Рабочая программа внеурочной деятельности фольклорного кружка «Родники»
(духовно - нравственного направления)
Цель программы:
-ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
Задачи:
- способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования;
- приобщить обучающихся к творческой, исследовательской деятельности;
- развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Родники» являются формирование следующих умений:
- приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
- формирование у обучающихся мотивации к получению знаний,
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Родники» у учащихся станут универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться:
- планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
- разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Родники» является сформированность у обучающихся знаний:
- о своей этнической и национальной принадлежности;
- традициях русского народа и истории России;
- общечеловеческих и национально-культурных ценностях;
- особенностях природы, культуры и религии русского народа;
умений:
- уважительно относиться к истории и культуре русского народа;
- быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;
- ориентироваться в социуме;
- любить и беречь природу своей Родины, своего края;
- уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества.
II. Содержание программы
1 класс – 33 часа
1 «В гостях у Матушки природы» - 11 часов
2. «Зима на мороз, а мужик на празднике» - 6 часов
3. «Сокровища бабушкиного короба» - 16 часов
2 класс – 34 часа
1 «Матушка Осень» - 11 часов
2. «Зимние забавы» - 7 часов
3. «Весна –красна» - 16 часов
3класс - 34 часа
«Дело мастера боится» - 8 часов
«Тётушка Арина рассказывает» - 4 часа
«Проказы старухи зимы» - 11 часов
«Сделал дело – гуляй смело» - 11 часов
4 класс - 34 часа
1. Край родной навек любимый - 12 часов
2. «Красна изба не углами, а красна пирогами» - 7 часов
3. «Мифология восточных славян» - 6 часов
4. «Здравствуй, Весна!» - 9 часов
III.Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
В гостях у Матушки природы |
1 | Старт игры – путешествие. | 1 | Воспринимать на слух информацию о русском народном творчестве. Воспроизводить пословицы, поговорки, считалки, потешки. Воспринимать на слух русские народные сказки. Читать сказки вслух. Инсценировать русские народные сказки. Рисовать и лепить из пластилина сказочных персонажей. Разучить потешки, считалки. |
2 | Поделки из природного материала | 1 |
3 | Поделки из овощей | 1 |
4 | Книжка малышка | 1 |
5 | Книжка малышка. Коллективная работа. | 1 |
6 | Пословицы, поговорки. Собираем пословицы, приметы об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке | 1 |
7 | Загадки. Рисуем осень. | 1 |
8 | «Рябинкины именины» | 1 |
9 | «Невеличка-птичка и та праздник свой знает» | 1 |
10 | Изготовление кормушек | 1 |
11 | Изготовление кормушек. Выставка. | 1 |
«Зима на мороз, а мужик на праздники» |
12 | Зима. Занятие людей зимними вечерами. | 1 | Воспринимать на слух информацию о зимних народных праздниках. Разучить несколько наиболее известных игр (Баба Яга, В углы, Жмурки, Два Мороза) и играть в них. Изготовлять ёлочные игрушки и маски. Разучить колядки и песни. Воспроизводить наизусть колядки и песни. |
13 | Ёлка – символ рождества. Игры у ёлки. | 1 |
14 | Изготовление ёлочных игрушек и масок. | 1 |
15 | Изготовление ёлочных игрушек и масок. | 1 |
16 | Встреча нового года. Новогодние песни, стихи. | 1 |
17 | Колядки. Обряд песен. | 1 |
«Сокровища бабушкиного короба» |
18 | Русский народный … | 1 | Разучивание масленичных песен. Делать соломенное чучело – Масленицу. Петь песни частушки, водить хороводы. Воспринимать на слух информацию о праздновании Пасхи. Смотреть презентацию по теме. Играть в русские народные игры: «Вербавербочка», «Солнышко-ведрышко». Расписывать пасхальные яйца, |
19 | Частушки | 1 |
20 21 | «Русская матрёшка» | 2 |
22 | Экскурсия в музей | 1 |
23 | Весенние праздники | 1 |
24 | Масленица | 1 |
25 | Народные игры | 1 |
26,27 | Праздник СОРОКИ | 2 |
28 | Праздник Светлой Пасхи | 1 |
29 | Оформление Пасхальных корзин | 1 |
30 | Вспомни русские обычаи. Вспомни нашу старину. | 1 |
31 | Богатая забава | 1 |
32 | Русская народная игра | 1 |
33 | «Без берёзы не мыслима Россия» | 1 |
| Всего: | 33 | |
2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
«Матушка Осень» |
1 | «Мир глазами наших предков». Старт игры-путешествия. | 1 | Воспринимать на слух информацию о русском народном творчестве. Воспроизводить пословицы, поговорки, считалки, потешки. Воспринимать на слух русские народные сказки. Читать сказки вслух. Выражать своё мнение о прочитанной сказке. Инсценировать русские народные сказки. Узнать о разных видах русских народных игрушек |
2 | Поделки из овощей и природного материала | 1 |
3 | Творческая мастерская «Очей очарование» | 1 |
4 | Яблочные посиделки. | 1 |
5 | Русские народные игрушки | 1 |
6 | Знакомство с филимоновской дымковской игрушкой. | 1 |
7 | Знакомство с «Русской матрёшкой» | 1 |
8 | Мастерская детских народных игрушек. | 1 |
9 | Праздник «В гостях у матрёшки» | 1 |
10 | «В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам. | 1 |
11 | Творческая мастерская. «Мой любимый сказочный герой» | 1 |
«Зимние забавы» |
12 | «Праздник сказок». | 1 | Воспринимать на слух информацию о зимних народных праздниках. Разучить несколько наиболее известных игр (Баба Яга, В углы, Жмурки, Два Мороза) и играть в них. Изготовлять ёлочные игрушки и маски. Разучить колядки и песни. Воспроизводить наизусть колядки и песни. Рисовать и лепить из пластилина сказочных персонажей. |
13 | Ёлка – символ рождества. Игры у ёлки. | 1 |
14 | «Мастерская Деда Мороза». | 1 |
15 | Встреча нового года. Новогодние песни, стихи. | 1 |
16 | «Готовимся к зимним святкам». | 1 |
17,18 | Обереги для дома | 2 |
«Весна – Красна» |
19 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Разучивание масленичных песен. Делать соломенное чучело – Масленицу. Петь песни частушки, водить хороводы. Воспринимать на слух информацию о праздновании Пасхи. Смотреть презентацию по теме. Играть в русские народные игры: «А мы просо сеяли», «Со вьюном я хожу». Расписывать пасхальные яйца, |
20 | Экскурсия в школьный музей | 1 |
21 | Весенние праздники | 1 |
22 | Вербное воскресенье. Мастерская. | 1 |
23 | Масленица | 1 |
24 | Народные игры | 1 |
25 | Праздник СОРОКИ | 1 |
26 | Праздник Светлой Пасхи | 1 |
27 | Оформление Пасхального яйца | 1 |
28 | «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная. | 1 |
29- 30 | «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…» Праздник хоровода | 2 |
31 | Богатырская забава | 1 |
32 | Русская народная игра «А мы просо сеяли» | 1 |
33 | «Что было, что будет». Подведение итогов игры в классе. | 1 |
34 | Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!» | 1 |
| Всего | 34 | |
3 класс
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
«Дело мастера боится» |
1 | «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина. Старт игры-путешествия. | 1 | Знакомство с маршрутом и сюжетом путешествия на этот год. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем. |
2 | «Худо тому, у кого пусто в дому». | 1 | Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика. |
3 | «Волшебный мир ремёсел» | 1 | Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов. |
4 | Мастерская народных ремёсел. | 1 | Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов. |
5 | «Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай» | 1 | Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними. |
6 | Экскурсия в музей «Каинск 1722-1917 г» | 1 | Посещение музея |
7 | «Балаган» | 1 | Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов. Мастер класс по изготовлению домового. |
8 | «Тихая моя Родина Каинская сторона» | 1 | Видео – урок Посещение музея. |
«Тётушка Арина рассказывает» |
9 | Малые жанры русского фольклора: | 1 | Прибаутки, шутками, пословицы, поговорки, загадки, считалки, докучные сказки. Что расскажут они о жизни людей в далёком прошлом? |
10 | «Малые фольклорные жанры» | 1 | Изготовление книги по устному народному творчеству. |
11 | «В гостях у Василисы Премудрой» Сказка для домового Кузи. | 1 | Викторина по русским народным сказкам. Самостоятельное рассказывание сказок детьми. |
12 | «Бабушкин сундук» | 1 | Игра по устному народному творчеству. |
«Проказы старухи зимы» |
13 | «Здравствуй, Зимушка-Зима» | 1 | Знакомство с зимними праздниками по народному календарю. |
14 | Праздник русского валенка. | 1 | Знакомство с появлением валенка в России. |
15 | «Новогодний калейдоскоп» | 1 | Фольклорный праздник в музее. |
16 | «Мастерская Деда Мороза». | 1 | Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для рождественской ярмарки. |
17 | «Готовимся к зимним святкам» | 1 | Знакомство с праздником Святки. |
18 | «Крещенские морозы» | 1 | История праздника КРЕЩЕНИЕ |
19 | «Молодецкие забавы» | 1 | Игротека на свежем воздухе. Катаемся на санках с горки, лепим снежную крепость и «берём её». |
20 | «Молодецкие забавы» | 1 | Игротека на свежем воздухе. Катаемся на санках с горки, лепим снежную крепость и «берём её». |
21 | Конкурс рисунков «Зимние забавы» | 1 | Творческая мастерская |
22 | «Бараба и Кулунда» | 1 | Видео-урок в музее. |
23 | «По следам палеонтологических находок» | 1 | Видео-урок в музее. |
«Сделал дело – гуляй смело» |
24 | «Великий пост всем прижмёт хвост» | 1 | Урок этической грамматики. Уроки и обычаи Великого поста. |
25 | «Нет милее дружка, чем родимая Матушка» | 1 | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
26 | «Хозяйкины помощники!» | 1 | Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской |
27 | «Масленица пришла!» | 1 | Фольклорный праздник в музее. |
28 | «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная. | 1 | Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. На уроках музыки разучиваем весенние заклички. |
29 | Вербное воскресенье. Мастерская. | 1 | Творческая мастерская |
30 | «Пасхальная радость» | 1 | Фольклорный праздник в музее. |
31 | «Архитектурные достопримечательности города Куйбышева» | 1 | Виртуальная экскурсия. |
32 | «Час Памяти» | 1 | Видео – урок в музее. |
33 | Фото-прогулка по городу. | 1 | Виртуальная экскурсия. |
34 | «Золотая россыпь народной мудрости». | 1 | Концерт с фольклорными номерами. |
| Всего | 34 | |
4 класс
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
«Край родной навек любимый» |
1 | Старт игры – путешествие. Знакомство с маршрутом путешествия. | 1 | Знакомство с маршрутом и сюжетом путешествия на этот год. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем. |
2 | Мир крестьянского дома. | 1 | Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем. |
3 | История Каинского уезда | 1 | Видео-урок |
4 | Династии ремесленников, промышленников, купцов. Ерофеевы, Масловы, Шкроевы. | 1 | Экскурсия по историческому городу Каинску |
5, 6 | Старинные купеческие особняки | 2 |
7 | Истории и легенды города Каинска | 1 | Знакомство с легендами города Куйбышева |
8 | Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома | 1 | Экскурсия в краеведческий музей школы |
9 | Кухонная утварь жителей Каинского уезда | 1 |
10 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Посещение краеведческого музея |
11 12 | Проект «Я люблю Каинск» | 2 | Выполнение проектных работ |
«Красна изба не углами, а красна пирогами» |
13 | Русские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. | 1 | Знакомство и национальной русской едой |
14 | Русские пироги и калачи | 1 | Знакомство с традиционной русской выпечкой |
15 | Русские напитки | 1 | Знакомство с традиционными русскими напитками |
16 | Праздничные блюда | 1 | Знакомство с праздничными русскими блюдами |
17, 18 | Праздник русского пирога | 2 | Знакомство с появлением пирога в России |
19 | «Стоит изба из кирпича. То холодна, то горяча» | 1 | Печь, чугунок, ухват-экскурсия в школьный музей |
«Мифология восточных славян» |
20 | Языческие боги и духи | 1 | Знакомство: Перун – бог грозы, покровитель военной дружины и князя; Велес – покровитель домашних животных, бог богатства; Даждьбог – солнечный бог – покровитель русского народа; Сварог – бог небесного огня, кузнец, покровитель семьи и искусства; Лада – его жена, мать богов, рожаница; Сварожич – их сын, бог земного огня, Мать – сыра земля. |
21 | Мифологические эпические герои: | 1 | Знакомство с былинами. Кий – основатель Киева; Щек; Хореев. Их противники – Змей-Горыныч, соловей-разбойник, Идолище поганое. |
22 | Сказочные герои | 1 | Викторина по сказкам. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо, Лесной царь, Водяной царь, Морской царь |
23 24 25 | Таинственные существа: | 3 | Работа с природным материалом. Домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, Мары, моры, кикиморы. |
«Здравствуй, Весна!» |
26 | История празднования «Масленицы» | 1 | Знакомство с традициями праздника «Масленица» |
27 | Праздник «Светлой Пасхи» | 1 | Знакомство с традициями праздника «Пасха» |
28 | МК «Пасхальное яйцо» | 1 | Роспись пасхального яйца |
29 30 31 | Праздник «СОРОКИ» | 3 | Знакомство с историей и традициями праздника «Сороки» |
32 | «Традиции русского народа» | 1 | Конкурс рисунков |
33 34 | Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину». | 2 | Фольклорный фестиваль. Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры. Подведение итогов года. |
| Всего | 34 | |