I.Планируемые результаты
Изучение курса «Хоровое пение» позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса «Хоровое пение» происходит в процессе активного восприятия, исполнения и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового и сольного пения, подготовки музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты освоения рабочей программы курса «Хоровое пение» отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование эмоционального отношения к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты освоения рабочей программы курса «Хоровое пение» отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения певческой культуры;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в музыкально-исполнительской деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения певческой культуры в различных видах деятельности;
- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, музыкальных форм и жанров, основ музыкальной грамоты;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- сопровождением;
- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных исполнительских музыкально-творческих задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием курса «Хоровое пение»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения курса «Хоровое пение».
Предметные результаты освоения программы курса «Хоровое пение» отражают:
- сформированность первоначальных представлений о роли хорового пения в жизни человека, в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ хоровой музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыкальные произведения и выражать свое отношение в исполнении;
- постижение нотной грамоты;
- знание особенностей музыкального языка;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- создание коллективных музыкально-пластических композиций;
- исполнение вокальных произведений разных жанров.
- применение полученных знаний и приобретѐнного опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений, создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.
Результативность:
пройдя обучение по программе «Хоровое пение», обучающиеся получат:
широкий спектр информации эстетического содержания;
комплекс знаний и навыков по хоровому пению;
практические навыки для самостоятельного исполнительства;
знания по музыкальной культуре и истории;
знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.)
В результате реализации программы предмета «Хоровое пение» обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.
В результате освоения программы курса «Хоровое пение» у обучающихся будут сформированы: готовность к саморазвитию; мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций; осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважение к истории и духовным традициям России.
Ребята научатся исполнять вокальные произведения хором и индивидуально, размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Ребята научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную исполнительскую музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего концертного исполнения, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
II.Содержание учебного предмета
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу:
1 класс
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования культуры хорового пения детей в общеобразовательной школе.
Первые занятия в 1-ой четверти 1 класса по 35 мин.
1 четверть: «Певческая установка. Певческое дыхание»
Знание и навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя).
Отличие певческого дыхания и обиходного, навык нижнереберного диафрагмального дыхания.
Умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест; вместе вступать и заканчивать фразу.
Подготовка к осеннему празднику.
2 четверть: «Звукообразование и артикуляция»
Музыкальный звук, его свойства. Отличие музыкального и шумового звука. Высокая позиция формирования певческого звука. Пение хором, на зевке, ориентировка на дирижёрский жест.
Подготовка к празднику «Новый год».
3 четверть: «Дикция»
Понятия дикция и артикуляция, их взаимосвязь. Скороговорка. Работа над чёткостью произношения согласных (зубных язычных, губных), над лёгкостью и полётностью пения. Понятия мелодия и фраза, их различия.
4 четверть: «Ансамбль и строй»
Понятие стройно петь в ансамбле, унисон. Работа над ансамблевым пением в унисон, над выразительностью исполнения. Пауза в пении. Развитие навыка самоконтроля за своим пением.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
Всего | Практика | Теория |
1 | 1 четверть: «Певческая установка. Певческое дыхание» | 9 | 7 | 2 |
2 | 2 четверть: «Звукообразование и артикуляция» | 7 | 5 | 2 |
3 | 3 четверть: «Дикция» | 9 | 8 | 1 |
4 | 4 четверть: «Ансамбль и строй» | 8 | 6 | 2 |
| Всего: | 33 | 26 | 7 |
| Выступления на школьных праздниках | 4 | 4 | |
Примерный репертуар (1 класс):
«Плывут, плывут журавлики», муз. Ю. Корнакова, сл. А. Крестинского
« Мир похож на цветной луг» Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского
«Весёлый дворник», сл. И. Резниковой
«Скворушка», сл. В. Шумилина
«Листик», сл. Л. Скаченкова
«Весёлые сверчки», сл. С.Когана
«Необыкновенный футбол» сл. И. Резниковой
«Над маленьким сыном склоняется мать», сл. Б. Кежуна
«Песня о страхах» сл. В.Суслова
«Мордочка, хвост и четыре ноги», муз. А.Кудряшова, сл. Б. Заходера
«Дуня-тонкопряха» - р.н.п.
«Как на тоненький ледок» - р.н.п.
«Ёлочка-зелёная иголочка», муз. З. Компанейца, сл. И. Векшегонова
2 класс
1 четверть: «Певческая установка. Певческое дыхание»
Осмысление на новом уровне знаний и навыков о певческой установке. Тренировка певческого дыхания, цепное дыхание. Формирование певческой опоры, диафрагматическое дыхание stаkkato и legato.
2 четверть: «Музыкальная грамота»
Звуки и ноты, их общность. Скрипичный ключ-«ключ соль». Запись нот на нотоносце. Понятие «звукоряд», восьмые и четверти. Развитие навыка самоконтроля за своим пением, ответственности, аккуратности, активности в процессе подготовки к празднику «Новый год».
3 четверть: «Развитие голоса»
Понятие певческий диапазон, его границы в данный возрастной период. Упражнения на расширение певческого диапазона. Вокализ и песня, общее и различное. Исполнение вокализов. Упражнения на расширение певческого диапазона. Фразировка. Упражнения на правильное формирование гласных звуков во фразах, в целом произведении.
Работа над выразительностью, унисоном в процессе подготовки к празднику «8 Марта».
Гамма. Мажорная и минорная гаммы (пропевание, определение на слух).
4 четверть: «Двухголосие»
Двухголосное пение, канон. Исполнение отдельной партии в двухголосном произведении с музыкальным сопровождением. Исполнительские задачи хора. Работа над эмоциональным осмыслением содержания музыкального произведения, над умением сконцентрироваться на исполнении в процессе подготовки к заключительному концерту. Итоговый концерт.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
Всего | Практика | Теория |
1 | 1 четверть: «Певческая установка. Певческое дыхание» | 9 | 7 | 2 |
2 | 2 четверть: «Музыкальная грамота» | 7 | 4 | 3 |
3 | 3 четверть: «Развитие голоса» | 10 | 8 | 2 |
4 | 4 четверть: «Двухголосие» | 8 | 6 | 2 |
| Всего: | 34 | 26 | 8 |
| Выступления на школьных праздниках | 4 | 4 | |
Примерный репертуар (2 класс):
«А мы поём», муз. Д. Львова - Компанейца, сл. С. Богомазова
«Радостная песенка», муз. А. Троицкого, сл. М. Малышевой
«Матрос», муз. Бодренкова, сл. П. Синявского
«Небо детства», муз. В. Шаинского, сл. Р. Казаковой
«Мама дорогая», муз. А. Кудряшова, сл. И. Косякова
«Лесная песенка», муз. А. Кудряшова, сл. М.Яснова
«Песенка о ёлочке», муз.О.Фельцмана, сл. И. Шаферана
«Лягушенция», сл. и муз. П. Синявского
«Жила была собака», муз. Ю. Корнакова, сл. И. Пивоваровой
«Песня комара», муз. Ю. Корнакова, сл. Г. Гоппе
«Старинная французская песенка», муз. П. Чайковского, сл. Эм. Александровой (из «Детского альбома»)
«Окликание дождя», муз. А. Лядова, сл. народные
3 класс
1 четверть: «Двухголосное пение»
Осмысление и освоение на новом уровне знаний и навыков двухголосного пения. Пение двухголосных упражнений с музыкальным сопровождением и без него. Канон. Исполнение каноном с музыкальным сопровождением и без него. Двухголосное пение интервалов (упражнения). Духголосное исполнение современной песни под минусовую фонограмму. Работа над сдержанностью до выхода на сцену и эмоциональность и артистичность во время исполнения в процессе подготовки к осеннему празднику.
2 четверть: «Музыкальная грамота»
Октава. Звуки и ноты первой октавы. Четвертные и восьмые длительности нот. Деление музыкального произведения на такты. Пение по нотам и дирижирование в размере 2/4. Развитие аккуратности, ответственности, социальной активности, умения управлять своим голосом в процессе подготовки к празднику Новый год.
3 четверть: «Развитие голоса»
Понятия грудной и головной резонаторы. Возможности певческого голоса в данный возрастной период. Упражнения на развитии дикции и артикуляции В.Емельянова. Упражнения на развитие грудного и головного регистров, их чередование. Пение на опоре, развитие певческого вибрато. Понимание по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»; понимание элементарных дирижерских жестов и их соблюдение (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); правильное дыхание во фразах в процессе подготовки к праздникам.
4 четверть: «Музыкально-образовательные беседы»
Органы участвующие в пении и дыхании. Строение певческого аппарата. Особенности певческого голоса в разные периоды взросления. Основные заболевания голосового аппарата, гигиена и охрана певческого голоса. Женские и мужские голоса, их разновидности и отличия. Формирование культуры коллективного пения, творческих способностей обучающихся; развитие деловых качеств (ответственности, социальной активности, аккуратности) во время подготовки к заключительному концерту года.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
Всего | Практика | Теория |
1 | 1 четверть: «Двухголосное пение» | 9 | 8 | 1 |
2 | 2 четверть: «Музыкальная грамота» | 7 | 4 | 3 |
3 | 3 четверть: «Развитие голоса» | 10 | 9 | 1 |
4 | 4 четверть: «Музыкально-образовательные беседы» | 8 | 2 | 6 |
| Всего: | 34 | 23 | 11 |
| Выступления на школьных праздниках | 4 | 4 | |
Примерный репертуар (3 класс):
«Страна детей», муз. Е. Крылатова, сл. В. Крючкова
«Дружба школьных лет», муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского
«На прививку», муз. В. Соколова, сл. С. Михалкова
«Бабушкины руки», сл. Л. Квитко
«Колыбельная», сл. В Михайловской
«Живи и здравствуй наша школа!», сл. Г.Рахметова и В.Михайловской
«Тихо ночь ложится», сл. Б. Никитина, муз. Б. Снеткова
«Как по мостику» - р.н.п.
«Снежинки», муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова
«Обелиск», муз. М. Гоголина, сл. О. Бирюкова
«Расскажи мне мама сказку», муз. Ю. Корнакова, сл. А. Крюкова
«Начал падать снежок», муз. Б. Снеткова, сл. И. Никитина
4 класс
1 четверть: «Вокально-хоровое пение
Осмысление и углубление на новом уровне знаний и навыков о певческой установке. Пение двухголосных упражнений с музыкальным сопровождением и без. Пение интервалов одно и двухголосно. Закрепление знаний о современной песне. Формирование культуры поведения на сцене во время подготовки к осеннему празднику.
2 четверть: «Музыкальная грамота»
Повторение понятий «звукоряд» и «гамма», осмысление их на новом уровне. Гаммы До-мажор и Ля-минор. Пение двухголосных упражнений по нотам с дирижированием в размере 2/4. Закрепление умения управлять своим голосом во время коллективного пения. Формирование умения вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения и воплощать его; демонстрировать деловые качества: ответственность, социальную активность, аккуратность в процессе подготовки к празднику «Новый год».
3 четверть: «Развитие голоса»
Расширение и углубление знаний о строении певческого аппарата, его возможностей. Артикуляционные и инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова. Упражнения на развитие головных резонаторов, на выработку яркости, лёгкости, звонкости голоса, вибраций в области темени. Упражнения на развитие грудного резонирования, на выработку «объёмности», «мясистости» голоса, вибрации в области грудины. Певческая опора. Упражнения на развитие певческого вибрато. Разучивание двухголосно песен к празднику 8 Марта.
4 четверть: «Музыкально-образовательные беседы»
Музыка XIX-XX веков. «Музыкальный почерк» Моцарта, Баха, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Прокофьева. Современная песня, её особенности, разновидности. Охрана детского голоса, его особенности в мутационный период. Разучивание и исполнение современных песен под минусовую фонограмму одно- и двухголосно. Составление собственного музыкально-исполнительского плана и его реализация в процессе подготовки к заключительному концерту.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
Всего | Практика | Теория |
1 | 1 четверть: «Вокально-хоровое пение (правила, особенности, двухголосие)» | 9 | 7 | 2 |
2 | 2 четверть: «Музыкальная грамота» | 7 | 6 | 1 |
3 | 3 четверть: «Развитие голоса» | 10 | 8 | 2 |
4 | 4 четверть: «Музыкально-образовательные беседы» | 8 | 4 | 4 |
| Всего | 34 | 25 | 9 |
| Выступления на школьных праздниках | 4 | 4 | |
Примерный репертуар (4 класс):
«Все вместе», муз. Б. Савельева, сл. Л. Рубальской
«Дорога журавлиная», муз. В. Соколова, сл. Ю. Островского
«Лес дремучий» муз. и сл. В. Соколова
«Травушка-муравушка», сл. Е Благининой
«Весёлый сапожник», сл. М. Садовского
«Незабудки», сл. Г. Рахметова
«Бригантина «школа», сл. Г. Рахметова
«Комара женить мы будем» - р.н.п.
«Смешная карусель», муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
«Колыбельная песня», муз. П. Чайковского сл. А. Майкова
«Зима», муз. И.С. Баха, сл. Ивенсена
«Выгоняла стара баба» - р.н.п.
Формы организации вокальной деятельности:
музыкальные занятия;
занятия – концерты;
репетиции;
творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая работа;
хоровое сольфеджио;
ансамблевое музицирование;
сольное пение;
музыкально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика;
музыкально-пластическое интонирование;
двигательные импровизации.
III. Тематическое планирование курса «Хоровое пение»
1 класс
| №п/п | Раздел/Тема | Форма организации | Вид деятельности | Колво ча-сов | |
| Раздел I. «Певческая установка. Певческое дыхание» | 9 | |
| 1 | В гости к Фее Музыке | Вводное занятие | Коллективное исполнение в унисон. | 1 | |
| 2 | Что такое петь хором? | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен, коллективное и групповое исполнение | 1 | |
| 3 | Мы учимся петь | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен и коллективное исполнение. | 1 | |
| 4 | «Петь приятно и удобно» | Музыкальное занятие | Коллективное исполнение и работа по группам. | 1 | |
| 5 | Как петь сидя и стоя? | Музыкальное занятие | Коллективное исполнение и работа по группам. | 1 | |
| 6 | Вдох и выдох в пении. Подготовка к осеннему празднику | Музыкальное занятие - репетиция | Дыхательная гимнастика. Коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 7 | Учусь дышать правильно (люфт-пауза). Подготовка к осеннему празднику | Музыкальное занятие - репетиция | Дыхательная гимнастика. Коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 8 | Подготовка к осеннему празднику, работа в комплексе | Репетиция | Коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 9 | Обобщение полученных знаний, умений и навыков | Концерт | Коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| Раздел II. «Звукообразование и артикуляция» | 7 | |
| 1 | Звуки музыкальные и шумовые (1 ч.) | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио, коллективное исполнение. | 1 | |
| 2 | Звуки гласные и согласные (1 ч.) | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио, коллективное исполнение. | 1 | |
| 3 | Основа пения гласные звуки. Ровность звучания гласных (высокая позиция) | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, разучивание песен, коллективное исполнение. | 1 | |
| 4 | Основа пения гласные звуки. Ровность звучания гласных (высокая позиция) | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, разучивание песен, коллективное исполнение и работа по группам. | 1 | |
| 5 | Высота звука, звуковысотный слух. Подготовка к празднику «Новый год» | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение и работа по группам. | 1 | |
| 6 | Я хочу стать дирижёром. Дирижёрский жест. Подготовка к празднику «Новый год» | Репетиция | Пластическое интонирование, коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 7 | Праздник «Новый год» | Концерт | Коллективное исполнение, сольное и групповое. | 1 | |
| Раздел III. «Дикция» | 9 | |
| 1 | Что такое скороговорка? | Музыкальное занятие | Беседа, разучивание скроговорок, коллективное исполнение. | 1 | |
| 2 | Чёткость произношения согласных (зубные язычные-д,з,т,р,л,н) | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение. | 1 | |
| 3 | Чёткость произношения согласных (зубные язычные-д,з,т,р,л,н) | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение . | 1 | |
| 4 | Чёткость произношения согласных (губные-б,п,в,м) | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение. | 1 | |
| 5 | Чёткость произношения согласных (губные-б,п,в,м). Подготовка к празднику «8 Марта» | Музыкальное занятие - репетиция | Вокально-хоровая работа, разучивание песен, коллективное исполнение. | 1 | |
| 6 | Гласные в сочетании с согласными, лёгкость и чёткость. Подготовка к празднику «8 Марта» | Музыкальное занятие - репетиция | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 7 | Что такое фраза? Выразительность фразы . | Музыкальное занятие - репетиция | Беседа, коллективное исполнение, работа с солистами. | 1 | |
| 8 | Что такое мелодия? | Музыкальное занятие - репетиция | Беседа, коллективное исполнение, работа с солистами. | 1 | |
| 9 | Обобщение зун, работа в комплексе | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| Раздел IV. «Строй и ансамбль» | 8 | |
| 1 | Что значит петь в ансамбле? | Музыкальное занятие | Беседа, коллективное исполнение. | 1 | |
| 2 | Что значит стройно петь? Унисон | Музыкальное занятие | Беседа, вокально-хоровая работа, коллективное исполнение. | 1 | |
| 3 | Унисон | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, разучивание песен, коллективное исполнение. | 1 | |
| 4 | Пауза | Музыкальное занятие | Разучивание песен, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 5 | Вместе весело поем. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 6 | Вместе весело поем. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 7 | Обобщение зун. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 8 | Заключительный концерт | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| 2 класс | |
| №п/п | Раздел/Тема | Форма организации | Вид деятельности | Колво ча-сов | |
| Раздел I. «Певческая установка. Певческое дыхание» | 9 | |
| 1 | Правила вокально-хорового пения | Вводное занятие | Вокально-хоровая работа, коллективное музицирование. | 1 | |
| 2 | Отличие певческого и обиходного дыхания | Музыкальное занятие | Дыхательная гимнастика, коллективное исполнение. | 1 | |
| 3 | Певческое дыхание (тренировка), задержка дыхания | Музыкальное занятие | Дыхательная гимнастика, вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 4 | Певческое дыхание (тренировка), задержка дыхания | Музыкальное занятие | Дыхательная гимнастика, вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 5 | Цепное дыхание. Подготовка к осеннему празднику | Музыкальное занятие | Дыхательная гимнастика, вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 6 | Цепное дыхание. Подготовка к осеннему празднику | Музыкальное занятие-репетиция | Дыхательная гимнастика, разучивание песен. | 1 | |
| 7 | Диафрагматическое дыхание stakkato, чувство опоры. Подготовка к осеннему празднику | Музыкальное занятии репетицияе | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 8 | Диафрагматическое дыхание legato. Подготовка к осеннему празднику | Репетиция | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 9 | Обобщение полученных знаний, умений и навыков. Работа в комплексе | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| Раздел II. «Музыкальная грамота» | 7 | | Раздел II. «Звукообразование и артикуляция» |
| 1 | Звуки и ноты | Музыкальное занятие | Беседа, коллективное музицирование. | 1 | |
| 2 | Скрипичный ключ-«ключ соль».Ноты на линейках и между ними | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио. | 1 | |
| 3 | Звукоряд. Ручные знаки. (Пение вверх и вниз) | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, музыкально- ритмические упражнения. | 1 | |
| 4 | Звукоряд. Ручные знаки. (Пение вверх и вниз) | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, музыкально- ритмические упражнения. | 1 | |
| 5 | Восьмые и четверти. Подготовка к празднику «Новый год» | Музыкальное занятие-репетиция | Хоровое сольфеджио, разучивание песен. | 1 | |
| 6 | Восьмые и четверти. Такт. Подготовка к празднику «Новый год» | Репетиция | Хоровое сольфеджио, коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 7 | Работа в комплексе. Праздник «Новый год» | Концерт | Коллективное исполнение сольное. | 1 | |
| Раздел III. «Развитие голоса» | 10 | |
| 1 | Гласные звуки. Правильное положение рта при пении. Работа над расширением певческого диапазона | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 2 | Вокализ. Работа над расширением певческого диапазона | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 3 | Звуки гласные и согласные в пении | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 4 | Фразировка. Работа над расширением певческого диапазона | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 5 | Артикуляционная гимнастика. Подготовка к празднику «8 Марта» | Музыкальное занятие - репетиция | Гимнастика на артикуляцию, разучивание песен. | 1 | |
| 6 | Артикуляционная гимнастика. Подготовка к празднику «8 Марта» | Музыкальное занятие - репетиция | Гимнастика на артикуляцию, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 7 | Гамма. Подготовка к празднику «8 Марта» | Музыкальное занятие - репетиция | Хоровое сольфеджио, коллективное исполнение, работа с солистами. | 1 | |
| 8 | Лады. Подготовка к празднику «8 Марта» | Музыкальное занятие - репетиция | Беседа, хоровое сольфеджио, коллективное исполнение, работа с солистами. | 1 | |
| 9 | Мажорная и минорная гаммы | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, музыкально-пластическое интонирование. | 1 | |
| 10 | Обобщение зун, работа в комплексе | Творческий отчёт | Хоровое, сольное и групповое исполнение. | 1 | |
| Раздел IV. «Двухголосие» | 8 | | Беседа, коллективное исполнение | |
| 1 | Что значит «двухголосное пение»? | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио. | 1 | |
| 2 | Ритмическое двухголосие | Музыкальное занятие | Музыкально-ритмическая деятельность коллективная и по группам. | 1 | |
| 3 | Канон | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджирование, разучивание песен, коллективное исполнение. | 1 | |
| 4 | Двухголосная мелодия | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджирование, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 5 | Двухголосная мелодия | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджирование, Коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 6 | Исполнительские задачи хора. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Разучивание песен, коллективное исполнение, работа по группам и с солистами | 1 | |
| 7 | Обобщение зун. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 8 | Заключительный концерт | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| 3 класс | |
| №п/п | Раздел/Тема | Форма организации | Вид деятельности | Колво ча-сов | |
| Раздел I. «Двухголосное пение» | 9 | |
| 1 | Что значит «двухголосие»? | Вводное занятие | Хоровое сольфеджио. | 1 | |
| 2 | Канон | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, разучивание песен, коллективное и групповое исполнение. | 1 | |
| 3 | Канон в народной песне | Музыкальное занятие | Разучивание песен коллективное исполнение и по группам. | 1 | |
| 4 | Двухголосное пение | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, коллективное исполнение и работа по группам. | 1 | |
| 5 | Двухголосное пение | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, коллективное исполнение и работа по группам. | 1 | |
| 6 | Двухголосное пение интервалов | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, коллективное исполнение и работа по группам. | 1 | |
| 7 | Двухголосие в песне | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа, разучивание песен. | 1 | |
| 8 | Подготовка к осеннему празднику. Работа в комплексе | Репетиция | Коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 9 | Обобщение полученных знаний, умений и навыков | Концерт | Коллективное исполнение, групповое и сольное. | 1 | |
| Раздел II. «Музыкальная грамота» | 7 | | Раздел II. «Звукообразование и артикуляция» |
| 1 | Октава. Звуки и ноты первой октавы | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио. | 1 | |
| 2 | Четвертные и восьмые длительности нот | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио. | 1 | |
| 3 | Четвертные и восьмые длительности нот | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио. | 1 | |
| 4 | Такт, тактовая черта | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио. | 1 | |
| 5 | Размер 2/4, дирижирование. Пение по нотам. Подготовка к празднику «Новый год» | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио, разучивание песен. | 1 | |
| 6 | Мажор и минор. Подготовка к празднику «Новый год» | Репетиция | Хоровое сольфеджио, коллективное и сольное исполнение. | 1 | |
| 7 | Работа в комплексе. Праздник «Новый год» | Концерт | Коллективное исполнение и групповое. | 1 | |
| Раздел III. «Развитие голоса» | 10 | |
| 1 | Тембр и резонаторы | Музыкальное занятие | Беседа, вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 2 | Артикуляционная гимнастика В.Емельянова | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 3 | Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 4 | Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 5 | Голосовые сигналы доречевой коммуникации | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 6 | Тренировка нефальцетного регистра | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 7 | Переход из грудного регистра в фальцетный | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 8 | Тренировка фальцетного регистра | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 9 | Певческое вибрато – развитие механическим путем | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 10 | Обобщение зун, работа в комплексе | Творческий отчёт | Коллективное и групповое исполнение. | 1 | |
| Раздел IV. «Музыкально-образовательные беседы» | 8 | |
| 1 | Детский голос. Его особенности в разные периоды взросления | Музыкальное занятие | Беседа, коллективное исполнение. | 1 | |
| 2 | Охрана детского голоса. Заболевания голосового аппарата | Музыкальное занятие | Беседа, коллективное исполнение. | 1 | |
| 3 | Женские голоса. Подготовка к заключительному концерту | Музыкальное занятие-репетиция | Беседа, разучивание песен, коллективное исполнение. | 1 | |
| 4 | Мужские голоса. Подготовка к заключительному концерту | Музыкальное занятие-репетиция | Беседа, разучивание песен, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 5 | Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 6 | Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 7 | Обобщение зун. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 8 | Заключительный концерт | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| 4 класс | |
| №п/п | Раздел/Тема | Форма организации | Вид деятельности | Колво ча-сов | |
| Раздел I. «Вокально-хоровое пение» | 9 | |
| 1 | Правила вокально-хорового пения | Вводное занятие | Беседа, коллективное музицирование. | 1 | |
| 2 | Вокально-хоровое пение | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 3 | Двухголосное пение, его особенности | Музыкальное занятие | Хоровое сольфеджио, разучивание песен. | 1 | |
| 4 | Пение тренировочных упражнений одно и двухголосно | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая коллективная и по группам. | 1 | |
| 5 | Пение двухголосных упражнений, пение интервалов | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая коллективная и по группам. | 1 | |
| 6 | Пение двухголосных упражнений, пение интервалов | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая коллективная и по группам. | 1 | |
| 7 | Двухголосие в песне | Музыкальное занятие | Разучивание песен. | 1 | |
| 8 | Двухголосие в песне | Репетиция | Коллективное исполнение и работа с солистами. | 1 | |
| 9 | Обобщение зун | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| Раздел II. «Музыкальная грамота» | 1 | | Раздел II. «Звукообразование и артикуляция» |
| 1 | Звукоряд. Гамма | Музыкальное занятие | Беседа, хоровое сольфеджио, пластическое интонирование. | 1 | |
| 2 | Гамма До-мажор. Пение | Музыкальное занятие | Беседа, коллективное сольфеджирование, пластическое интонирование. | 1 | |
| 3 | Гамма Ля - минор. Пение | Музыкальное занятие | Беседа, коллективное сольфеджирование, пластическое интонирование. | 1 | |
4 | Восьмые и четверти. Такт. Размер 2/4. | Музыкальное занятие | Беседа, музыкально- ритмические упражнения, дирижирование 2/4. | 1 | |
| 5 | Пение простейших двухголосных партий по нотам. Подготовка к празднику «Новый год» | Музыкальное занятие - репетиция | Коллективное сольфеджирование, дирижирование,разучивание песен. | 1 | |
| 6 | Пение простейших двухголосных партий по нотам. Подготовка к празднику «Новый год» | Репетиция | Коллективное сольфеджирование, дирижирование, коллективное исполнение. | 1 | |
| 7 | Праздник «Новый год» | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| Раздел III. «Развитие голоса» | 10 | |
| 1 | Певческий аппарат, его возможности | Музыкальное занятие | Беседа, вокально-хоровая работа. | 1 | |
| 2 | Артикуляционная гимнастика В.Емельянова | Музыкальное занятие | Коллективное исполнение тренировочных упр. | 1 | |
| 3 | Интонационно-фонетические упражнения В.Емельянова | Музыкальное занятие | Коллективное исполнение тренировочных упр. | 1 | |
| 4 | Интонационно-фонетические упражнения В.Емельянова | Музыкальное занятие | Коллективное исполнение тренировочных упр. | 1 | |
| 5 | Тренировка нефальцетного регистра. Подготовка к празднику 8 Марта | Музыкальное занятие - репетиция | Вокально-хоровая работа, разучивание песен. | 1 | |
| 6 | Переход из грудного регистра в фальцетный. Подготовка к празднику 8 Марта | Музыкальное занятие - репетиция | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение песен. | 1 | |
| 7 | Тренировка фальцетного регистра. Подготовка к празднику 8 Марта | Музыкальное занятие - репетиция | Вокально-хоровая работа, коллективное исполнение песен, работа с солистами | 1 | |
| 8 | Певческое вибрато – развитие механическим путем | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа | 1 | |
| 9 | Певческое вибрато – развитие механическим путем | Музыкальное занятие | Вокально-хоровая работа | 1 | |
| 10 | Обобщение зун, работа в комплексе | Творческий отчёт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |
| Раздел IV. «Музыкально- образовательные беседы» | 8 | |
| 1 | Классическая музыка XIX века | Музыкальное занятие | Беседа, пластическое интонирование, двигательные импровизации. | 1 | |
| 2 | Музыка XX века | Музыкальное занятие | Беседа, пластическое интонирование, двигательные импровизации. | 1 | |
| 3 | Современная песня, её особенности | Музыкальное занятие | Разучивание песен, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 4 | Разучивание партий. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Сольфеджирование, разучивание песен, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 5 | Разучивание партий. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Сольфеджирование, разучивание песен, коллективное исполнение, работа по группам. | 1 | |
| 6 | Охрана детского голоса. Мутация. Подготовка к заключительному концерту | Музыкальное занятие-репетиция | Беседа, коллективное исполнение, работа по группам и с солистами | 1 | |
| 7 | Обобщение зун. Подготовка к заключительному концерту | Репетиция | Коллективное исполнение, работа по группам и с солистами. | 1 | |
| 8 | Заключительный концерт | Концерт | Коллективное, групповое и сольное исполнение. | 1 | |