Рабочая программа внеурочной деятельности
«Говорим и пишем правильно»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Говорим и пишем правильно» по внеурочной деятельности предназначена для подготовки учащихся 11 класса к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Целью реализации ООП СОО по курсу внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» является расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь и достижение обучающимися результатов освоения ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ООП СОО.
Цель курса: освоение обучающимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
-изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
-совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
-дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
-обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
-освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка.
Курс внеурочной деятельности обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
-умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
-умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
-умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
-умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
-умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
-умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
-умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:
1)владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
•разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
•умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
•умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
•разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2)способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3)готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4)овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:
1)представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2)осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3)владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
•осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
•способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
•владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
•создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно- научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
•подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
•применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
•соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
•осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4)освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуацияи ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5)проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название разделов и тем | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку | Знакомятся со структурой и содержанием КИМов по русскому языку. Цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией | 1 |
2 | Язык и речь. | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Зад. 1-3,23,25 | 2 |
3 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). Зад.4 | 2 |
4 | Три принципа русской орфографии: традиционной, фонетический и морфологический. | Правописание приставок. Правописание корней. Зад.9,10 | 2 |
5 | Морфология. Орфография. Правописание суффиксов. | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего и прошедшего времени. Зад.11,12,15 | 3 |
6 | Морфология. Орфография. Правописание НЕ с различными частями речи | Правописание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Зад.13,14 | 3 |
7 | Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. | Знать определения понятий. Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику. Зад.5-6, 24,26 | 2 |
8 | Фразеология. Типы фразеологических единиц | Использование в речи. Понятие фразеологизма. Происхождение фразеологизмов. Зад.24 | 1 |
9 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Знать средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм;уметь находить тропы в тексте. Зад.26 | 2 |
10 | Морфология. Грамматические нормы русского языка. Словообразовательные и морфологические нормы. | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Задание 7. | 1 |
11 | Нормы согласования. | Правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом), управления, примыкания. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Задание 8. | 2 |
12 | Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Зад.16,17,18 | 2 |
13 | Знаки препинания в ССП, СПП, БСП. Сочинительные и подчинительные союзы. | Сочинительные и подчинительные союзы. Знаки препинания в СП. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Задание 19,20 | 3 |
14 | Тире и двоеточие в БСП. | Постановка двоеточия и тире в БСП. Задание 21. | 2 |
15 | Тестирование. | Уметь находить синтаксические и лексические средства в тексте. | 1 |
16 | Выполнение контрольного тестирования. | Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании. Резерв-3 | 2 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
в 11 классе
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |
Раздел 1. Введение. Язык. Речь. (3ч.) | |
1 | Цели и задачи курса. | 1 | 5.09 | | |
2 | Язык и речь. Информационная обработка публицистических и художественных текстов. | 2 | 12.09 19.09 | | |
| | | | | |
Раздел 2 Орфоэпия. Орфография. Морфология. (10ч.) | |
3 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 2 | 26.09 3.10 | | |
4 | Правописание приставок. Правописание корней | 2 | 10.10 17.10 | | |
5 | Правописание суффиксов. | 3 | 24.10. 7.11 14.11 | | |
6 | Правописание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 3 | 21.11 28.11 5.12 | | |
Раздел 3.Лексика (8ч.) | |
7 | Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. | 2 | 12.12 19.12 | | |
8 | Фразеология. Типы фразеологических единиц. | 1 | 26.12 | | |
9 | Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические выразительные средства. Тропы. | 2 | 9.01 16.01 | | |
| |
10 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением | 3 | 23.01 30.01 6.02 | | |
| |
Раздел 5.Синтаксис. Пунктуация (7ч.) | |
11 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | 2 | 13.02 20.02 | | |
12 | Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 27.02 | | |
13 | Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 5.03 | | |
14 | Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 12.03 | | |
15 | Тире и двоеточие в БСП. | 2 | 19.03 2.04 | | |
16 | Тестирование. | 3 | 9.04 16.04 23.04 | | |
Резерв-3 17.05 24.05 | | 1 |
| Итого: 34 часа | | | | |
Литература
1. ЕГЭ 2024 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2023,2024.
2. ЕГЭ 2024 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо,2024.
3.ЕГЭ 2024. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько,.И.Львова.-М.:Эксмо, 2020.
4. Сенина Н.А. ЕГЭ 2024. Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2024.
Интернет-ресурсы:
http://4ege.ru/
http://www.fipi.ru/