СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности»»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка



«Утверждаю»

Директор школы ________/ Долматова В.Н. /

Приказ от 30 августа 2024 г. № 249











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Формирование функциональной грамотности»

(глобальные компетенции)









Уровень общего образования, класс

среднее общее 9б

Количество часов - 32 ч.

Педагог дополнительного образования Моисеенко Ирина Юрьевна














1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности» направлена на развитие глобальных компетенций и составлена для 9б класса.

1.1Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


Нормативные документы

1

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 31.03.2015);

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 №1897; • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями); • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

2

Областной закон от 14.11.2013 №26 ЗС «Об образовании в Ростовской области»

3

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).

4

ФГОС ОООи Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России

5

Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

6

Устав школы

7

Образовательная программа школы

8

Годовой календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

9

Расписание учебных занятий на 2024-2025 учебный год

10

Учебный план на 2024-2025 учебный год

11

Учебник Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. – М.: Просвещение, 2021.

12

• Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»



1.2 ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

-развитие функциональной грамотности (глобальных компетенций) как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию;

2

- развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;


3

- формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;


4

- формирование собственного стиля мышления;


5

- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;


6

- освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.




1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа внеурочной деятельности


В соответствии с учебным планом школы на 2024-2025 учебный год, годовым календарным учебным графиком на 2024-2025 учебный год, расписанием на 2024-2025 учебный год на реализацию программы внеурочной деятельности в 9б классе — 32 часа, из расчета 1 час в неделю:


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учебного пособия для общеобразовательных организаций авторов Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. – М.: Просвещение, 2021.


Класс

Предмет

Количество часов (в год) по программе

Количество часов (в год) в рабочей программе

Всего в неделю


«Формирование функциональной грамотности»

(глобальные компетенции)

34

32

1



2. Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности


Программа курса внеурочной деятельности «Развитие глобальных компетенций» для учащихся 9-х классов рассчитана для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом, экологическом и обществоведческом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

Естественнонаучная грамотность является одним из основных компонентов функциональной грамотности. Данный курс направлен на формирование глобальных компетенций среди учащихся средней школы.

Глобальные компетенции – особый вид грамотности, который отвечает на вопрос о знаниях и умениях необходимых в будущем каждому человеку. Содержание курсов охватывает специфику всех компонентов функциональной грамотности и отражает особенности всех международных сопоставительных исследований, в которых принимают участие российские школьники: PISA, PIRLS, TIMSS. Материал данного курса максимально ориентирован на практическую деятельность слушателей. Он представлен минимальным количеством лекционного материала, предназначенным для того, чтобы напомнить определения основных понятий, связанных с глобальными компетенциями.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018г. No204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» . Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния .Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

«Глобальные компетенции» («globalcompetence», глобальная компетентность) были впервые включены в структуру функциональной грамотности в исследовании PISA–2018. Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность-человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (softs kills).







2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Разбираем смысл глобальных компетенций.


Основные понятия и термины, связанные с глобальными компетенциями. Почему человек

должен быть глобально компетентным? Глобальное и локальное в мире. Умение

распознать глобальное и локальное. Что такое глобальное мышление. Что такое

критическое и аналитическое мышление. Знания, умения и отношения между людьми.



2. Познавательные задания, развивающие глобальные компетенции.

Формирование отношения к глобальной проблеме. Поиск путей решения проблемы.

Обоснование собственных ответов и гипотез. Анализ информации по данной проблеме.

Оценивание предложенной информации с точки зрения ее отношения к определенным

целям. Обзор проблемы с разных точек зрения. Решение практических задач,

развивающих глобальные компетенции.


2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметные результаты

Обучающийся научится:

– выделять черты социальной сущности человека;

– определять роль духовных ценностей в обществе;

– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

– различать виды искусства;

– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

–раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и

последствия;

– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

– выявлять особенности научного познания;

– различать абсолютную и относительную истины;

– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

–выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной

действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и

самообразования в жизни человека;

– характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в

единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

–приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,

аргументировать свои суждения, выводы;

– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях

глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем;

– сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов;

– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

–различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в

ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями

гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,

выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения

конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

– раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

– различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов

семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в

образовательные организации профессионального и высшего образования


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до

получения и оценки результата);

• объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,

социальнофилософских позиций;

• рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• анализировать реальные социальные ситуации,

• выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых

основных социальных ролей.

Обучающийся получит возможность научиться:

• владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием

проектной деятельности на уроках и в социальной практике;


Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством

учителя);

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом;

• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

Обучающийся получит возможность научиться:

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный

способ.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

• оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• уважительно и доброжелательно относится к другому человеку и его мнению.

Обучающийся получит возможность научиться:

• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции,• сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы),

факты;

• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего

мнения и корректировать его.


Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в

общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни

общества, в благополучии и процветании своей

страны;

Обучающийся получит возможность для формирования:

• ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

• стремления к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

• признания равноправия народов, единства разнообразных культур;

• убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

• осознания необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей

ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями


Формы проведения занятий:

-познавательная беседа,

-социально-моделирующая игра,

-презентация, обмен мнениями, викторина,

-этическая беседа,

-круглый стол,

-сообщения,

-дебаты,

-тематический диспут,

-тестирование,

- деловая игра.















3.Поурочное планирование

Класс: 9б

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Измененная дата

1

Что такое «глобальные компетенции»?

1

03.09


2

Структура глобальных компетенций

1

10.09


3

Что значит быть глобально компетентным?

1

17.09


4

Что значит быть глобально компетентным?

1

24.09


5

Какие события могут изменить жизнь всего человечества?

1

01.10


6

Какие события могут изменить жизнь всего человечества?

1

08.10


7

Перечень глобальных проблем ООН

1

15.10


8

Умение распознать глобальное и локальное

1

22.10


9

Умение распознать глобальное и локальное

1

12.11


10

Мыслить глобально и действовать локально

1

19.11


11

Мыслить глобально и действовать локально

1

26.11


12

Что такое мыслить аналитически?

1

03.12


13

Что такое мыслить критически?

1

10.12


14

Умение мыслить аналитически и критически

1

17.12


15

Умение мыслить аналитически и критически

1

24.12


16

Знания, умения и отношения между людьми

1

14.01


17

Знания, умения и отношения между людьми

1

21.01


18

Основные навыки взаимодействия с людьми

1

28.01


19

Основные навыки взаимодействия с людьми

1

04.02


20

Уважение интересов и мнений

1

11.02


21

Уважение интересов и мнений

1

18.02


22

Открытость по отношению к людям других культур

1

25.02


23

Открытость по отношению к людям других культур

1

04.03


24

Научное объяснение явлений

1

11.03


25

Применение методов научного исследования

1

18.03


26

Применение методов научного исследования

1

08.04


27

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

1

15.04


28

Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения

1

22.04


29

Почему каждому в современном мире важно развивать свои глобальные компетенции?

1

29.04


30

Тестирование «Знания глобальных проблем и межкультурные знания»

1

06.05


31

Анализ результатов тестирования

1

13.05


32

Итоговое занятие

1

20.05




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ____________ Спасибова Е.В.

учителей математики и информатики 29.08.2024 года

МБОУ СОШ № 3

От 29.08.2024 года №1

__________ Спасибова Е.В.