СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Повторение всех разделов языкознания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"»


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Говорим и пишем правильно»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Говорим и пишем правильно» по внеурочной деятельности предназначена для подготовки учащихся 11 класса к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

Целью реализации ООП СОО по курсу внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» является расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь и достижение обучающимися результатов освоения ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ООП СОО.

Цель курса: освоение обучающимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

-изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

-совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

-дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

-обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

-освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка.




Курс внеурочной деятельности обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

-умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

-умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

-умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

-умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

-умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

-умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

-умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

-умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1)владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

•разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

•умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

•умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

•разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2)способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3)готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4)овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1)представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2)осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3)владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

•создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно- научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4)освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуацияи ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5)проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.


Содержание курса внеурочной деятельности



п/п

Название

разделов и тем

Содержание

темы

Кол-во

часов

1

Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку

Знакомятся со структурой и содержанием КИМов по русскому языку. Цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией

1

2

Язык и речь.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Зад. 1-3,23,25

2

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). Зад.4


2

4

Три принципа русской орфографии: традиционной, фонетический и морфологический.

Правописание приставок. Пра­во­пи­са­ние корней. Зад.9,10

2

5

Морфология. Орфография. Пра­во­пи­са­ние суффиксов.

Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в суффиксах. Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов при­ча­стий на­сто­я­ще­го и прошедшего времени. Зад.11,12,15

3

6

Морфология. Орфография. Пра­во­пи­са­ние НЕ с различными частями речи

Пра­во­пи­са­ние НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание слов. Зад.13,14


3

7

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы.

Знать определения понятий. Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику. Зад.5-6, 24,26

2


8

Фразеология. Типы фразеологических единиц

Использование в речи. Понятие фразеологизма. Происхождение фразеологизмов. Зад.24

1

9

Изобразительно-выразительные средства языка.

Знать средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм;уметь находить тропы в тексте. Зад.26

2

10

Морфология. Грамматические нормы русского языка. Словообразовательные и морфологические нормы.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Задание 7.


1

11

Нормы со­гла­со­ва­ния.

Правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом), управления, примыкания. По­стро­е­ние предложения с деепричастием. Син­так­си­че­ские нормы. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Задание 8.


2

12

Синтаксис. Пунктуация. Знаки пре­пи­на­ния в про­стом осложненном предложении.

Знаки пре­пи­на­ния в про­стом предложении с од­но­род­ны­ми членами. Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами. Знаки пре­пи­на­ния при сло­вах и конструкциях, не свя­зан­ных с чле­на­ми предложения. Зад.16,17,18

2

13

Знаки препинания в ССП, СПП, БСП. Сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы. Знаки препинания в СП. Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложениях с раз­ны­ми видами связи. Задание 19,20

3

14

Тире и двоеточие в БСП.

Постановка двоеточия и тире в БСП. Задание 21.

2

15

Тестирование.

Уметь находить синтаксические и лексические средства в тексте.

1

16

Выполнение контрольного тестирования.

Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании.


Резерв-3

2






Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

в 11 классе



Тема занятия

Кол-во

часов

Дата


по

плану

по

факту


Раздел 1. Введение. Язык. Речь. (3ч.)


1

Цели и задачи курса.

1

5.09



2

Язык и речь. Информационная обработка публицистических и художественных текстов.

2

12.09

19.09









Раздел 2 Орфоэпия. Орфография. Морфология. (10ч.)


3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

2

26.09 3.10



4

Правописание приставок. Пра­во­пи­са­ние корней

2

10.10 17.10



5

Пра­во­пи­са­ние суффиксов.

3

24.10. 7.11 14.11



6

Пра­во­пи­са­ние НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание слов.

3

21.11 28.11 5.12



Раздел 3.Лексика (8ч.)


7

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы.

2

12.12 19.12



8

Фразеология. Типы фразеологических единиц.

1

26.12



9

Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические выразительные средства. Тропы.

2

9.01 16.01





10

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением

3

23.01 30.01 6.02





Раздел 5.Синтаксис. Пунктуация (7ч.)


11

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

2

13.02 20.02



12

Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

27.02



13

Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

5.03



14

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

12.03



15

Тире и двоеточие в БСП.

2

19.03 2.04



16

Тестирование.

3

9.04 16.04 23.04



Резерв-3 17.05 24.05


1


Итого: 34 часа








Литература


1. ЕГЭ 2024 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2023,2024.

2. ЕГЭ 2024 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо,2024.

3.ЕГЭ 2024. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько,.И.Львова.-М.:Эксмо, 2020.

4. Сенина Н.А. ЕГЭ 2024. Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2024.

Интернет-ресурсы:

http://4ege.ru/

http://www.fipi.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!