1




2

2

Виды семей. Основные функции семьи

1




3

3

Понятие эффективной коммуникации.

1




4

4

Основные позиции человека в общении.

1




5

5

Основные позиции человека в общении.

1




6

6

Навыки общения.

1




7

7

Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми.

1




8

8

Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми.

1




9

9

Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления.

1




10

10

Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления.

1




11

11

Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье.

1




II триместр

12

12

Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье.

1




13

13

Развитие супружеских отношений.

1




14

14

Значимость единства при формировании пары.

1




15

15

Важность поддержания любви в паре.

1




16

16

Равенство и приоритеты в супружеских отношениях.

1




17

17

Завершение отношений.

1




18

18

Способы минимизаций негативных последствий развода для пары и детей в случае завершения отношений.

1




19

19

Этические основания отношений в семье

1




20

20

Этические основания отношений в семье

1




21

21

Этические позиции родителей по отношению к детям.

1




22

22

Этические позиции родителей по отношению к детям.

1




III триместр

23

23

Этические позиции детей в отношении родителей.

1




24

24

Этические позиции детей в отношении родителей.

1




25

25

Особенности отношений со старшим поколением.

1




26

26

Особенности отношений со старшим поколением.

1




27

27

Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях.

1




28

28

Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях.

1




29

29

Поводы и причины конфликтов.

1




30

30

Виды конфликтов.

1




31

31

Стратегии поведения в конфликте.

1




32

32

Предупреждение конфликтов в семье.

1




33

33

Опека и усыновление

1




34

34

Итоговое занятие

1




Всего

34







5. Описание учебно – методическое и материального обеспечения образовательного процесса.

Технические средства обучения и оборудование кабинета

Настенная доска с набором обучения и оборудования кабинета Экранно-звуковые пособия:

  1. Слайд-проектор, видеопроектор, экран.

  2. Образовательные ресурсы сети Интернет.

  3. Аудио и видео записи (на заданные темы), CD-DVD диски (по темам).

  4. Фотоаппарат, ноутбук.

  5. Печатные наглядные пособия.

  6. Электронные и Интернет-ресурсы (кассеты, презентации, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые в образовательном процессе).


6. Литература для педагогов



  1. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика . М., 1985

  2. Божович Л. И. Славина л . И. Славина Л,С. Психическое развитие школьника иеговоспитание . М.. 1977 .

  3. Бойко В В. Ты стал отцом. М., 1977

  4. Боцманова Н.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М., 1976.

  5. Ветрова В.В. Ладушки: игры для детей с родителями. М., 1994.

  6. Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.

  7. Величкина О., Иванов А., Краснопевцова Е. Мир детства в народной культуре. М., 1992.

  8. Бойко В В. Если ты мать и жена. М., 1991.

  9. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

  10. Драгунова Т.В. Подросток. М., 1996.

  11. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1998

  12. Зацепин В.О. О жизни супружеской. М., 1999

  13. Захарова Д.И. Растут в семье мама и папа. М., 1998

  14. Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста

  15. Зеньковский В.В. Педагогика. Москва, 1996

  16. Захарова Л.И. Свет в квартире. М., 1987

  17. Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980

  18. Личко А.Е. Эти трудные подростки. М., 1983

  19. Льюс К.С. Любовь. Страдания. Надежда М., 1992

  20. Макарова Н. Высокая должность – отец. М., 1997

  21. Медведева И.Я., Шишова Т.П. Книга для трудных родителей. М., 1998

  22. Мелик-Пашаев А.А. М., 1989